Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния
 

Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг@Mail.ru
 

Автоматизация нахождения оптимального плана перевозок однородных грузов

М.Н. Колесник, В.С. Асламова

Для удовлетворения потребностей клиентуры транспорт, прежде всего, должен быть достаточно гибким, чтобы обеспечить перевозочный процесс, который подвергается еженедельной или даже ежедневной корректировке. Он должен гарантировать частую и круглосуточную поставку грузов в разбросанные и отдаленные пункты, надежно обслуживать клиентов с целью избежания остановки работы предприятий или дефицита у заказчика. Одновременно, транспорт должен обладать способностью перевозить небольшие партии грузов через короткие интервалы времени в соответствии с меняющимися запросами пользователя и условиями мелкосерийного производства.
От работников автотранспорта требуется повышенное внимание при решении вопросов организации и управления перевозками. При решении этих серьезных задач возникает необходимость повышения точности планирования, анализа и экономической оценки работы как крупных транспортных систем, так и отдельных автомобилей. Планирование перевозок на основе субъективных оценок и личного опыта работников автотранспортных предприятий не может обеспечить высокой эффективности работы автомобилей. Только на основе точных расчетов и анализа возможна разработка рациональных ресурсосберегающих схем перевозки грузов. Верное экономическое решение является залогом успешного развития автотранспортного предприятия, и получения им стабильной прибыли.
При большом числе заказчиков расчет оптимального плана перевозок однородного груза методом потенциалов очень трудоемок. Для автоматического расчета транспортных задач методом потенциалов была написана программа в среде Delphy. Программа имеет модульную структуру: каждая операция (ввод таблицы стоимостей перевозки единицы груза, величин запасов и потребностей; проверка сбалансированности задачи; получение начального плана методом минимальной стоимости; расчет потенциалов; расчет оценок и определение вводимой в базис переменной; построение цепочки и т.д.) написано в виде отдельных процедур. В программе расчет оценок выполняется по формуле , поэтому план будет оптимальным, если все оценки положительны. Для построения цепочки перераспределения использована рекурсия.
Программа имеет дружественный интерфейс и позволяет рассчитывать матрицы транспортных расходов с максимальным количеством заводов и потребителей равным 50. Пользователь в интуитивно понятной форме вводит матрицу стоимостей, возможные объемы перевозки грузов от отправителей и потребности потребителей. Также предлагается выбрать режим расчета: если не установлена галочка “показывать итерации”, то после нажатия кнопки “Запуск”, на экран сразу выведется рассчитанный оптимальный план. Второй (обучающий) режим работы программы с установленной галочкой “показывать итерации”, производит расчет по итерациям с выводом начального и всех промежуточных планов, параллельно предоставляя информацию о вводимых и исключаемых из базиса переменных, построенных цепочках, рассчитанных потенциалах. После вывода каждого промежуточного плана пользователю предоставляется возможность посмотреть матрицу оценок и матрицу стоимостей, а также рассчитанное значение транспортных расходов
Алгоритм программы позволяет рассчитывать несбалансированные транспортные задачи, автоматически вводя фиктивного поставщика, если или фиктивного потребителя, если . Программа позволяет за достаточно короткое время оптимизировать процесс планирования перевозок однородных грузов, уменьшить пробег автомобилей, существенно сократить транспортные расходы.