Материалы X международной (тринадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 14 - 15 июня 2004 года

Льготники на пассажирском транспорте: направления исследовательской программы
(на примере Московской области)

Г.А. Гольц

Нарастание количества пассажиров, пользующихся льгот-ным проездом на автобусах в связи с процессом старения населе-ния, заставляет управляющие структуры адекватно учитывать это обстоятельство в прогнозах, планах и оперативной эксплуатации. Следует заметить, что в связи с относительной новизной про-блемы и уникальностью ее для российских условий, невозможно в прямом виде использовать существующие в мировой науке на-работки в области теории пассажирских перевозок.
Поэтому означенная в заглавии цель работы требует не-скольких этапов методической подготовки. Наиболее слабо изу-ченной проблемой является дифференциация транспортной под-вижности по возрасту, особенно для пенсионеров и инвалидов. Для условий Московской области, насколько нам известно, до сих пор не проводились подобные социологические транспорт-ные обследования. Поэтому, в первую очередь в намечаемой ра-боте следует выявить закономерности транспортной подвижно-сти населения по возрасту.
Вторая проблема заключается в распределении перевозок по видам транспорта и видам собственности подвижного состава. Особенно характерно для перевозок в районах Московской об-ласти нарастание перевозок пассажиров на личных автомобилях, такси и частных микроавтобусах. Однако было бы заблуждением ограничиться только анализом по этим видам транспорта, ибо в целевой структуре пассажирских перевозок помимо местных пе-ревозок в городах-центрах, наблюдается мощный центростреми-тельный поток в Москву, который обслуживается пригородной железной дорогой и подвозящими к станциям ж.д. автобусными маршрутами. Эта особенность пассажирских потоков Москов-ской области налагает крупные методические трудности, связан-ные с теоретической неразработанностью моделей пассажирских потоков в таких уникальных условиях.
Используемые в мировой практике модели межрайонных корреспонденций предполагают для адекватной реализации более или менее равномерное распределение пассажирообразующих емкостей. В Московской области в виду отмеченных особенно-стей эти емкости разнятся на порядки. Это требует доработки существующих модельных построений и вычислительного аппа-рата. Ясно также, что подойти к операциональному решению по-ставленной задачи управления дотационными средствами на льготников, совершенно невозможно без продвижения соответст-вующей методической базы. Единственным более кратким мето-дическим приемом может быть использование косвенных, либо генерализованных зависимостей. Среди них можно отдать пред-почтение тем, которые разработаны автором: а) высокоточного моделирования многомерных динамических рядов по ретроспек-тивным данным; б) использования закономерности постоянства затрат времени на передвижения; в) моделирования территори-ального распределения перевозок с учетом закономерности, при-веденной в пункте «б», и конкретного территориального распре-деления населения относительно основных центров тяготения.
Эти системные методические трудности решения общей за-дачи управления дотационными средствами налагают на участ-ников разработки требование уделить большое внимание методи-ческой стороне, ибо в конечном счете для оперативного управле-ния финансовыми средствами требуется значительно большая точность и достоверность расчета пассажирских связей и пото-ков, чем это обычно достигается в генеральных планах городов и перспективных транспортных схемах. Для эксплуатационных це-лей требуется точность расчета на уровне 5-7%, в то время как для обычных перспективных планов точность достигается только на уровне 25-35%. Это не особенно известный факт, ибо транс-портные проектировщики обычно скрывают это несоответствие и маскируют его тем, что в перспективе значительно изменяются исходные данные, а постпрогнозы они не производят.
Работу предполагается провести в три этапа: 1) сбор и сис-тематизация исходной статистической информации за последние 10 лет по всем видам пассажирского транспорта Московской об-ласти; 2) разработка методики расчета транспортной подвижно-сти населения, перевозок и их территориального распределения; 3) краткосрочный прогноз объема перевозок на маршрутных ав-тобусах общего пользования и выделения из него доли льготни-ков по всем муниципальным образованиям.


© S.Waksman 2002.