Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния
 

Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг@Mail.ru
 

Автоматизация управления пассажирскими АТП крупного мегаполиса: задачи и опыт решения

И.А. Слепухина

Рассмотрены общие и специфические аспекты автоматизации пассажирских автотранспортных предприятий крупных городов. Предложен опыт (Муниципальное объединение автотранспортных пред-приятий, г. Екатеринбург), который может быть использован в качестве отраслевого решения.
1. Аспект предприятия. Задачи автоматизации управления пассажирским автопредприятием (ПАТП) крупного мегаполиса принципиально ничем не отличаются от задач автоматизации любого другого крупного предприятия. Употребляемый традиционно термин «автоматизация» уже не отражает уровень задач, стоящих перед ИТ-службами предприятий. Технологический скачок последнего десятилетия (доступность клиент–серверных и Internet-технологий) позволяет информационным системам (ИС) предприятий развиваться от учетных систем в сторону систем под-держки принятия управленческих решений и мониторинга основных показателей деятельности предприятия, что повышает эффективность управления. Известно, что эффективное управление связано со следующими принципами: управление объектом должно иметь цель; управляющий должен иметь информацию об управляемом объекте; управляющий должен отдавать управляющие распоряжения, приближающие объект к цели.
ИС работают только в рамках второго принципа, но создаются с учетом первого: программное обеспечение должно быть ориентировано на основные цели деятельности предприятия, быть взаимно согласованным и подчиняться единой архитектуре. При этом информация об объектах управления должна быть интегральной, дифференциальной, оперативной и достоверной.
Действительно, информация, поступающая к руководству предприятия должна быть интегральной, то есть просуммированной в различных разрезах. При анализе интегральных показателей, как правило, возникает потребность в более детальной информации. Для удовлетворения этой потребности должно быть соблюдено два условия:
-необходимая степень дифференциальности данных в информационном хранилище (заполнение информационного хранилища первичными, а не консолидированными данными);
- организация доступа к информации по принципу drill–down (спуск по показателям).
Высшее руководство может устраивать периодичность анализа данных в месяц, квартал или даже год. В то же время, руководители служб хотят иметь еженедельную или ежедневную оперативную информацию. Руководители среднего звена в основном озабочены такой же оперативностью, но держат в голове несколько больше интегральных показателей и лишь отдельными дифференциальными показателями пользуются более оперативно. И только руководители низшего звена хотят знать ситуацию каждый день, но в их компетенции уже существенно другие объемы информации. Недостоверность же первичной информации способна уничтожить ценность любой самой замечательной ИС.
В настоящее время актуальным является создание ИС, осуществляющих мониторинг показателей, подлежащих постоянному контролю, и организованных с учетом всех вышеизложенных принципов. Выбор показателей (вплоть до Balanced ScoreCard) и периодичности мониторинга является управленческой задачей. Мониторинговая ИС должна быть доступна руководителям всех рангов (с соответствующим разграничением доступа к информации). Инициатива создания подобной ИС может исходить как от руководства предприятия, так и от руководителя ИТ-службы.
Тиражируемые в настоящее время ERP–системы, в силу своей универсальности, не способны решить специфические проблемы ПАТП, т.к. по определению не затрагивают вопросы автоматизации технологических процессов (АСУ ТП). Но именно в этой области в ПАТП циркулируют громадные, плохо организованные информационные потоки. Именно они являются первичной про-изводственной информацией, на основании которой принимаются оперативные управленческие решения.
Таким образом, ПАТП вынуждены самостоятельно заниматься выстраиванием своей ИС. Об опыте такой работы будет рассказано ниже.
