Материалы XI международной (четырнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции

Методика проведения внутреннего аудита на предприятиях ГОПТ

Р.Н.Рогова,  И.Е.Блинкова

Методика является важным инструментом  внутреннего аудита, используется на этапе подготовки  проверки и составления программы и включает три раздела: планирование проверки; основные направления проверки; порядок составления отчета внутреннего аудитора.

Планирование аудиторской проверки. На этом этапе аудитор разрабатывает как общую стратегию, так и детальный подход к ожидаемому характеру, временным рамкам и объёму работ по каждой из областей аудита:

- планирование: оценка аудиторского риска и допустимой ошибки (уровня существенности); анализ учётной политики; составление программы аудита по существу, выбор аудиторских процедур;

- проведение аудита по существу: проведение аудиторских процедур; детальное тестирование; аналитические процедуры; сбор аудиторских доказательств; оформление рабочих документов;

- завершение аудита: обобщение и оценка результатов аудита; документальное оформление   результатов.

  Детальное планирование аудиторской работы помогает удостовериться в том, что важным областям аудита уделяется надлежащее внимание, а также координировать работу аудиторов и их ассистентов.  Для успешного планирования аудита необходимо: чётко понимать цель, для которой будет использоваться информация, содержащаяся в рабочих документах аудитора; обладать знаниями о бизнесе предприятия; дать оценку аудиторского риска и разработать процедуры, необходимые для его снижения до минимально низкого уровня; определить ключевые по значимости области проверки; рассчитать уровень существенности и определить его взаимосвязь с аудиторским риском; составить детальную программу, которая  будет служить инструкцией для  ассистентов, а также средством внутреннего контроля за надлежащим выполнением работы.

Изучению подлежат:

ü    особенности организационной структуры предприятия и его подразделений, система маркетинга;

ü    юридические обязательства, отчеты о деятельности, контракты, договоры, соглашения;

ü    наличие внутренних инструкций, положений и реальность их применения, разделение обязанностей, методы составления документации и записей, график  документооборота, обеспечение физической сохранности активов;

ü    организация бухгалтерского учета, работа бухгалтерии: распределение обязанностей между работниками, наличие инструкций, обеспечение нормативными документами и программным обеспечением;

ü    акты предыдущих проверок, выполнение указаний и предложений по их результатам;

ü    наличие и состояние парка транспортных средств.

Подготавливается документация:

- информация об особенностях работы подразделения;

 -выдержки из учредительных документов, контрактов, договоров и соглашений;

-анализ важнейших показателей и трендов, характеризующих тенденции развития финансовых и иных процессов;

- копии финансовой отчетности предприятия за предыдущие отчетные периоды, а также копии аудиторских заключений и актов ревизий по ней;

- справка о наличии и состоянии парка подвижного состава.

Устанавливаются: сроки и график проведения проверки, предполагаемый способ проверки различных сегментов аудита и степень его выборочности.

Основные направления аудиторской проверки

Внутренний аудит операций с наличными денежными средствами.

Основная цель – установление законности, достоверности и целесообразности совершения операций с наличными денежными средствами, правильность их отражения в учете.

План внутреннего аудита: 1)проверка соблюдения порядка ведения кассовых операций: наличие приказа о назначении кассира, наличие заключенного с кассиром по установленной форме договора о материальной ответственности;  обеспечение сохранности    денежных средств в кассе и при их инкассации; наличие актов периодических и внезапных проверок комиссии по проведению инвентаризации кассы; 2)инвентаризация наличия денежных средств; 3)проверка правильности заполнения первичных документов и ведения учетных регистров: правильность ведения журнала регистрации, заполнения приходных и расходных кассовых ордеров; оформление и ведение кассовой книги, подтверждение записей в ней кассовым документам; правильность отражения денежных средств в пути; 4)проверка полноты и своевременности принятия к учёту денежных средств и правильности отражения расходов: соблюдение лимита остатков наличных денежных средств в кассе и предельного размера расчетов наличностью с юридическими лицами; правильность оформления, получения и сдачи наличных денежных средств в банк; оценка значимости ошибок в учете кассовых операций и их влияние на достоверность отчетности и финансовый результат.

Внутренний аудит операций на счетах в банках, Основная цель – установление законности и целесообразность операций по движению  безналичных денежных средств, правильность их отражения в учете.

План внутреннего аудита: 1)установление количества и состава открытых счетов в банках, наличие выписок по всем счетам; 2)проверка наличия и достоверности первичных документов, подтверждающих банковские операции; 3)проверка законности совершаемых операций исходя из учредительных документов, договоров и т.п.; 4)проверка правильности отражения банковских операций в учете; 5)оценка состояния платежно-расчетной дисциплины и ее влияние на достоверность отчетности и финансовый результат.

Внутренний аудит расчетных операций, Основная цель – оценка правильности организации учета расчетов на предприятии, подтверждение законности образования дебиторской и кредиторской задолженности, ее достоверности и реальности погашения.

