Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния
 

Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг@Mail.ru
 

Закономерности пассажиропотоков на маршрутных такси
(по результатам обследования в г. Екатеринбурге)

С.А.Ваксман

Приводятся результаты анкетного обследования закономерностей пользования маршрутным такси и  пассажиропотоков на маршрутах, обслуживаемых подвижным составом типа «Газели» и «ПАЗ», выполненного в г.Екатеринбурге в 2005г.

С появлением маршрутного такси (МТ) возникло множество проблем; как известно, отношение к данному виду транспорта у населения и специалистов неоднозначное.

Маршрутное такси (МТ) в России получило развитие с начала 70-х годов прошлого века как дополнение к трамваю, троллейбусу, автобусу на направлениях, как правило, с небольшим пассажиропотоком. Прекрасным обобщением опыта развития МТ явилась книга [1], в которой Э.Е.Мун и А.Д.Рубец отмечали [1,с.21], что уже в начале 80-х годов прошлого века МТ имелось в 35 городах России. За рубежом в те же годы выполнены теоретические исследования конкуренции автобусов и МТ при совместном использовании на одном и том же маршруте. И тем ни менее, как показал анализ публикаций  последнего десятилетия, изучение проблем МТ начинается как бы заново, даже при наличии таких работ, как [1]. Взрывной характер развития МТ в последнее десятилетие свидетельствует о трех тенденциях:

1) население приняло МТ, которое заполнило (в той или иной степени) лакуну, образовавшуюся в результате уменьшения объемов перевозок на традиционных средствах ГОТ, особенно в малых, средних и больших городах;

2) властные структуры городов оказались неподготовленными к организации совместного использования автобусного (и не только) транспорта и МТ в нормативном и организационном планах, что еще более усугубило трудности, испытываемые муниципальными предприятиями ГОТ, привело к переполнению остановочных пунктов подвижным составом МТ, блокированию им первой, а нередко и второй полос движения…;

3) развитие и проблемы МТ подтвердили необходимость в крупнейших городах наряду с ГОПТ большой вместимости иметь подвижной состав, занимающий промежуточное положение между  ГОПТ и легковым (индивидуальным и такси свободного найма) транспортом.

В табл.1 приведены показатели состояния МТ г.Екатеринбурга в конце 20 века. Начиная с 2000г. это развитие приобрело взрывной характер: в 2001г. количество маршрутов МТ составило 34, их протяженность 578,9 км, в 2002г. соответственно 60 маршрутов  и 958,7км.; в 2000г. МТ перевозилось 4,4 млн.пасс., а в 2003г. уже 32,2 млн. (в 1999г. – 1 млн. – табл.1) [3].

Обследование 2005г. в Екатеринбурге [2] показало, что население удовлетворено только работой метрополитена (9,1 балла) и маршрутных такси (8 баллов), более-менее удовлетворено работой частных автобусов (7 баллов). Ниже приводятся некоторые результаты исследования использования МТ в Екатеринбурге, включавшего: 1) обследование частоты использования МТ (195 респондентов); 2) обследование пассажиропотоков на «типовых» маршрутах, обслуживаемых автобусами «ПАЗ» и микроавтобусами «Газель»; 3)определение экономического эффекта эксплуатации МТ в различных условиях. Респонденты классифицированы по полу, социально-возрастным группам (молодежь, условно названная ниже как «студенты», рабочие, ИТР, служащие – условно «родители», пенсионеры), уровню достатка – к среднеобеспеченным себя отнесли 53% первых двух групп, наличию и количеству автомобилей в семье (у «студентов» 0,53-0,84 и 1,13-1,47 на семью с автомобилем; у «родителей» - соответственно 0,64-0,94 и 1,11-1,54). Последний фактор - высокий уровень автомобилизации семей респондентов - необходимо учитывать при оценке приводимых результатов.

 

Табл.1.Характеристика маршрутного такси г.Екатеринбурга

в 1996-1999гг.

Показатели

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

Эксплуатационная длина пути (линии), км/о.п

58,8

86,4

140,2

227,2

Число маршрутов шт.

4

8

13

14

Число перевезенных пассажиров, тыс. чел.

752,1

816,1

727,9

1011,4

Выпуск в час “пик” подвижного состава, единиц

30

39

75

80

Машино-дни в хозяйстве

15470

16091

15297

14046

Машино-дни в работе

14921

15608

13783

12641

Коэффициент выпуска на линию, %

96

97

90

90

Машино-часы в наряде

109000

123049

109413

105000

Общий пробег, тыс. км

1283,2

1495,1

1423,7

1980,0

Пассажирооборот, тыс.пас/км

9526

11002,6

10542,1

14120,1

Среднесуточный пробег, км

86

95,8

103,0

156,6

Среднесуточное время в наряде, ч.

