Материалы XI международной (четырнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции

Частота передвижений к торговым центрам крупных городов

С.А.Ваксман, А.Ю.Лобанова, Ю.М.Мухомедзянова

Торговый центр  (ТЦ) представляет собой комплекс взаимосвязанных объектов торговли, общественного питания, сферы бытового обслуживания, которые размещают в одном или ряде территориально близких друг к другу зданиях. Анализ функционирования объектов торговли позволяет предположить, что развитие торгового обслуживания населения крупных городов происходит в рамках зон коммерческой активности, границы которых могут  претерпевать существенные изменения. Для того, чтобы понять закономерности тяготения покупателей выбраны три крупных ТЦ Екатеринбурга:

-       «Купец», расположенный в центральной части города;

-       «Екатерининский» (торгово-развлекательный центр), расположенный на периферии города в жилой застройке;

-        «Сибирский тракт», расположенный в периферийной зоне города со слабым развитием ГОТ.

-       По результатам  опроса на входах равного для всех трех ТЦ количества респондентов (150) получены следующие результаты .

1) Подавляющую часть посетителей ТЦ составляют женщины: торговый центр «Купец» - 66%, «Сибирский тракт» - 64%, а ТРЦ «Екатерининский» - 56%. Это естественно, так как, в основном, домашнее хозяйство ведут женщины.

2) Структура посетителей зависит от характера зоны расположения ТЦ. Так к ТЦ «Купец» (ядро города) в более-менее равной пропорции тяготеют все слои населения (табл.1): рабочие и служащие – 22%, студенты – 24%…; к ТЦ «Сибирский тракт» (условно «рабочий» район) –  в основном рабочие и служащие, руководители и предприниматели – по 36%; к ТРЦ «Екатерининский» (условно «спальный» район) - в основном рабочие и служащие (48%), студенты (18%), руководители и предприниматели (12%).

Высокая доля студентов (24%), тяготеющих к ТЦ  «Купец», объясняется расположением вблизи нескольких высших учебных заведений, студенты которых являются постоянными посетителями данного торгового объекта.

Табл.1. Структура посетителей торговых центров (%)

Структурная группа

ТЦ

«Купец»

ТЦ

«Сибирский тракт»

ТРЦ

«Екатерининский»

Рабочие и служащие

22

36

48

Руководители предприятий и предприниматели

14

36

12

Студенты

24

10

18

Домохозяйки

18

6

6

Пенсионеры

14

8

10

Прочие

8

4

6

Итого

100

100

100

3) Возраст большинства посетителей находится в диапазоне 30-45 лет.

4) Распределение респондентов по наличию в семье легкового автомобиля дали поразительные результаты, так как отсутствие автомобиля в семье отмечено только у 24,7%, а у 75,3% таковой имелся, в том числе у 50,7% имеется в семье один автомобиль, у 14% - два, а у 3,3% более двух. В семьях, имеющих 2 автомобиля, наибольшую долю составляют домохозяйки, студенты и предприниматели. Естественно, эти показатели различаются в зависимости от местоположения ТЦ. Например,  для посещающих объект в центральном ядре города удельный вес не имеющих автомобиля равен 40%, в селитебном районе – 22%, в удаленном  – 12% (для приезжающих в ТЦ «Сибирский тракт», ориентированный, в первую очередь, на  владельцев автомобилей, удельный вес семей с двумя и более машинами составил 22%).

5) Анализ структуры респондентов по способу их передвижения к ТЦ показал, что  к ТЦ, расположенным в центре города и в селитебной территории, до 50% передвижений совершается на легковом индивидуальном транспорте, а к ТЦ «Сибирский тракт»  - до 86% передвижений совершается этим способом. Однако по остальным способам структура передвижений сильно различается. Так, если к ТЦ «Купец» и «Екатерининский» по 32% респондентов добирается пешком, то к ТЦ «Сибирский тракт» - только 2%.  Уже в настоящее время доля передвижений к ТЦ на общественном транспорте не превышает 8-20%.

6) Средние затраты времени на путь до ТЦ больше на ГОТ (табл.2): до ТЦ «Купец» в среднем 18 минут, до ТЦ «Сибирский тракт» - 23 минуты, до ТЦ «Екатерининский» - 26 минут. Поездка  до ТЦ с использованием легкового индивидуального транспорта составляет  от 16 до 17,5 минут, а передвижение пешком – от 9 до 15 минут (меньший показатель характерен для ТЦ центральной части города). По мнению респондентов, желаемое среднее время достижения ТЦ  должно составлять  8-9 минут.   

   Табл. 2.Средние затраты времени на одно передвижение к ТЦ

различными способами (мин.)

Способ передвижения

ТЦ

«Купец»

ТЦ

«Сибирский тракт»

ТРЦ «Екатерининский»

Легковой индивидуальный транспорт

16

17,5

17

Метро

5

-

-

Городской общественный транспорт

18

23

26

Пешком

9

15

14

7) Большинство респондентов посещают ТЦ 2-3 раза в неделю – от 38 до 54% (преобладают рабочие, предприниматели, студенты, домохозяйки). Средняя частота посещения выше в ТЦ, расположенном  в селитебной зоне, -  2,2 (ТЦ «Екатерининский»),  ниже к ТЦ в центральной зоне - 1,9 (ТЦ «Купец»), наиболее низкая к ТЦ  «Сибирский тракт» - 1,7, поездки к которому осуществляются на легковом  автотранспорте (табл.3).

8) На частоту посещений крупных ТЦ влияют (по мнению респондентов) следующие факторы: ТЦ «Купец» - расположение недалеко от дома/работы, широкий ассортимент товаров и расположение в центре города; ТЦ «Сибирский тракт» - доступные цены, широкий ассортимент товаров и расположение недалеко от дома/работы; ТЦ «Екатерининский» - широкий ассортимент товаров, расположение недалеко от дома/работы и наличие паркинга. Опрос респондентов показал, что только 54% пользующихся личными машинами для поездки к ТЦ в центральной зоне,  удовлетворены условиями паркования. В двух других случаях этот показатель оказался выше – 92% ТЦ «Сибирский тракт» и 98% ТЦ «Екатерининский», расположенные в периферийной зоне, где проще организовать паркинги.

Табл.3. Частота посещений торговых центров

(раз в неделю)

Группа

ТЦ «Купец»

ТЦ

«Сибирский тракт»

ТЦ

«Екатерининский»

Рабочие

2,1

2,2

1,7

Служащие

2,5

1,8

1,6

Руководители предприятий

2,5

2,4

4,5

Предприниматели

3,0

1,9

2,1

Военнослужащие

2,0

1,0

1,8

Студенты

1,4

1,8

1,1

Домохозяйки

1,9

2,5

2,7

Пенсионеры

1,3

0,8

1,6

Безработные

0,8

0,5

2,5

Итого

1,9

1,7

2,2

9) Анализ удовлетворенности расположением ТЦ по отношению к транспортным магистралям города показал, что 50% опрошенных скорее удовлетворены,; 30% полностью удовлетворены и 17% респондентов скорее не удовлетворены; наконец, неудовлетворенных расположением  всего 3% от общего числа респондентов.


© S.Waksman, 2002