План внутреннего аудита: 1)выявление видов расчетов 2)наличие задолженности, законность ее образования, достоверность и реальность погашения, сроки исковой давности; 3)проверка раздельного ведения образования,  погашения задолженности и недопущения свертывания сальдо 4)проверка невостребованной задолженности, порядка и правильности ее списания; 5)обоснованность, своевременность и правильность оформления документов по претензиям (внешним и внутренним); 6)полнота и правильность отражения расчетов в бухгалтерском учете; 7)оценка состояния расчетов, влияние на достоверность отчетности и финансовый результат.

Внутренний аудит расчетов по заработной плат Основная цель – проверка соблюдения действующего законодательства о труде, правильности начисления заработной платы  и удержаний из нее, документального оформления и отражения в учете.

План внутреннего аудита:1)проверка правильности оформления табеля учета рабочего времени и лицевых счетов по начислению заработной платы; 2)проверка правильности оформления и отражения в учете расчетов с персоналом по оплате труда 3)выборочная проверка начисления оплаты труда; 4)оценка состояния расчетов по заработной плате, влияние на достоверность отчетности и финансовый результат.

Внутренний аудит операций с основными средствами, Основная цель - проверка достоверности и полноты отражения информации об основных средствах в отчетности.

План внутреннего аудита:1)проверка обеспечения сохранности основных средств, наличие приказов о материально ответственных лицах и заключенных с ними договорах о материальной ответственности; 2)своевременность и правильность проведения инвентаризации основных средств, отражение ее результатов в учете 3)проверка достоверности, правильности оформления и отражения в учете операций по движению основных средств; 4)проверка правильности отнесения объекта к основным средствам и их классификации, а также оценки и переоценки; 5)проверка правильности начисления и отнесения на затраты амортизации основных средств; 6)проведение выборочной инвентаризации основных средств; 7)оценка состояния операций с основными средствами, влияние на достоверность отчетности и финансовый результат.

Внутренний аудит расходов, связанных с обычными видами деятельности, Основная цель – проверка правильности и обоснованности формирования информации о расходах предприятия по обычным видам деятельности, полноты и достоверности отражения в учете.

План внутреннего аудита: 1)анализ состава затрат, обоснованности внеплановых затрат, своевременности и правильности отражения в учете; 2)проверка экономической обоснованности действующих тарифов; 3)проверка полноты взимания тарифов за предоставленные услуги; 4)оценка обоснованности применяемого способа формирования информации о расходах предприятия по обычным видам деятельности, метода учета затрат, способа сводного учета затрат; 5)арифметический контроль показателей себестоимости по данным сводного учета затрат на эксплуатацию автотранспорта; 6)оценка учета расходов, связанных с обычными видами деятельности, влияние на достоверность отчетности и финансовый результат.

Оценка рисков. При проведении аудиторской проверки налога на прибыль и расчётов с бюджетом аудитор должен стремиться к максимальному снижению аудиторского риска. Надёжное определение аудиторского риска достигается путём комбинированной оценки рисков (неотъемлемого риска, риска средств контроля и риска не обнаружения) на стадии планирования аудиторской проверки в целом.

В случае получения высоких значений неотъемлемого риска и риска средств контроля следует организовать проверку налога на прибыль так, чтобы снизить насколько возможно величину риска не обнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения. Для этого необходимо получить большее число аудиторских доказательств в ходе процедур проверки по существу.

При низких значениях неотъемлемого риска и риска средств контроля аудитор вправе допустить более высокий уровень риска не обнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения.

На оценку неотъемлемого риска в отношении остатков по счетам и группам операций, связанным с расчётом налога на прибыль, оказывают влияние такие факторы, как сложность финансово - хозяйственных операций аудируемого лица, наличие операций, по которым нет однозначного толкования в бухгалтерском и налоговом законодательстве, наличие отраслевых особенностей  в  учёте и т.д.

В тест для оценки неотъемлемого риска могут быть включены следующие факторы риска: особенности деятельности, осуществляемой аудируемым лицом (деятельность операционная, инвестиционная, финансовая, внешнеэкономическая); продажа имущества; осуществление мероприятий за счёт средств, имеющих целевой характер; наличие незавершённого производства; структура организации; наличие обособленных подразделений и филиалов; наличие территориально удалённых подразделений; географическое положение обособленных подразделений; информационная обеспеченность организации; наличие регулярно обновляемых справочно-информационных электронных баз; наличие разработанной единой внутренней отчётности и единой системы свода данных для структурных подразделений; итого оценок: «высоких», «средних», «низких».

Оценка риска производится на основе профессионального суждения.

Порядок составления отчета внутреннего аудитора, его согласования и представления руководству: 1)подготовка рабочей документации в виде аудиторского файла; 2)оценка состояния проверяемого объекта и формулировка выводов; 3)подготовка письменной информации руководству предприятия по результатам аудита (включая рекомендации по оптимизации учета и устранению выявленных нарушений).

Далее организуется контроля за соблюдением разработанных рекомендаций и принятыми на их основе решениями.


© S.Waksman, 2002