Материалы XI международной (четырнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции

Опыт эксплуатации трамвайных вагонов «Спектр» моделей 71-402 и 71-403 в г. Екатеринбурге

В.Н.Стрелков

В марте 2001г. на улицах Екатеринбурга появился новый трамвай — «Спектр»: под бортовым номером 801 с территории Западного депо вышел вагон с высокими потребительскими свойствами, с использованием последних достижений в области силовой электронной элементной базы модели 71-402, произведенный ФГУП «Уралтрансмаш».

Конструктивные особенности трамвайного вагона:

·       применение асинхронного тягового частотно-управляемого электропривода с микропроцессорной системой управления;

·       использование бортового компьютера, что обеспечивает автоматическое управление, постоянный контроль и диагностику состояния электрооборудования.

Геометрические параметры кузова и конструктивное решение ходовой части «Спектр» продолжают традиции вагонов чешского производства; это позволяет использовать существующую ремонтную базу транспортных предприятий России, имеющих опыт эксплуатации вагонов «Татра» моделей «Т-3» и «Т-3М» (19 городов).

На начало 2005 г. на балансе филиала «Западное трамвайное депо» МУП «Екатеринбургское ТТУ» имелось 19 трамвайных вагонов модели 71-402 и один вагон модели 71-403. Четыре года эксплуатации вагонов «Спектр» выявили как положительные стороны (комфортность салона, пониженное энергопотребление на тягу, снижение затрат на техническое обслуживание низковольтного и силового электрического оборудования), так и их недостатки, связанные с конструктивными недоработками и невысоким качеством сборки вагонов (коэффициент технической готовности в первый год эксплуатации этих вагонов не превышал 0,4). Укажем выявленные недостатки: 1)работоспособность электрооборудования вагона зависит от температуры окружающей среды: при -20°С и ниже не запускается бортовой компьютер, а при +30°С перегревается тяговый двигатель, неустойчиво работает датчик частоты вращения ротора; 2)из-за неисправности примененного в высоковольтной цепи вагона разъединителя-заземлителя в 2003 году от короткого замыкания произошло возгорание в кабине водителя на вагоне №811; 3)токосъемный узел тягового редуктора конструктивно не обеспечивал надежного электроконтакта; 4)нерациональная укладка силовых и низковольтных кабелей приводила к их частому перетиранию. В улучшениях нуждался и кузов трамвая, в частности, качество окраски, температурный режим салона в зимнее время.

Над устранением выявленных в процессе эксплуатации недостатков работали все изготовители и эксплуатационники, администрация г.Екатеринбурга. На базе Западного трамвайного депо была создана специальная группа из водителей, ремонтников и инженерно-технического персонала по проведению наладочных, регулировочных и ремонтных работ, а в ЕТТУ под председательством главного инженера - постоянно действующая комиссия по устранению замечаний эксплуатационников и улучшению технических характеристик вагона.  За период с 2001 по 2005 годы в Западном депо произведены следующие основные доработки: исключен из схемы разъединитель-заземлитель как ненадежный узел; реконструировано отопление салона вагонов; изменена трассировка и укладка силового и низковольтного кабелей тележки; заменен корпус токосъемного узла устройства заземления с пластикового на чугунный; заменены выводные провода тягового двигателя на морозоустойчивые (до -45° С); на двух вагонах изменена конструкция крепления вентилятора преобразователя для облегчения доступа к подшипниковым узлам; решена проблема по замене скользкого автолинолеума; проведен еще ряд некрупных, но необходимых работ по снижению трудозатрат на  обслуживание вагона и его ремонт.

В настоящее время вагоны «Спектр» работают достаточно стабильно в жару и в холод. Вагоны стали теплыми, уютными, имеют мягкие удобные сиденья в салоне, очень хорошее освещение, как наружное, так и внутри салона. Вагоны нравятся пассажирам, водителям и кондукторам, а коэффициент технической готовности увеличился до 0,8.

Поскольку трамвай в Екатеринбурге востребован, нравится пассажирам, имеет значительные перспективы дальнейшего развития, мы уверены, что вагоны «Спектр», обеспечивая решение транспортных задач, в дальнейшем будут работать  надежно.

[1] От научного редактора: в сборнике материалов X международной конференции (2004 г.) в разделе «В помощь проектировщику транспортных систем городов» опубликована статья Ф.Г. Глика «Методика построения маршрутной системы массового пассажирского транспорта города (c.240-246). Данная публикация рассматривает частный случай для городов с метрополитеном.

[2] Авторский коллектив (УП «Белниипградостроительства»): методика и постановка задач – Ф. Глик, программное обеспечение - И.Бахчеев, В.Чеканский, работа с информацией для пользователя – Т. Никитина.

[3] Рассказ об Н.С. Пальчикове размещен на сайте www.waksman.fromru.com на странице «In memoriam»


© S.Waksman, 2002