Техническая модернизация систем рельсового транспорта в крупных городах

З.В. Азаренкова

Приводится обзор новых технических решений систем рельсового транспорта (на примере г.Москва).

Модернизация транспортных систем, включая рельсовый транспорт, направлена на технический прогресс в области транспортной инфраструктуры в целом, а также на рациональное использование его видов в увязке с планировкой городских территорий и пригородных зон с целью решения вопросов удобного передвижения пассажиров при наименьших затратах времени. Основные направления модернизации транспортных систем крупных городов страны должны обеспечивать решение следующих задач:
-сокращение затрат времени населения на поездки;
-удобство и доступность остановочных пунктов, станций, платформ, узлов пересадки;
-взаимодействие разных видов транспорта между собой и с планировочной структурой города;
-безопасность поездок и повышение уровня информированности пассажиров;
-техническое совершенствование транспортных средств (подвижной состав, пути, устройства управления, сигнализации и др.).
Наибольшие возможности в реализации поставленных задач имеет скоростной рельсовый транспорт: электрифицированный ж/д транспорт, метрополитен и его модификациями (легкий и об-легченный тип), монорельс, поезда на магнитном подвесе.
Величина минимального пассажиропотока, экономически оправдывающего данный вид транспорта, для электрифицированной железной дороги и метрополитена (вылетные наземные линии) достигает 10 тыс. пасс/ч, а для наземного (автобус, троллейбус, трамвай) — от 200 до 400пасс/ч.
В последние годы реализуется программа «Российская электричка». Электричка «экспресс» имеет среднюю маршрутную скорость 74-83 км/ч (обычная электричка - 46,3 км/ч), максимальная скорость достигает 129 км/ч (прирост маршрутной скорости составил 30%; ранее - максимум 0,8 км/ч в год). Электропоезд составлен из вагонов разных классов (их три), определяющих ком-форт поездки, укомплектован, барами, системами спутниковой связи и аудиовизуальной информации, комфортабельными сиденьями…
Экспресс-поезда на электрической тяге с 1999 г. выпускает Демиховский машиностроительный завод (Московская область), опередивший по мощности Рижский завод и заменивший его в поставке электричек. Расстояние в 383 км экспресс преодолевает за 4ч. 35 мин. при маршрутной скорости 83,3 км/ч.
У поездов «Экспресс» большие перспективы. Возможно, что пригородное движение будет осуществляться преимущественно такими электропоездами.
Основную часть используемых пока вагонов метрополитена (их парк 4300 единиц) начали выпускать еще в 1978-79 годах. Парк подвижного состава Московского метрополитена в 2005 г. пополнился поездом нового поколения «Русич» с принципиально иным типом тягового привода, оснащенным микропроцессорной системой управления. В кабине машиниста установлен монитор, на который подается изображение с бортовых видеокамер, а на другом экране высвечивается вся необходимая информация о работе поезда в данный момент времени. Уровень шума снижен до 72 децибел (обычный уровень шума в вагоне 96 децибел), а система пневматической подвески позволила значительно уменьшить тряску и вибрацию поезда. Впервые в поезде установлена система принудительной вентиляции, действует система поддержания температуры в холодное время года. «Русичи» длиннее традиционных вагонов в 1,5 раза, а длина двухсекционных вагонов «русичей» - 28,15 м.
В течение ближайших 3-5 лет планируется обновить весь подвижной состав Московского метрополитена. На Бутовской линии функционирует 13 новых поездов, на Филевской линии намечено пустить 5 «Русичей»...
Продолжает развиваться сеть Московского метрополитена. В ближайшее время будут построены участки Митинско-Строгинской линии от станции «Парк Победы» до «Кунцевской» и от «Крылатского» до «Строгино». На Люблинско-Дмитровской линии планируется проложить участок от «Чкаловской» до «Трубной» с пересадочными узлами на Калужско-Рижскую и Серпуховско-Тимирязевскую линии. Станция «Маяковская» получила второй выход из метро, реконструируется старый выход.
В Московском метро (пока экспериментально) обеззараживают вагоны и эскалаторы, для чего используются бактерицидные ультрафиолетовые установки. Они содержат восемь светильников по 170 ватт. На обработку всего поезда требуется, в зависимости от числа вагонов, 3-4 часа. Такие установки действуют в депо «Калужская», на эскалаторах станций «Баррикадная», «Китай-город» и в переходе на «Павелецкой». При относительно небольших габаритах (1100x380x50 мм.) одна УФ-установка способна очистить от инфекций 400 кубометров воздуха. По окончании испытаний УФ-установка найдет широкое применение.
На МЖД в качестве средств контроля доступа на перрон используется турникетные линии, а в качестве проездного документа - пластиковые карты с микрочипами. Последние, по сути, являются микрокомпьютерами с процессорами, памятью и программами. Карты с микрочипами называются смарт-картами, имеющими высокую степень защиты. МЖД и Правительством Москвы принято решение о внедрении на основе смарт-карты проездного билета единого образца для проезда на метро, наземном городском транспорте, маршрутном такси, пригородной электричке.
Важным нововведением последних лет стало применение в 1999г. на крупных станциях столицы и Подмосковья автоматизированной системы оплаты, контроля и учета проезда пассажиров в электропоездах (АСОКУПЭ), что обеспечило полную ликвидацию безбилетного проезда и передачу необходимой информации на вычислительный центр. Новая технология помогает осуществить начавшийся осенью 2003г. перевод отечественных железных дорог на коммерческую эксплуатацию. Система АСОКУПЭ, кроме Москвы, успешно внедряется на станциях линий пригородно-городских сообщений многих городов - крупных железнодорожных узлов: Новосибирск, Пермь, Уфа, Казань, Хабаровск, Владивосток. Применение новой технологии позволило дорогам не только избавиться от убытков в пригородном сообщении, но и обеспечить дальнейший прогресс в организации пассажирских пригородно-городских перевозок.

Литература
1. Сотников Е.А. История и перспективы мирового и российского железнодорожного транспорта, 1800-2100 годы. - М.: Интекст, 2005.
2.«Архитектура, строительство, дизайн», 2005, № 1(47).


© S.Waksman, 2002