Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния
 

Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг@Mail.ru
 

Вероятность выбора потребителем критерия качества транспортной услуги

О. М. Сальникова

По результатам опроса населения г. Нижнего Новгорода исследована сравнительная приоритетность факторов выбора вида ГОТ.

Качество транспортной продукции в условиях конкуренции должно определяться с учетом мнения потребителей-пассажиров, а потребительская оценка качества услуги ГОТ должна стать определяющим элементом маркетинговой тактики перевозчика. В связи с этим нами исследована сравнительная приоритетность следующих факторов: стоимость проезда, время пешеходного подхода до остановочного пункта, время ожидания ПС на остановочном пункте, наполняемость ПС, время поездки, ее комфортность, интервал движения, наличие пересадки, внешний вид вагона (машины), другие факторы (безопасность, метеоусловия и т.п.), с учетом цели поездки. Очевидно, что у каждой группы людей имеют место разные приоритеты [2,3].
По результатам опроса населения г. Нижнего Новгорода (опрошено более 1100 чел., октябрь 2004г.), пользующегося наземным ГОТ, вероятность выбора равна: стоимость проезда – 0,1755; время пешеходного подхода до остановочного пункта – 0,147; время ожидания ПС на остановочном пункте – 0,1705; наполняемость ПС наземного ГОТ – 0,1095; время самой поездки – 0,176; комфортность поездки – 0,0835; интервал движения – 0,0525; наличие пересадки – 0,0615; внешний вид вагона (машины) – 0,0055; другие факторы (безопасность, метеоусловия и др.) – 0,0185.С учетом структуры потребителей указанные вероятности принимают следующие значения (последовательность критериев та же): 0,180; 0,146; 0,164; 0,110; 0,1605; 0,0875; 0,076; 0,0615; 0,0045; 0,010.Сравнение этих значений с ранее полученными позволяет отметить следующее: 1) произошло смена «лидера» – времени поездки - на стоимость проезда; 2) фактор «время поездки» пере-местился на третье место, а вторую позицию заняло время ожидания ПС наземного ГОТ; 3) время подхода к остановочному пункту, как и наполняемость ПС остались соответственно на 4 и 5 месте; 5) другие факторы не изменили своего положения.
Поэтому маркетинговые решения, основанные на сведениях потребителей, должны быть направлены на их «сохранение» и «привлечение» других к использованию наземного ГОТ для поездок по городу. При этом, чем полнее информация о потенциальных и фактических потребителях, тем точнее можно определить тре-бования к данному виду наземного ГОТ и наметить меры, обеспечивающие их удовлетворение в каждом конкретном случае [3].

Литература

1. Коссой Ю. М. Менеджмент и маркетинг на городском электрическом транспорте – Н. Новгород: Изд-во Литера, 2002. – 92 с.
2. Сальникова О. М. Потребительская оценка качества транспортной услуги общественного транспорта // Вестник городского электрического транспорта России. – 2004. - № 3 (60). – 24-26с.
3. Сальникова О. М. Исследование зависимости факторов, определяющих выбор вида транспорта от возраста и социальной группы горожан // Сборник трудов аспирантов и магистрантов. Архитектура. Экономика. Гео-экология. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2005. –113-116с.