7,3

7,9

7,9

8,3

Эксплуатационная скорость, км/ч

11,8

12,1

13,0

18,9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маршрутным такси при поездке на работу/учебу пользовалось от 71,2 до 88,2% респондентов; коэффициент пользования МТ в группе «студенты» оказался равным 0,25 и 0,182 в группе «родители»; общий коэффициент пользования транспортом (КПТ) при этом был равен 0,96 и 0,92. Средние затраты времени при передвижении на работу/учебу оказались в пределах традиционных величин – 29,5 и 32,4 минуты; при этом более 40 минут на трудовое передвижение затрачивает более 14% «студентов» и 37% «родителей» (напомним: при очень высоких КПТ).

Недельная частота пользования МТ в расчете на жителя и одного пользователя этого вида ГОТ оказались на маршрутах МТ с автобусами «ПАЗ» равными у «студентов» 4,8 и 5,1, у «родителей» - 4,1 и 5,1; при использовании МТ «Газель» в среднем 2,4 и 3,4. На момент обследования тариф МТ «ПАЗ» составлял 6 рублей, на обследованном маршруте с ПС «Газель» - 10 рублей. В настоящее время на маршрутах с ПС «ПАЗ» в Екатеринбурге по договоренности мэрии и перевозчиков используются все льготы, принятые на общественном транспорте города.

Направленческо-целевая структура поездок пользователей МТ существенно отличается от традиционной – прямые передвижения у «студентов» доходят до 85%, а у «родителей» - до 80%; доля учебных и рабочих поездок у первой группы 44%, у второй рабочие и учебные поездки составили 38%.

Социально-возрастной статус не влияет на отношение к МТ: 35: респондентов к достоинствам отнесли скорость передвижения, на втором месте – комфорт (31%); зато 90% респондентов выделили риск поездок на МТ «Газель» («высокая аварийность» и «нарушение водителями Правил ДД»).

Действовавшие тарифы на поезду в МТ устраивали 37,9% респондентов- «студентов» и 60,4% «родителей» (с учетом не определившихся с ответом).

Отметим, что половина респондентов (56% «студентов» и 49% «родителей с учетом 12-17% не определившихся с ответом) отрицательно ответили на «провокационный» вопрос анкеты: «Считаете ли Вы целесообразной замену традиционных видов ГОТ на маршрутное такси?».

Обследование пассажиропотоков МТ проведено подсчетом количества входящих-выходящих пассажиров. По материалам обследования получены показатели табл.2. Маршруты, обслуживаемые ПС «ПАЗ» являются, судя по показателям, традиционными маршрутами ГОТ. Существенным отличием маршрутов, на которых используется «Газель», является высокий показатель средне дальности поездки и, следовательно, низкий коэффициент сменяемости пассажиров. Вопросы экономики МТ будут рассмотрены в специальной публикации. 

Табл.2.Характеристика пассажироперевозок маршрутного такси (Екатеринбург, 2005)

Показатели

«Газель»

«ПАЗ»

1.Перевезено пассажиров в сутки/за рейс

425/28,3

892/111,5

2.Ср. дальность поездки, км

8,62

3,17

3.Коэф.сменяемости пасс.

1,36

6,9

4.Коэф. динамического наполнения, чел/место

2,36

2,65

5.Коэф. неравномерности по встречным направлениям (сутки/пик)

1,02//1,11

1,01/1,32

6.Скорость сообщения, км/ч

22,0

15,68

 

.Литература

1.Мун Э.Е., Рубец А.Д. Организация перевозов пассажиров маршрутным такси.- М.: Транспорт, 1986. – 136с.

2.Ваксман С.А., Бадерина Т.А., Стрелков В.Н., Банных В.С. Оценка качества обслуживания населения средствами городского общественного транспорта //Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния /Материалы XII международной (пятнадцатой екатеринбургской науч.-практ.конф. – Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2006 , с.189–194.

3.Ваксман С.А., Лучанинова К.А. Проблемы городского общественного транспорта сегодня и завтра (на примере Екатеринбурга) //Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния /Материалы XI международной (четырнадцатой екатеринбургской науч.-практ.конф. – Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2005 , с.210–215.

 

[1] Сайт Экономических и финансовых словарей Глоссарий.ру www.glossary.ru

[2] Данные по зарубежным странам опубликованы проф. Н. Блудяном в «Автомобильном транспорте» № 1, 2005 год.

[3] От научного редактора: хочу в очередной раз обратить внимание коллег на выдающуюся, с моей точки зрения, книгу А.С. Михайлова, столь рано и скоропостижно ушедшего из жизни. С согласия А.С. Михайлова при его жизни книга была размещена на сайте www.waksman.fromru.com. Тем не менее, с учетом малой доступности этой книги, в статью В.В. Хмельницкого включены объемные цитаты из книги А.С. Михайлова

[4] Операторами в данном случае являются частные пассажирские транспортные компании.

[5] (Вагоны типа Русич 81-740/741 по вариантам наполнения: 6 чел./м2, 8 чел./м2, 10 чел./м2 (мест для сидения в поезде – 168)