Рассмотрено влияние уклонов на подходах к перекрестку на задержки городского общественного транспорта.
В зоне регулируемых перекрестков ГОТ теряет до 12%, а его задержки в зоне остановочных пунктов (ОП) достигают 25% общего времени нахождения ГОТ на маршруте [1]. Если учесть, что ОП в большинстве случаев располагаются в зоне перекрестков, то минимизация потерь времени ГОТ здесь становится важной задачей. И речь должна идти не о минимизации потерь времени на отдельно взятом перекрестке, а на совокупности их, находящейся в какой-либо зоне, например, в центре города.
Для моделирования величины задержек в какой-либо зоне города наряду с другими важными факторами, выступает величина уклона на подходе к перекрестку (транспортному узлу). Известно [2], что при изменении уклона от -0,06 до +0,06 пропускная способность одной полосы проезжей части возрастает с 530 до 1356 авт/ч, т.е. в 2,5 раза. Но величина уклона может изменяться и в более широких пределах. Поэтому важно иметь информацию о величинах уклонов на подходах к перекресткам. При определении последних важно рассчитать потери времени ГОТ в зависимости от величины уклона и номера единицы подвижного состава, стоящей в очереди у регулируемого перекрестка. Такие исследования применительно к центру Киева уже проводились [1].
В центральном ядре г.Киева насчитывается около 200 перекрестков. Распределение величин уклонов на подходах к ним (подъем или спуск) показано на рис.1. На рис.2 приведена зависимость затрат времени у регулируемых перекрестков от величины уклона. В результате исследования получены следующие корреляционные зависимости между номерами поездной единицы ГОТ в очереди (х), величины уклона и потери времени (у).
Открывается возможность говорить о потере времени в данном направлении (следует ГОТ прямо, поворачивает налево или направо) через перекресток в зависимости от сочетания величин и направлений уклонов.
Рис.1 Распределение уклонов в зоне перекрестков в центре г. Киева.
Рис.2. Зависимость затрат времени у регулируемых перекрёстков
от величины уклона
I – уклон 0-20‰ 3 – уклон 40-60‰
2 – уклон 20-40‰ 4 – уклон 60-80‰
Литература
1.Дубова С.В. Метод расчета маршрутной сети городского пассажирского транспорта с учетом автоматизированного управления движением // Диссертация на соискание… к.т.н. Киев,1989-148с.
2.Самойлов Д.С., Юдин В.А., Рушевский П.В. Организация и безопасность городского движения - М.: Высшая Школа, 1981 - 255с.
От научного редактора: полученные модели легко объединяются в зависимость t=f(i,n)=a(i)+b(i)n = 1,55i+0,82+1,99in+2,58n