Как видно из табл. 1, доля пассажиров, перевозимых трамваем и троллейбусом Ташкента невелика - 22 %, но до начала 1990-х годов она была значительно выше. В 1993 г. трамвай перевозил 28 % пассажиров, троллейбус - 13 %, метро - 20 %, автобус - 39 %. Исторически трамвай в Ташкенте занимал прочные позиции вплоть до начала 1990-х годов. Падение доли электрического транспорта c 1991 г. произошло из-за слабого обновления подвижного состава трамвая и троллейбуса, в то время как автобусный парк обновлен за последние годы практически полностью. Тем не менее, за последние 10 лет маршрутная сеть трамвая не сократилась, а троллейбусная сеть значительно расширилась, охватив все районы Ташкента.
Табл. 1. Работа общественного транспорта Ташкента в 1999 г.
вид транспорта |
год начала эксплуатации |
L |
r |
w |
трамвай |
1912 |
113,3 |
0,27 |
13 |
троллейбус |
1947 |
156,0 |
0,37 |
9 |
автобус |
1945 |
250,0 |
0,59 |
61 |
метрополитен |
1977 |
28,0 |
0,07 |
17 |
все виды |
|
320,0 |
0,77 |
100 |
L - протяжённость сети пассажирских линий по оси улиц в км, r - плотность сети в км/кв.км, w - доля перевезённых пассажиров в %
Исследование процесса эволюции сетей трамвайных и троллейбусных маршрутов и совмещенной сети электротранспорта Ташкента проведено за весь период их существования - c 1912 до 2000 г. с использованием традиционной методики теории графов. По топографическому плану были измерены и расcчитаны следующие параметры структуры транспортных сетей: протяженность сети по оси улиц (в км), средняя длина ребра сети (в км), протяженность циклической и древовидной частей сети (в км), степень дендритности сети ?, средний периметр циклов сети P (табл. 2).
В процессе увеличения протяженности транспортных сетей можно выделить экстенсивные и интенсивные составляющие. Экстенсивный рост транспортной сети происходит за счет освоения новых пространств. Интенсивный рост улучшает структуру сети на уже освоенной территории. В периоды экстенсивного роста сетей трамвая, троллейбуса и совмещенной сети электротранспорта среднее значение длины ребра и средний периметр всех циклов сети P увеличиваются, а в периоды интенсивного роста - уменьшаются.
Cтепень дендритности сети (соотношение протяженности древовидной части сети к протяженности циклической части) увеличивается как при экстенсивном так и при интенсивном росте. Результаты расчетов показывают что средняя длина ребра и средний периметр сетей на больших временных интервалах увеличиваются. Это означает что для сетей ГПТ(на примере Ташкента), характерен экстенсивный рост в большей степени, чем интенсивный. Транспортный каркас города имеет большую устойчивость. На уже освоенных территориях довольно редко происходит дробление циклов (замкнутых контуров) и связанное с этим улучшение структуры сети.
Табл. 2. Динамика топометрических индексов маршрутных сетей общественного транспорта Ташкента в 1917 - 2000 гг.
Годы индек |
1917 |
1930 |
1940 |
1950 |
1960 |
|
|
|
|
LТВ |
23,8 |
32,2 |
50,9 |
48,7 |
48,0 |
|
104,3 |
|
113,3 |
Lтр |
— |
— |
— |
13,3 |
40,7 |
|
|
113,2 |
156,0 |
Lэт |
23,8 |
32,2 |
50,9 |
56,1 |
77,5 |
|
|
|
231,4 |
lТВ |
0,37 |
0,41 |
0,50 |
0,51 |
0,59 |
|
0,81 |
|
|
lтр |
— |
— |
— |
0,35 |
0,53 |
0,62 |
0,84 |
0,88 |
1,01 |
lЭТ |
0,37 |
0,41 |
0,50 |
0,47 |
0,53 |
0,63 |
0,73 |
0,77 |
0,85 |
tТВ |
0,97 |
1,68 |
1,67 |
1,88 |
1,90 |
1,17 |
1,72 |
1,98 |
1,62 |
tтр |
— |
— |
— |
1,13 |
0,85 |
0,55 |
0,59 |
0,69 |
0,61 |
tЭТ |
0,97 |
1,68 |
1,67 |
1,06 |
0,81 |
0,91 |
0,54 |
0,49 |
0,36 |
PТВ |
4,25 |
4,25 |
3,84 |
4,48 |
4,48 |
4,75 |
6,56 |
6,91 |
6,92 |
P тр |
— |
— |
— |
3,37 |
5,10 |
4,37 |
4,90 |
4,27 |
5,64 |
PЭТ |
4,25 |
4,25 |
3,84 |
2,70 |
3,39 |
3,13 |
4,73 |
4,98 |
5,06 |
Обозначения к табл. 2: LТВ, LТР - протяженность сети соответственно трамвайных и троллейбусных маршрутов по оси улиц, измеренная по топографическому плану города (в км), LЭТ - протяженность совмещенной сети трамвайных и троллейбусных линий по оси улиц, измеренная по топографическому плану города (в км), lТВ, lТР, lЭТ - средняя длина ребра каждой сети (в км), tТВ, tТР, tЭТ - степень дендритности для каждой сети, PТВ, PТР, PЭТ - средний периметр циклов для каждой сети.