Вступая в Европейский Союз(ЕС), Республика
Литва прини-мает меры по усовершенствованию организации,
планирования и управления местным пассажирским транспортом
в соответствии с требованиями этого Союза. Под местным
пассажирским транс-портом понимается городской и пригородный
транспорт общего пользовании, принадлежащий общественным
автобусным (в Вильнюсе и Каунасе – и троллейбусным) паркам
(100% акций этих парков принадлежат городским самоуправлениям),
а также частным (приватным) автобусным предприятиям (включая
и микроавтобусы).Ниже приводятся основные положения по
улуч-шению перевозок пассажиров, изложенные в проекте
дальнейше-го совершенствования перевозочной работы в Республике
Литва.
Установление равных условий конкуренции для всех пе-ревозчиков.
По требованиям ЕС весь пассажирский транспорт должен работать
в условиях конкурса. Поэтому процесс органи-зации перевозок
массовым пассажирским транспортом основыва-ется на рыночных
отношениях. Каждый местный маршрут расце-нивается как
товар, который должен быть продан перевозчику как можно
по более выгодным условиям для заказчика (т.е. для городского
самоуправления). Поэтому с целью обеспечения рав-ных условий
соревновательности, перевозчики должны подби-раться на
основе конкурсов. В проектных предложениях конкурс в пяти
наиболее крупных городах Литвы – Вильнюсе (578 тыс. жителей),
Каунасе (415 тыс.), Клайпеде (202 тыс.), Шяуляе (147 тыс.)
и Паневежис (133 тыс.) – должны организовывать транс-портные
агентства, в меньших городах – самоуправления или их уполномоченные
транспортные агенты.
По требованиям ЕС все перевозчики должны работать в оди-наковых
условиях независимо от их принадлежности и статуса. Поэтому
рекомендуется оценивать предложения участников кон-курса
на обслуживание маршрута по таким основным показате-лям:
запрашиваемая сумма финансирования маршрута за год (этот
критерий следует оценивать как наиболее весомый);
техническое состояние, комфортность и возраст транспорт-ных
средств;
перспектива деятельности перевозчика;
предлагаемые удобства при обслуживании пассажиров и т.д.
Каждый показатель должен оцениваться в баллах отдельно.
Конкурс выигрывает участник, набравший наибольшее число
баллов.
Конкурс может объявляться на обслуживание одного мар-шрута.
Но более целесообразно группировать маршруты в пакеты
по направлениям, по городским или пригородным маршрутам.
В один пакет целесообразно включать рентабельные и убыточные
маршруты, создавая тем самым равные экономические условия
для всех перевозчиков.
Совершенствование системы финансирования маршру-тов. В
Литве перевозку пассажиров на городских и пригородных
маршрутах организуют местные самоуправления. Все местные
автобусные и троллейбусные маршруты в Литве являются убы-точными.
Самоуправления финансируют их только на 60% от требуемых
средств. Вследствие этого стареет парк автобусов и троллейбусов,
из-за чего общественный транспорт теряет свою привлекательность.
По требованиям же ЕС весь местный общественный транс-порт
должен работать рентабельно. Поэтому необходимо законо-дательно
утвердить следующие положения:
1)финансирование осуществляется перевозчиком, для кото-рого
заказчиком предоставлено право на перевозку пассажиров
в регулярном местном сообщении;
2)финансирование перевозчика – часть доходов перевозчи-ка,
состоящая из компенсации и дотации:
F=K+D (1)
где F - финансирование перевозчика;
K - компенсация – часть фи-нансирования перевозчика из-за
недополученных доходов от пассажи-ров, имеющих законом
предоставленные льготы за проезд в обществен-ном транспорте;D
- дотация - часть финансирования перевозчика, предназначенная
для покрытия расходов в регулярном местном сооб-щении
из-за того, что тариф на перевозку меньше себестоимости
пере-возок;
3)по договору между заказчиком и перевозчиком в дотации
должна быть оценена и рентабельность.
Сумму компенсации для конкретного маршрута устанавли-вают
по числу обслуживаемых на этом маршруте пассажиров-льготников.
Сумму дотации за один месяц предлагается определять по
формуле:
D=[(RM+VMo)S-P-K]*(100+r)/100, (2)
где R - число рейсов на маршруте за
один месяц; M - длина маршрута, км; Mo - нулевой пробег,
км; S - себестоимость 1 км пробега на маршруте, литы;
P - доходы перевозчика на маршру-те от продажных билетов,
литы; K - полученная компенсация, литы.
Финансирование маршрутов должно производиться из бюд-жета
городских самоуправлений. Они должны определять, сколь-ко
маршрутов можно организовать в городе, исходя их своих
фи-нансовых возможностей.
Установление договорных отношений между заказчиками на
транспортное обслуживание и перевозчиками. По требованиям
ЕС между заказчиком на транспортные услуги и перевозчиком
должны быть установлены юридические отношения. Договор
должен быть подписан между транспортным агентом или самоуправлением
и перевозчиком, которому поручается обслуживать конкретный
маршрут или пакет маршрутов. Договор об обслуживании маршрута
должен охватывать ряд положений, основными из которых
являются:
список обслуживаемых маршрутов, расписание движения по
ним, вместительность транспортных средств, число рейсов
и пробег;
тарифы на перевозку;
сумма финансирования маршрута, выделяемая перевозчику;
обязанность перевозчика предоставлять льготы пассажирам,
установленные законом и т.д.
Совершенствование управления местным пассажирским движением.
Выше упоминалось, что в крупнейших городах Литвы организацией
местного пассажирского сообщения должны заниматься транспортные
агенты, основными функциями которых являются:
формирование, совершенствование и развитие маршрутной
сети местных перевозок транспортом общего пользования;
установление объемов работы местного транспорта, адекватных
цене услуг и возможностям финансирования;
открытие, изменения и закрытие маршрутов;
заключение договоров на обслуживание маршрутов;
координирование работы всех видов ОТ на маршрутах;
финансирование перевозчиков по договорным обязательствам;
контроль за работой перевозчиков и пр.
Литература
1.Arestis P., Sawyer M., Keynesvan Ekonomic
Policves for the New Mile-nium. The Ekonomic journal,
Vol. 108, № 446. – Boston: 1998. – p. 181-195.
2.Белая книга. Политика транспорта Европы на 2010 год
– время при-нимать решения. – Брюссель: Комиссия Европейского
союза. – 2001.
3.Буткявичус Й. П. Перевозки пассажиров: Монография. –
Вильнюс: Техника, 2002. – 416 с. (на литовском языке).
4.Буткявичус Й.П. Усовершенствование управления пассажирским
транспортом Вильнюса // Транспорт. – Вильнюс: Техника,
2002, № 3. – с. 44-50