Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния
 

Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг@Mail.ru
 

Изучение особенностей формирования потоков к торговым
центрам Екатеринбурга

Л.В. Булавина, К.Г. Бобыкина, Л.О. Бурдейная

Приведены результаты 4 видов обследований тяготения к торговым центрам и загрузки магистралей на подходах к этим центрам.

Торговые центры стали крупными генераторами транспортных потоков. Изменения в системе культурно-бытового обслуживания в условиях роста уровня автомобилизации привели к изменению пространственного поведения людей, как основополагающего фактора формирования транспортных и пешеходных потоков к предприятиям обслуживания.

В рамках настоящего исследования проведены четыре вида обследовательских работ: обследование жителей города для выявления характеристик посещаемости различных торговых центров; опрос посетителей крупных сложившихся торговых центров; изучение загруженности автостоянок и продолжительность пользования; обследование загрузки магистралей и узлов на подходах к торговым центрам. В подготовке и проведении обследований принимала участие аспирант Свеженцева М.О.

В статье приводятся результаты опроса посетителей торговых центров (ТЦ) «КИТ» и «МЕГАМАРТ».

Торговый центр « КИТ» расположен по ул. Амундсена, 65 на территории крупного жилого массива "Юго-Западный", в котором проживает 150000 человек. Рядом с ТЦ находятся остановки общественного транспорта. Автостоянка имеет два въезда-выезда с двусторонним движением.

ТЦ «МЕГАМАРТ» расположен по ул. С. Дерябиной, 24 на перегоне между ул. Волгоградской и Бардина. на территории жилого района "Юго-Западный". Обслуживание ТЦ осуществляется трамваями автобусами и маршрутными такси. На территории ТЦ расположена автостоянка с тремя въездами-выездами, на 150 машино-мест.

Опрос посетителей торгового центра «КИТ» проводился в период с 5 по 7 мая, «МЕГАМАРТ» – с 11 по 13 мая 2006 г. в наиболее посещаемые часы суток с 16 до 20 часов. Анкета опроса посетителей, разработанная на кафедре Городского строительства УГТУ-УПИ, состояла из 12 вопросов. Всего было опрошено 320 посетителей торгового центра «КИТ» и 300 посетителей торгового центра «МЕГАМАРТ» (табл. 1).  

 

Табл. 1. Социальная структура респондентов, %

Торговые
Центры

соотношение представителей разных социальных групп, %

Рабочие

Служащие

Студенты

Школь-ники

Пенсионеры

Домохозяйки

«КИТ»

28

38

13

11

7

3

«Мегамарт»

27

51

12

2

3

5

 

Наибольшая группа респондентов входит в возрастной диапазон 17-30 лет – 48% в ТЦ «КИТ» и 41% в ТЦ «МЕГАМАРТ», больше половины посетителей этих ТЦ в возрасте 17-40 лет, соответственно «КИТ» - 64% и «МЕГАМАРТ» - 71%.

Выбор способа прибытия к ТЦ определяется расположением объекта в плане города, близостью жилой застройки, доступностью остановочных пунктов общественного транспорта, наличием автомобиля.

К ТЦ «КИТ» посетители почти в равной степени выбирают каждый из возможных способов прибытия (рис. 1). Посетители ТЦ «МЕГАМАРТ» (76% респондентов) предпочитают автомобиль, 14% - общественный транспорт и 10% приходят пешком. ТЦ «МЕГАМАРТ» расположен не в жилой зоне, в отличие от ТЦ «КИТ», общественный транспорт здесь не так удобен, поэтому основной контингент покупателей предпочитает автомобиль всем другим способам передвижения. Расположение торговых комплексов в жилой застройке привлекает значительные пешеходные потоки.

   

 «КИТ»,   «МЕГАМАРТ»

 

Рис 1. Распределение респондентов по способам прибытия к ТЦ

 

Наполнение автомобилей в основном составляет 1 или 2 человека (ТЦ «КИТ» – 32% и 40%, ТЦ «МЕГАМАРТ» – 27% и 44% соответственно), среднее наполнение – 2,15.

В возрастном диапазоне 26-50 лет преобладают поездки на легковом автомобиле, после 50 лет – на общественном транспорте и пешком. Из социальных групп на легковом автомобиле приезжают в основном рабочие и служащие.

К торговому центру «КИТ» при пользовании автомобилем большинство респондентов затрачивает на передвижение 20-40 минут Пешие передвижения занимают в основном до 20 минут – 88%, от 20 до 30 минут – 12%. Затраты времени более 50 минут на общественном транспорте составляют у жителей ближайших районов, посещающих ТЦ попутно при возвращении с работы домой.

На передвижения к торговому центру «МЕГАМАРТ» большинство респондентов, пользующихся общественным транспортом, затрачивают менее 30 мин (93%), в том числе до 10 минут – 26%, 10-20 минут – 41%, 20-30 минут – 26%. Посетители этого ТЦ при пользовании общественным транспортом ориентируются на затраты времени, не превышающие 30 мин. Затраты времени на передвижение пешком не превышают 20 минут, из них 96%–до 10 минут. Среднее время, затрачиваемое на передвижение пешком, составляет–9 минут, на общественном транспорте–26 мин.

Посетители, предпочитающие передвижение на автомобиле, ориентированы на затраты времени в пределах 30 минут. Затраты времени независимо от выбранного способа передвижения занимают у 93% опрошенных до 30 минут.

 «КИТ»  «МЕГАМАРТ»

Рис. 2. Затраты времени и способы прибытия в ТЦ

 

Таким образом, радиус обслуживания ТЦ данного типа для жителей Екатеринбурга следует считать равным 30 мин. Среди опрошенных присутствовали жители других городов (6% от числа опрошенных), у которых затраты времени на поездку составляют от 60 минут до нескольких часов.

Частота посещений ТЦ находятся в зависимости от способа прибытия и затрачиваемого времени. Посетители ТЦ «КИТ» как приезжающие на автомобиле или общественном транспорте, так и приходящие пешком, предпочитают посещать торговые центры несколько раз в неделю. Общественный транспорт равнозначно используется посетителями с различной частотой посещения. Пешие посетители ТЦ посещают его чаще, чем пользующиеся автомобилем.

Посетители ТЦ «МЕГАМАРТ» на автомобиле предпочитают посещать ТЦ в основном несколько раз в месяц, пешком – несколько раз в неделю, на общественном транспорте – несколько раз в год. Чем меньше время передвижения до торгового центра, тем чаще его посещают. Частота посещений ТЦ и предпочтительные способы передвижений к ним определяются типом ТЦ, его классом (районный, городской, региональный), размещением в плане города и, в значительной степени, близостью и плотностью жилой застройки. Поэтому необходимо дальнейшее проведение исследований закономерностей формирования потоков к ТЦ различного класса.