Материалы XI международной (четырнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции

Обследование пассажиропотоков в г. Минске балльным методом

Ф.Г. Глик

Из всех известных визуальных обследований пассажиропотоков на ГОПТ наиболее доступным и наименее трудоемким является обследование наполнения подвижного состава балльным методом. Он применен в рамках работы «Совершенствование организации перевозок общественным пассажирским транспортом в г. Минске». Для этого была построена рейсограмма в утренний час «пик» на сетях ГОПТ в соответствии с зимним расписанием движения ПС (утвержденным планом-заказом). По рейсограмме и другим источникам информации определены 26 трамвайных, 174 троллейбусных и автобусных (в основном, совмещенных) наиболее загруженных участков транспортной сети и связанные с ними остановочные пункты.

Обследование проводилось в утренние часы «пик» (с 7 до 9) со 100% охватом ПС, проходящего через посты учета. Учетчики фиксировали помаршрутно наполнение ПС по маркам (типам) на остановочных пунктах (или перегонах) в двух направлениях движения (табл.1). Наполнение определялось по балльной системе (табл.2) при прибытии ПС  к остановочному пункту и отправлении от него с отметкой 15-тиминутных промежутков времени.

Табл. 1. Форма обследования наполнения трамвая, троллейбуса и автобуса в г. Минске

Наименование остановочного пункта или перегона и направление движения

Дата                                                                                               Учетчик

Время

(час и каждые 15 мин)

Вид транспорта

Тип ПС

№ маршрута

Наполнение в баллах

 

 

 

 

прибытие

отправление

 

 

 

 

 

 

Материалы обследования обрабатывались по специально разработанной программе с занесением базовых данных в электронные таблицы для возможности проведения необходимых дальнейших операций.

Табл. 2. Оценка наполнения подвижного состава по пятибалльной системе

Баллы

Характеристика балла

1

Примерно половина мест для сидения занята пассажирами

2

Все места для сидения заняты, несколько пассажиров стоят

3

Все места для сидения заняты и проходы свободно заполнены (стоят 15-25 чел)

4

Весь салон заполнен, может войти еще 10-15 человек (имеются просветы)

5

Весь салон плотно заполнен, двери закрываются с трудом, на остановках  могут оставаться не вместившиеся пассажиры

Обработка  обследования включала в себя:

-    шифровку обследованных узлов и сечений транспортных сетей ГОПТ, а также граничащих с ними остановочных пунктов, для установления участков сети (перегонов) и их загрузки;

-    перевод балльной оценки наполнения ПС к пассажиропотокам (табл. 3);

-    сортировку данных обследования с подсчетом величины пассажиропотоков и количества выполненных рейсов за час (с 7 до 8, с 8 до 9) и по 15-тиминутным интервалам по маршрутам, участкам сети, видам транспорта и направлениям движения;

-    определение наиболее загруженных участков маршрутов в час «пик».

Совокупность рейсограммы и пассажиропотоков на обследованных участках транспортной сети позволила построить (через среднюю нагрузку на один рейс) полную картограмму пассажиропотоков в час «пик» на всей транспортной сети города. Полученные, таким образом, величины потоков на необследованных участках сети имеют, естественно, отклонения от фактических, однако они незначительно влияют на общую картину. Следует отметить, что с применением указанной методики относительно небольшое снижение точности конечных результатов обследования компенсируется существенным снижением сил и средств на подготовку, проведение и обработку материалов.

Результаты обработки материалов  натурного обследования на наземном ГОПТ позволили выполнить анализ нагрузки сетей различных видов транспорта, распределить имеющийся в наличии ПС по маршрутам в соответствии с установленными пассажиропотоками в час «пик», рассчитать потребность в ПС на маршрутах в утренние часы «пик», дать предложения по улучшению пассажироперевозок на ГОПТ, включающие рассредоточение времени начала работы предприятий, учреждений, организаций и учебных заведений в радиусе пешеходной доступности основных узлов транспортной сети.

Табл. 3. Данные для перевода наполнения подвижного состава в баллах к наполнению в пассажирах

Вид

транспорта

Наполнение (в пассажирах) в зависимости от величины балла

0,5

1

1,5

2

2,5

3

3,5

4

4,5

5

трамвай

РВЗ – 1вагон

10

20

30

40

50

60

90

120

145

165

КТМ – 1вагон

10

15

25

35

45

55

90

120

145

170

ТЗМ – 1 вагон

10

20

30

45

55

65

95

125

150

170

троллейбус

Одиночный

10

15

20

30

40

50

70

90

110

130

Сочлененный

15

25

30

50

65

80

105

130

150

175

автобус

ЛАЗ

10

15

25

35

45

50

55

60

65

70

ЛИАЗ

5

10

20

30

40

45

65

80

95

110

Икарус – один.

5

10

20

25

35

45

65

80

95

110

Икарус –     сочленн.

10

20

30

40

55

70

100

125

150

175

МАЗ – один.

10

15

20

30

40

50

70

85

105

120

МАЗ –       сочленн.

10

20

30

45

55

70

100

125

155

180