Материалы VIII международной (одиннадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 14-15 июня 2002 года

С.В. Дубова

Особенности функционирования высокоэффективных систем городского общественного транспорта

Швеция - государство, расположенное на севере Европы с населением 8,8 млн человек и площадью 630 тыс. кв. км. Столица королевства - город Стокгольм (730 тыс.жителей). Крупные города - Гетеборг (460 тыс. жителей ) и Мальмо (250 тыс.жителей).

Основные виды транспорта: скоростные и пригородные поезда, метрополитен (Стокгольм), трамвай (Стокгольм, Гетеборг), автобус, паром, легковой автомобиль и велосипед.

При достаточно высоком уровне автомобилизации (410 автомобилей на тысячу жителей) в государстве поддерживается баланс в разделении функций между легковым индивидуальным и массовым пассажирским транспортом. Кроме высоких цен на топливо и автомобили местного производства Volvo и SAAB, здесь используются различные методы привлечения жителей на общественный транспорт :

Полная поддержка со стороны государства практики использования общественного транспорта для ежедневных внутригородских и дальних междугородных поездок позволяет говорить о сложившейся системе перевозки пассажиров в городах Швеции.

Примером создания системы общественного транспорта на основе еще неразвитой планировочной схемы города явился совместный проект фирмы VOLVO и властей г.Куритиба в Бразилии. Система основана на использовании только автобусов, но ее скорость и провозная способность равнозначны по показателям рельсовым видам транспорта, а затраты на устройство системы (1.3 млн.долларов на км) на порядок меньше, чем при устройстве трамвая и на два порядка меньше, чем при устройстве метрополитена (100 млн.долларов на км).

При населении 1,9 млн. жителей и уровне автомобилизации 300 автомобилей на тысячу жителей половина населения города использует общественный транспорт. Система была заложена в 70-е годы, когда город бурно развивался и была возможность сформировать его планировочную структуру на основе сети общественного транспорта. Система представляет собой сеть автобусных маршрутов различных рангов или категорий протяженностью 1180 км. Генпланом города было предусмотрено формирование различных функциональных зон города вдоль пяти структурных радиальных осей. Ось представляет собой 7-метровую автобусную магистраль, отделенную от параллельных служебных проездов. Ось дополняется двумя односторонними магистралями, проходящими параллельно на расстоянии одного квартала от основного направления. 60 км этих магистралей дополняют 340 км подвозящих маршрутов. Пересадка производится в специальных терминалах, которые соединены между собой кольцевыми маршрутами длиной 185 км, проходящими по общегородским магистралям. Система поддерживается сетью скоростных автобусных маршрутов протяженностью 250 км с остановками в терминалах, расположенных через 3 км.

Терминал представляет собой сооружение в форме трубы диаметром 2.7 м, позволяющее произвести посадку в уровне пола автобуса по специальным трапам. Оплата проезда производится с помощью контроллера вне подвижного состава при входе в "трубу". С противоположной стороны находится специально оборудованный вход для пассажиров-инвалидов.

На маршрутах применяются обычные автобусы фирмы Volvo длиной 12 м, способные на специальных автобусных полосах перевезти 1800 пассажиров в сутки, сочлененные автобусы - 2500 пассажиров в сутки и 3200 пассажиров с использованием предварительной оплаты проезда и различных методов приоритета на улично-дорожной сети. Применяемые на нескольких маршрутах также дважды сочлененные автобусы перевозят при тех же условиях 4000 пассажиров. Скорость на различных автобусных маршрутах изменяется от 20 до 32 км в час, а провозная способность достигает 23000 пассажиров в часы пик.

Исследования показали, что 28% владельцев личных автомобилей регулярно используют систему после ее введения, а 75% жителей города используют ее в рабочие дни. Потребление топлива оказалось на 30% ниже, чем в других городах Бразилии такого же ранга. Сейчас система перевозит 800000 пассажиров в сутки и не требует государственных дотаций на эксплуатационные расходы.

Каждый город уникален и подобная система не может быть применена везде. Конечно, необходимы другие решения, например, для старых сложившихся городов, имеющих уже сформированную планировочную структуру и сеть маршрутов метрополитена и трамвая. Пример города Куритиба показал, что при наличии достаточной площади улиц для устройства автобусных магистралей, решение не требующее значительных затрат, уже существует.


© S.Waksman, 2002