Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния
 

Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг@Mail.ru Коммтел: компьютеры, сети, телекоммуникации
 

Материалы X международной (тринадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 14 - 15 июня 2004 года

Особенности качества обслуживания
общественным транспортом

М.Ч. Буринскене, Р.Р. Ушпалите-Виткунене

Многие авторы, анализирующие функционирование систем передвижения, под данной системой подразумевают совокуп-ность транспортных средств, технической инфраструктуры, ин-формационных мер и регулирования движение для перевозки на-селения и грузов на городской территории и её пределами.
Общественный транспорт (ОТ) был основным способом пе-редвижения в городах странах социалистического лагеря, качест-во которого постоянно поддерживали инвестиции из централизо-ванных фондов. Этому сопутствовала плотная застройка, дешё-вый проезд, развитая сеть маршрутов, низкий уровень автомоби-лизации, ограниченные возможности приобретения личного ав-томобиля, скудные средства населения.
Изменение политического строя социалистических стран, переход к рыночным отношениям в корне изменили тенденции развития городских транспортных систем (ТСГ). Приведем при-меры. С 1989 года в Польше начался массовой импорт западных подержанных транспортных средств, а уровень автомобилизаций достиг 400 автомобилей на 1000 жителей и приблизился к уров-ню западноевропейских стран, что привело к снижению уровня поездок на ОТ в городах. Например, в Варшаве с 1990 по 1998 года объём пассажиров в ОТ уменьшился от 1,31 до 0,8 миллиар-да пассажиров в год [1]. В Восточной Германии уровень автомо-билизации удвоился за два года в основном за счёт импортируе-мых подержанных автомобилей из Западной Германии. В Литве этот процесс продолжался 10 лет (рис. 1). Такие темпы автомоби-лизации осложнили передвижения в городах. Вместе с тем воз-росшие цены на проезд в ОТ и расширение использования инди-видуальных автомобилей значительно уменьшили объём перево-зок общественным транспортом. Очевидно, что только повыше-ние качества работы ОТ позволит удержать объём пассажиров на нем на теперешнем уровне. Именно ОТ является залогом разви-тия устойчивой транспортной системы городов.

Рис. 1. Рост автомобилизации в Литве и Германии.[2]

Теоретическая основа системы качества на ОТ может быть представлена в виде «петли качества» (рис. 2), составные которой можно разделить на две части: клиенты т.e. пассажиры и постав-щики услуг – перевозчики. Разница между ожидаемым и «осоз-нанным» качеством показывает меру удовлётворенности клиента. Разница между целевым и предоставленным качеством оценивает работу поставщиков услуг – т.е. компаний перевозок.
В условиях рыночной экономики услуги перевозки пассажи-ров для населения предоставляют как муниципальные, так и ча-стные компании. Их составные части в отдельных городах Литвы распределяются по-разному.
Но тип компаний не имеет прямого влияния на качество пе-ревозок ОТ. 15 декабря 2002 года Литва утвердила Европейский стандарт ЕN 13816:2002, который разработан комитетом стандар-тизации Европы и представляет полную систему качества функ-ционирования и технического состояния ГОТ[4]. Составными качества по данному стандарту являются: доступность; досягае-мость; система; время; забота о клиенте; комфорт; охрана; среда.
Для услуг, предоставляемых компанией-перевозчиком, кри-терии качества приводятся в следующем порядке:
1.Надёжность – пассажир должен быть уверен, что транспортное средство придёт вовремя и отвезёт вовремя.
2.Безопасность – пассажиры должны себя чувствовать в безопас-ности.
3.Удобство – пассажир должен иметь возможность пользоваться средством общественного транспорта от места жительства к ос-новным пунктам тяготения, когда это нужно.

Рис. 2. Составные части «Петли качества»[3]

Рис. 3. Распределение перевозок на общественном транспорте в городах Литвы, 1999г.[2]

4.Чистота и комфорт – средства передвижения и основные другие услуги при поездке и ожидании должны быть чистыми и удоб-ными.
5.Ясность – пассажиры должны легко понимать, как пользоваться услугами, используя информацию.
6.Доступность – система перевозок на общественном транспорте должна быть доступна для потребителей.
7.Понятливость и внимательность персонала, для которого самым важным должны быть требования пассажиров.
Указанные принципы контроля качества в должной мере мо-гут быть использованы в компаниях ОТ как средство самокон-троля или самооценки.
С другой стороны особенности работы ОТ в транспортной сети требуют применения рациональных плановых решений.
Одним из важнейших компонентов является время, посколь-ку именно этот компонент в значительной мере влияет на выбор средства передвижения. С точки зрения организаторов движения, ОТ является наиболее эффективным средством перевозки пасса-жиров. Проиллюстрируем это материалами обследования пото-ков транспортных средств и пассажиров в утренние часы пик на одной из основных остановок центра г.Вильнюса «Зелёны мост». Транспортный поток состоит из 24% средств ОТ и 76% легковых автомобилей; в тоже время ОТ перевозит 84% пассажиров, а лег-ковые автомобили всего лишь 16%; средняя загрузка троллейбуса составляет 62,8 пассажира, автобуса – 58,5, частного автобуса – 57,9, микроавтобуса - 8, а легкового автомобиля - 1,36 пассажира.
Средства ОТ движутся в общем потоке, что снижает ско-рость передвижения. По г. Вильнюсу средняя скорость движения троллейбусов в 2000г. достигла 17 км/ч, а автобусов 19 км/ч. До-вольно дешевым способом повышения скорости движения ОТ являются специальные полосы для его движения. Например в г.Вильнюсе длина вышеупомянутых полос в начале 2003г. со-ставляла 5,45 км, а в конце - 20,2 км. Это позволило повысить скорость движения троллейбусов до 18 км/ч, т.е. на 6%, а автобу-сов до 23,1 км/ч, - на 18%.
Только общее усилия специалистов, занимающихся как пла-нировкой городов, так и организацией движения транспорта, по-зволят вернуть приоритет общественному транспорту и качест-венные услуги – утерянных пассажиров.

Выводы:
1.Ускоренный рост автомобилизации уменьшил значение обще-ственного транспорта в городах, снизил объем пассажирских пе-ревозок на общественном транспорте.
2.Расширился круг поставщиков услуг на общественном транс-порте - кроме муниципальных компаний свои услуги предлагают и частные предприниматели.
3.Лишь повысив качество перевозок на общественном транспор-те, возможно поддержать общественный транспорт на должном уровне.

Литература

1.Raczkowski A.; Tengli T. Analiza efektiwnosci funkcjonowania wydzielo-nych pasow dla autobusow komunikacji miejskiej na ul.Jana III Sobieskiego I Belwederskiej w Warswawie- z.zastosowaniem techniki symulacji kom-puterowej.Warszawa, 1999.
2. Burinskiene, M. Munch, H. Traffic development in Lithuania and East Germany (the former GDR) in the past twenty years//Town planning and architecture, 2003, XXVII vol. Supplement 3-10p.
3. PORTAL – 5th F.P. project. www.eu-portal.net
4. European standart EN 13816: 2002.