Приводится обзор новых технических решений систем рельсового транспорта (на примере г.Москва).
Модернизация транспортных систем,
включая рельсовый транспорт, направлена на технический
прогресс в области транспортной инфраструктуры в целом,
а также на рациональное использование его видов в
увязке с планировкой городских территорий и пригородных
зон с целью решения вопросов удобного передвижения
пассажиров при наименьших затратах времени. Основные
направления модернизации транспортных систем крупных
городов страны должны обеспечивать решение следующих
задач:
-сокращение затрат времени населения на поездки;
-удобство и доступность остановочных пунктов, станций,
платформ, узлов пересадки;
-взаимодействие разных видов транспорта между собой
и с планировочной структурой города;
-безопасность поездок и повышение уровня информированности
пассажиров;
-техническое совершенствование транспортных средств
(подвижной состав, пути, устройства управления, сигнализации
и др.).
Наибольшие возможности в реализации поставленных задач
имеет скоростной рельсовый транспорт: электрифицированный
ж/д транспорт, метрополитен и его модификациями (легкий
и об-легченный тип), монорельс, поезда на магнитном
подвесе.
Величина минимального пассажиропотока, экономически
оправдывающего данный вид транспорта, для электрифицированной
железной дороги и метрополитена (вылетные наземные
линии) достигает 10 тыс. пасс/ч, а для наземного (автобус,
троллейбус, трамвай) — от 200 до 400пасс/ч.
В последние годы реализуется программа «Российская
электричка». Электричка «экспресс» имеет среднюю маршрутную
скорость 74-83 км/ч (обычная электричка - 46,3 км/ч),
максимальная скорость достигает 129 км/ч (прирост
маршрутной скорости составил 30%; ранее - максимум
0,8 км/ч в год). Электропоезд составлен из вагонов
разных классов (их три), определяющих ком-форт поездки,
укомплектован, барами, системами спутниковой связи
и аудиовизуальной информации, комфортабельными сиденьями…
Экспресс-поезда на электрической тяге с 1999 г. выпускает
Демиховский машиностроительный завод (Московская область),
опередивший по мощности Рижский завод и заменивший
его в поставке электричек. Расстояние в 383 км экспресс
преодолевает за 4ч. 35 мин. при маршрутной скорости
83,3 км/ч.
У поездов «Экспресс» большие перспективы. Возможно,
что пригородное движение будет осуществляться преимущественно
такими электропоездами.
Основную часть используемых пока вагонов метрополитена
(их парк 4300 единиц) начали выпускать еще в 1978-79
годах. Парк подвижного состава Московского метрополитена
в 2005 г. пополнился поездом нового поколения «Русич»
с принципиально иным типом тягового привода, оснащенным
микропроцессорной системой управления. В кабине машиниста
установлен монитор, на который подается изображение
с бортовых видеокамер, а на другом экране высвечивается
вся необходимая информация о работе поезда в данный
момент времени. Уровень шума снижен до 72 децибел
(обычный уровень шума в вагоне 96 децибел), а система
пневматической подвески позволила значительно уменьшить
тряску и вибрацию поезда. Впервые в поезде установлена
система принудительной вентиляции, действует система
поддержания температуры в холодное время года. «Русичи»
длиннее традиционных вагонов в 1,5 раза, а длина двухсекционных
вагонов «русичей» - 28,15 м.
В течение ближайших 3-5 лет планируется обновить весь
подвижной состав Московского метрополитена. На Бутовской
линии функционирует 13 новых поездов, на Филевской
линии намечено пустить 5 «Русичей»...
Продолжает развиваться сеть Московского метрополитена.
В ближайшее время будут построены участки Митинско-Строгинской
линии от станции «Парк Победы» до «Кунцевской» и от
«Крылатского» до «Строгино». На Люблинско-Дмитровской
линии планируется проложить участок от «Чкаловской»
до «Трубной» с пересадочными узлами на Калужско-Рижскую
и Серпуховско-Тимирязевскую линии. Станция «Маяковская»
получила второй выход из метро, реконструируется старый
выход.
В Московском метро (пока экспериментально) обеззараживают
вагоны и эскалаторы, для чего используются бактерицидные
ультрафиолетовые установки. Они содержат восемь светильников
по 170 ватт. На обработку всего поезда требуется,
в зависимости от числа вагонов, 3-4 часа. Такие установки
действуют в депо «Калужская», на эскалаторах станций
«Баррикадная», «Китай-город» и в переходе на «Павелецкой».
При относительно небольших габаритах (1100x380x50
мм.) одна УФ-установка способна очистить от инфекций
400 кубометров воздуха. По окончании испытаний УФ-установка
найдет широкое применение.
На МЖД в качестве средств контроля доступа на перрон
используется турникетные линии, а в качестве проездного
документа - пластиковые карты с микрочипами. Последние,
по сути, являются микрокомпьютерами с процессорами,
памятью и программами. Карты с микрочипами называются
смарт-картами, имеющими высокую степень защиты. МЖД
и Правительством Москвы принято решение о внедрении
на основе смарт-карты проездного билета единого образца
для проезда на метро, наземном городском транспорте,
маршрутном такси, пригородной электричке.
Важным нововведением последних лет стало применение
в 1999г. на крупных станциях столицы и Подмосковья
автоматизированной системы оплаты, контроля и учета
проезда пассажиров в электропоездах (АСОКУПЭ), что
обеспечило полную ликвидацию безбилетного проезда
и передачу необходимой информации на вычислительный
центр. Новая технология помогает осуществить начавшийся
осенью 2003г. перевод отечественных железных дорог
на коммерческую эксплуатацию. Система АСОКУПЭ, кроме
Москвы, успешно внедряется на станциях линий пригородно-городских
сообщений многих городов - крупных железнодорожных
узлов: Новосибирск, Пермь, Уфа, Казань, Хабаровск,
Владивосток. Применение новой технологии позволило
дорогам не только избавиться от убытков в пригородном
сообщении, но и обеспечить дальнейший прогресс в организации
пассажирских пригородно-городских перевозок.
Литература
1. Сотников Е.А. История и перспективы мирового и
российского железнодорожного транспорта, 1800-2100
годы. - М.: Интекст, 2005.
2.«Архитектура, строительство, дизайн», 2005, № 1(47).