Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния
 

Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг@Mail.ru Коммтел: компьютеры, сети, телекоммуникации
 

Материалы X международной (тринадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 14 - 15 июня 2004 года

Совершенствование организации, планирования и управления местным пассажирским транспортом
Литвы

Й.П. Буткявичус, В.П. Старовойда

Вступая в Европейский Союз(ЕС), Республика Литва прини-мает меры по усовершенствованию организации, планирования и управления местным пассажирским транспортом в соответствии с требованиями этого Союза. Под местным пассажирским транс-портом понимается городской и пригородный транспорт общего пользовании, принадлежащий общественным автобусным (в Вильнюсе и Каунасе – и троллейбусным) паркам (100% акций этих парков принадлежат городским самоуправлениям), а также частным (приватным) автобусным предприятиям (включая и микроавтобусы).Ниже приводятся основные положения по улуч-шению перевозок пассажиров, изложенные в проекте дальнейше-го совершенствования перевозочной работы в Республике Литва.
Установление равных условий конкуренции для всех пе-ревозчиков. По требованиям ЕС весь пассажирский транспорт должен работать в условиях конкурса. Поэтому процесс органи-зации перевозок массовым пассажирским транспортом основыва-ется на рыночных отношениях. Каждый местный маршрут расце-нивается как товар, который должен быть продан перевозчику как можно по более выгодным условиям для заказчика (т.е. для городского самоуправления). Поэтому с целью обеспечения рав-ных условий соревновательности, перевозчики должны подби-раться на основе конкурсов. В проектных предложениях конкурс в пяти наиболее крупных городах Литвы – Вильнюсе (578 тыс. жителей), Каунасе (415 тыс.), Клайпеде (202 тыс.), Шяуляе (147 тыс.) и Паневежис (133 тыс.) – должны организовывать транс-портные агентства, в меньших городах – самоуправления или их уполномоченные транспортные агенты.
По требованиям ЕС все перевозчики должны работать в оди-наковых условиях независимо от их принадлежности и статуса. Поэтому рекомендуется оценивать предложения участников кон-курса на обслуживание маршрута по таким основным показате-лям:
запрашиваемая сумма финансирования маршрута за год (этот критерий следует оценивать как наиболее весомый);
техническое состояние, комфортность и возраст транспорт-ных средств;
перспектива деятельности перевозчика;
предлагаемые удобства при обслуживании пассажиров и т.д.
Каждый показатель должен оцениваться в баллах отдельно. Конкурс выигрывает участник, набравший наибольшее число баллов.
Конкурс может объявляться на обслуживание одного мар-шрута. Но более целесообразно группировать маршруты в пакеты по направлениям, по городским или пригородным маршрутам. В один пакет целесообразно включать рентабельные и убыточные маршруты, создавая тем самым равные экономические условия для всех перевозчиков.
Совершенствование системы финансирования маршру-тов. В Литве перевозку пассажиров на городских и пригородных маршрутах организуют местные самоуправления. Все местные автобусные и троллейбусные маршруты в Литве являются убы-точными. Самоуправления финансируют их только на 60% от требуемых средств. Вследствие этого стареет парк автобусов и троллейбусов, из-за чего общественный транспорт теряет свою привлекательность.
По требованиям же ЕС весь местный общественный транс-порт должен работать рентабельно. Поэтому необходимо законо-дательно утвердить следующие положения:
1)финансирование осуществляется перевозчиком, для кото-рого заказчиком предоставлено право на перевозку пассажиров в регулярном местном сообщении;
2)финансирование перевозчика – часть доходов перевозчи-ка, состоящая из компенсации и дотации:

F=K+D (1)

где F - финансирование перевозчика; K - компенсация – часть фи-нансирования перевозчика из-за недополученных доходов от пассажи-ров, имеющих законом предоставленные льготы за проезд в обществен-ном транспорте;D - дотация - часть финансирования перевозчика, предназначенная для покрытия расходов в регулярном местном сооб-щении из-за того, что тариф на перевозку меньше себестоимости пере-возок;
3)по договору между заказчиком и перевозчиком в дотации должна быть оценена и рентабельность.
Сумму компенсации для конкретного маршрута устанавли-вают по числу обслуживаемых на этом маршруте пассажиров-льготников.
Сумму дотации за один месяц предлагается определять по формуле:

D=[(RM+VMo)S-P-K]*(100+r)/100, (2)

где R - число рейсов на маршруте за один месяц; M - длина маршрута, км; Mo - нулевой пробег, км; S - себестоимость 1 км пробега на маршруте, литы; P - доходы перевозчика на маршру-те от продажных билетов, литы; K - полученная компенсация, литы.
Финансирование маршрутов должно производиться из бюд-жета городских самоуправлений. Они должны определять, сколь-ко маршрутов можно организовать в городе, исходя их своих фи-нансовых возможностей.
Установление договорных отношений между заказчика-ми на транспортное обслуживание и перевозчиками. По тре-бованиям ЕС между заказчиком на транспортные услуги и пере-возчиком должны быть установлены юридические отношения. Договор должен быть подписан между транспортным агентом или самоуправлением и перевозчиком, которому поручается об-служивать конкретный маршрут или пакет маршрутов. Договор об обслуживании маршрута должен охватывать ряд положений, основными из которых являются:
список обслуживаемых маршрутов, расписание движения по ним, вместительность транспортных средств, число рейсов и пробег;
тарифы на перевозку;
сумма финансирования маршрута, выделяемая перевозчику;
обязанность перевозчика предоставлять льготы пассажирам, установленные законом и т.д.
Совершенствование управления местным пассажирским движением. Выше упоминалось, что в крупнейших городах Лит-вы организацией местного пассажирского сообщения должны заниматься транспортные агенты, основными функциями кото-рых являются:
формирование, совершенствование и развитие маршрутной сети местных перевозок транспортом общего пользования;
установление объемов работы местного транспорта, адекват-ных цене услуг и возможностям финансирования;
открытие, изменения и закрытие маршрутов;
заключение договоров на обслуживание маршрутов;
координирование работы всех видов ОТ на маршрутах;
финансирование перевозчиков по договорным обязательст-вам;
контроль за работой перевозчиков и пр.

Литература

1.Arestis P., Sawyer M., Keynesvan Ekonomic Policves for the New Mile-nium. The Ekonomic journal, Vol. 108, № 446. – Boston: 1998. – p. 181-195.
2.Белая книга. Политика транспорта Европы на 2010 год – время при-нимать решения. – Брюссель: Комиссия Европейского союза. – 2001.
3.Буткявичус Й. П. Перевозки пассажиров: Монография. – Вильнюс: Техника, 2002. – 416 с. (на литовском языке).
4.Буткявичус Й.П. Усовершенствование управления пассажирским транспортом Вильнюса // Транспорт. – Вильнюс: Техника, 2002, № 3. – с. 44-50