2. Муниципальный аспект. Муниципальный аспект деятельности ПАТП складывается из двух составляющих. С одной стороны, проблемы общественного транспорта крупного мегаполиса в силу своей важности для населения, находятся под контролем администрации города. С другой стороны, потребителями услуг является практически все население города. Это определяет до-полнительные требования к ИС муниципального ПАТП. ИС должна служить не только внутренним целям (совершенствование управления предприятием), но и предоставлять информацию вовне – в администрацию города и непосредственно пассажирам.
Администрация города заинтересована в выявлении «узких мест» в организации транспортной работы в городе, а потому - в мониторинге «потребительских» показателей деятельности пред-приятия: выполнении плана выпуска на линию подвижного состава, соблюдении регулярности движения, особенно на социально – значимых маршрутах, учете жалоб пассажиров.
Пассажирам необходима актуальная информация о расписаниях на городских и пригородных маршрутах и их изменениях, схемы маршрутов, возможность подать жалобу или обратиться с предложением в электронном виде, получить доступ к информации об услугах, оказываемых предприятием, справочную информацию о льготах на транспорте и стоимости проезда.
ИС ПАТП должна быть способна предоставлять эту информацию.
Кроме того, за последние годы изменилась ситуация в общественном транспорте города – появилось большое число частных перевозчиков, имеющих лицензию на перевозку пассажиров. Во всей актуальности встал вопрос об организации и учете их работы. Администрация города сегодня не имеет информационных мощностей для решения этого вопроса, и ПАТП вынуждены самостоятельно организовывать учет своих субподрядчиков и модернизировать с этой целью свои ИС. При этом, с муниципальной точки зрения, вопрос решается лишь частично, поскольку многие частные перевозчики заключают договора на выполнение транспортной работы напрямую с администрацией города, минуя ПАТП.
3. Опыт реализации. В 2005 г. отмечалось 80-летие автобусного движения в г. Екатеринбурге. Таким образом, Муниципальное объединение автобусных предприятий (МОАП) г.Екатеринбурга, бывшее до недавнего времени монополистом в части автобусных перевозок пассажиров, - предприятие со сложившимися традициями управления и сбора информации. В силу длительности своей истории существования, в настоящее время мы имеем богатое «автоматизированное наследство» - большое число локально автомати-зированных рабочих мест, работающих по устаревшим ИТ-технологиям.
Особенностью предприятия является наличие в течение длительного времени автоматизации в производственной сфере - существование с 1978г. АСДУ автобусным движением (АСУ-МТ, ранее АСДУ-А) и связанное с ней развитие корпоративной компьютерной сети (предприятие имеет 5 территорий, объединенных каналами связи в единую корпоративную сеть). Развитие, в соответствии с возможностями техники тех лет, долгое время шло по пути автоматизации получения отчетов на отдельных рабочих местах. Соответственен и «джентльменский набор» всем хорошо известных проблем: разнородность программного обеспечения; несогласованность справочников и данных; дублирование и множественный ввод информации; невозможность передачи информации в электронном виде с одного автоматизированного рабочего места на другое и т.д.
Как следствие - отсутствие ощутимого эффекта для предприятия от автоматизации, ибо повышение эффективности работы за счет применения средств автоматизации на отдельном рабочем месте отнюдь не означает повышения качества протекания бизнес–процесса, к которому он принадлежит, или повышения качества управления.
Поэтому в 2001-2002гг. выполнено обследование информационного пространства и основных бизнес–процессов предприятия и выработана единая концепция развития ИС. Суть ее состоит в организации единого информационного хранилища данных на базе мощной СУБД (Oracle), данные в котором были бы организованы с учетом изложенных выше требований. При этом ИС получается как бы трёхслойной (рис. 1).

