Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния
 

Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг@Mail.ru
 

Проблемы и пути реформирования российского рынка таксомоторных перевозок

Р.Н.Рогова

Выполнен анализ современного состояния российского и зарубежного рынка таксомоторных перевозок, выделены ключевые проблемы, определены перспективы его развития и опыта регулирования и дерегулирования рынка такси в странах Западной Европы и США.

Необходимость реформирования организации таксомоторных перевозок на российском рынке транспортных услуг обусловлена, с одной стороны, социально-политической важностью и необ-ходимостью предоставления населению качественных услуг по перевозке пассажиров автомобилями-такси, а с другой – отсутствием эффективного государственного механизма регулирования и контроля, гарантирующего это качество. Полная дестабилизация российского рынка таксомоторных перевозок, отсутствие чёткой нормативно-правовой базы, организационно-экономических меха-низмов регулирования, реальных методов борьбы с нелегитимным извозом и низким качеством транспортного обслуживания населения вызвали необходимость разработки таких механизмов и моделей регулирования, которые позволят ликвидировать подобные пробелы и улучшить работу таксомоторного транспорта.
Не останавливаясь подробно на ретроспективе развития таксомоторных перевозок, освещённой в исследованиях автора или выполненных под его руководством [1-3] и, вместе с тем, основы-ваясь на предыдущем опыте и анализе тенденций развития рынка таксомоторных перевозок в современных условиях, представляется целесообразным остановиться на некоторых основных аспектах этой проблемы. И здесь следует подробнее остановиться на зарубежном опыте [4].
На основе анализа зарубежного опыта различных стран выявлено множество разнообразных современных систем государственного регулирования таксомоторных перевозок, используемых различными странами как инструмент поддержки и контроля эффективности данного сектора рынка. Используя два основных блока критериев оценки, – количественный (количество операторов такси
- доступ к рынку) и качественный (уровень качества их обслуживания - допуск к профессии) – все существующие варианты государственного регулирования индустрии такси были сгруппированы в матрицу сценариев, базирующуюся на четырёх основных сценариях развития:
1.«Скользкая дорога» - низкие стандарты качества для допуска к профессии с некоторой степенью контроля качества.
2.«Улица возможностей» - высокие стандарты качества для допуска к профессии с некоторой степенью контроля качества.
3.«Cul-de-sac (Тупик)» – низкие стандарты качества для допуска к профессии со свободным доступом к рынкам (нет контроля качества).
4.«Автострада качества» – высокие стандарты качества для допуска к профессии со свободным доступом к рынкам.
Анализ матрицы сценариев развития индустрии такси на примере западноевропейских стран позволил определить для каждой из стран основные результаты регулирования /дерегулирования рынка таксомоторных перевозок, а также траектории и способы перехода от одного сценария к другому и сделать на их основе следующие выводы:
- полное отсутствие государственного регулирования на рынке такси [сценарий №3 «Cul-de-sac (Тупик)»] отрицательно сказывается на качестве предоставляемых услуг и функционировании отрасли в целом;
- наиболее эффективным сценарием развития индустрии такси в Европе является [сценарий №4 «Автострада качества»], при котором государство устанавливает жёсткие стандарты качества по отношению к оказываемым услугам и предъявляет строгие требования к операторам и водителям такси, не ограничивая при этом непосредственный доступ на рынок.
Анализ мирового опыта и российской практики организации, регулирования рынка таксомоторных перевозок показал, что в целом для стран Европы, США и России, несмотря на национальные особенности этих стран, характерно наличие сходных проблем в области индустрии такси. Большинство рассмотренных зарубежных стран, так же как и Россия, пыталось либерализовать рынок таксомоторных перевозок в целях достижения баланса спроса и предложения, что привело, однако, к весьма негативным последствиям практически во всех случаях. К ним, в первую оче-редь, следует отнести:
- снижение качества предоставляемых услуг в результате осуществления дерегулирования индустрии такси;
- сокращение эффективности операционной деятельности легитимных перевозчиков вследствие неконтролируемого роста предложения на рынке;
- возникновение «теневого» денежного оборота, что способствует недополучению государством существенных сумм налогов.
Вместе с тем, несмотря на схожесть ситуаций, дерегулирование российского рынка таксомоторных перевозок имеет и свои характерные особенности, а именно:
- наличие в индустрии такси значительной доли нелегитимных перевозчиков, работающих на рынке без лицензии, а потому не соблюдающих практически никаких установленных для операторов такси правил и не декларирующих свои доходы от этого вида деятельности;
- убыточность таксомоторных перевозок, осуществляемых легитимными операторами такси;
- наличие многочисленных случаев ухода легитимных перевозчиков с рынка либо в «теневой» сектор экономики, либо в другую область деятельности, и т.д.
Все вышеперечисленные проблемы весьма взаимосвязаны.
Комплекс выявленных проблем в сфере таксомоторного транспорта свидетельствует о том, что восстановление и регулирование развития рынка таксомоторных перевозок является одной из наиболее актуальных и первоочередных задач.
Решение этих задач предполагает, в первую очередь, разработку «Концепции развития и регулирования российской индустрией такси», затем (на её основе) – разработку Федерального закона РФ «О таксомоторной деятельности» и единой системы стандартов качества таксомоторных перевозок, т.е. разработку организационно-экономических механизмов и эффективной модели регулирования рынка таксомоторных перевозок.
В качестве основной модели развития и регулирования рынка таксомоторных перевозок, дающей возможность уйти от нелегитимных перевозчиков, уйти от «цехового» подхода - представляется создание широкой, охватывающей все регионы России, системы саморегулируемых организаций таксомоторного транспорта - некоммерческих организаций профессионального сообщества. Саморегулируемые организации могут существовать наравне с государственными механизмами регулирования и выполнять некоторые дополнительные функции:
содействовать повышению уровня профессиональной подготовки водителей и операторов такси;
разрабатывать и поддерживать собственные системы контроля качества осуществления таксомоторной деятельности;
формировать систему мониторинга состояния рынка таксомоторных услуг по регионам России.
разрабатывать совместно с научными институтами автомобильного транспорта и прочими транспортными организациями (IRU) целевые программы, направленные на повышение эффективности и конкурентоспособности легитимных перевозчиков.
Именно саморегулируемая организация на основе добровольной сертификации таксомоторных услуг будет давать легитимным перевозчикам доступ на рынок и доступ к профессии.

Литература
1.Р.Н.Рогова. Хозяйственный расчёт предприятий таксомоторного транспорта. (Монография) -.М.:ЦБНТИ,1989.
2.Р.Н.Рогова,А.В.Малашенко.Выбор модели предпринимательской деятельности водителя автомобиля-такси //Актуальные проблемы управления-96, вып.3, -: ГАУ им С. Орджоникидзе,1996.
3.Р.Н.Рогова, А.В.Малашенко. Проблемы муниципального управления таксомоторным транспортом г. Москвы //Управление-98 - М.: ГУУ, 1998.
4. Йон - Терье Беккен. Регулирование рынка таксомоторных услуг в Европе. Институт Экономики Транспорта (Норвегия). Исследование подготовлено по заказу IRU.2003.