Рис.1.Многослойная структура ИС

Нижний слой обеспечивает единственность ввода, полноту и необходимую дифференциацию первичной информации. Первичная информация заносится в ИС в месте ее возникновения. От-ветственность за полноту и достоверность несет владелец информации. Уровень аналитических отчетов: потребители – многочисленные отделы и службы, готовящие информацию для руководителей высшего звена. Управленческие решения на этом уровне, как правило, не принимаются.
Программное обеспечение уровня мониторинга показателей предназначено для слежения за небольшим количеством ключевых показателей и организовано по принципу drill–down (спуск по показателям). Для ответов на вопрос «почему?» оно может обращаться к любым данным и отчетам нижестоящих уровней. Развитие уровня мониторинга, когда руководитель может сам, на своем компьютере, получить и проанализировать нужную ему информацию во всей совокупности показателей, предполагает постепенное уменьшение значимости уровня аналитических отчетов.
В МОАП за последние годы в значительной полноте реализован слой сбора первичной информации. Поступление первичной информации в единое информационное хранилище предприятия выполняется двумя способами: непосредственным вводом данных пользователями и заливкой подготовленных данных. При этом в качестве систем подготовки данных используются старые локальные АРМы; этим обеспечивается постепенность перехода на новые принципы построения ИС.
Уровень аналитических отчетов достаточно развит и обслуживает эксплуатационную, техническую, экономическую и кадровую службы.
Стратегической задачей текущего момента является развитие уровня мониторинга показателей. Помимо постановочных проблем (перечень контролируемых показателей должен быть определен руководством), в этой области много проблем психологического характера:
• Требуется перестройка стиля работы руководителей, когда они хотят и готовы «держать руку на пульсе» области своей ответственности, а не запрашивать отчеты у своих помощников и подчиненных служб. Метод прямого мониторинга исключает ошибки, фильтрацию, а то и сознательное искажение подчиненными информации при подготовке отчетов, и позволяет руководителю, используя свой опыт и интуицию, самому обнаруживать значимые закономерности и факторы.
• Сопротивление «среднего звена» - персонала, чьей основной обязанностью является подготовка аналитических отчетов. Потеря чувства значимости и угроза сокращения понуждают эту категорию работников саботировать развитие ИС в этом направлении или чинить значимые препятствия.
На сегодняшний день в МОАП только начата подготовка к развитию мониторингового уровня, но это завтрашний день развития ИС предприятия.
На предприятии имеется корпоративный (внутренний) сайт, непосредственно используемый в технологических целях. В частности, на сайте в реальном времени появляется информация о текущем состоянии выполнения транспортной работы. К этой информации через Internet имеют доступ все руководители предприятия и администрация города. К сожалению, предприятие пока не имеет своего сайта, доступного всем горожанам, хотя ИС предприятия готова предоставлять пассажирам необходимую им информацию.
4. От автоматизации отдельного предприятия – к отраслевым решениям. Качественное управление включает в себя не только систему поддержки принятия решений для руководителей, но и создание удобных инструментов, облегчающих непосредственную работу производственного персонала. Одной из наиболее трудных управленческих задач ПАТП является планирова-ние эксплуатационной работы вследствие ее большой динамичности и наличию плохо формализуемых аспектов. Именно в этой области в МОАП достигнуты определенные успехи.
Нами разработан комплекс программ (рис. 2), работающих на едином пространстве данных и реализующих все аспекты планирования эксплуатационной работы. Цепочка планирования на-чинается с планирования транспортной работы: на основании обследования и анализа пассажиропотоков разрабатываются расписания отдельных маршрутов. Введенные в действие, они образуют архив действующих расписаний. Из них компонуется общегородское расписание, причем любое расписание из архива может быть поставлено на любой день недели. Эта технология обеспечивает требуемую оперативность и гибкость планирования транспортной работы. «Скомпонованное» общегородское расписание ежедневно загружается в АСУ МТ для оперативного управления движением автобусов в течение дня; оперативное извещение парков об изменениях в расписаниях осуществляется через корпоративный сайт. Генерация странички сайта с новым расписанием маршрута выполняется автоматически.
На этой же информационной базе выполняется долгосрочное (на месяц) планирование ПС, водителей и кондукторов. Программа позволяет впоследствии вносить изменения в запланированную расстановку (например, учесть больничный лист, увольнение сотрудника, неисправный автобус и т.д.). «Ежедневный срез» месячного плана используется для формирования суточного наряда, также загружаемого в АСУ МТ.

Рис. 2. Линия автоматизированного планирования
эксплуатационной работы

С печатью путевых и билетно–учетных листов, линия автоматизированного планирования оказывается логически завершенной.
Существующее программное решение этого вопроса может быть (и частично уже является) тиражируемым в отрасли, т.к. не привязано к особенностям МОАП, а решает проблемы, суще-ствующие на любом ПАТП крупного мегаполиса.
5. Заключение. Специфика и наличие больших информационных потоков в области АСУ ТП вынуждает ПАТП выстраивать свои ИС собственными силами. Стратегией выстраивания ИС является организация единого информационного хранилища данных предприятия и постепенный пошаговый принцип развития ИС, позволяющий интегрировать существующие автоматизированные рабочие места и новые разработки в единое целое. Внедрение нового программного обеспечения и замена устаревших модулей должны выполняться постепенно и согласованно, в рамках единой архитектуры. Требуемые шаги: 1) Обследование информационного пространства и основных бизнес – процессов предприятия с целью разработки стратегии развития ИС и выбора ее архитектуры; 2) Проектирование информационного хранилища предприятия;3) Реализация «в полноте» уровня автоматизированного сбора первичной информации; 4) Реализация уровня аналитических отчетов – в минимально необходимом объеме, как неизбежный этап перехода к уровню мониторинга показателей; 5) Выбор показателей, подлежащий мониторингу; разработка drill–down -цепочек (цепочек спуска по показателям); 6) Переход от уровня аналитических отчетов к уровню мониторинга значимых показателей; 7) Интеграция с муниципальной ИС.