Материалы VIII международной (одиннадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 14-15 июня 2002 года

Д. C. Мерзлов

Экстенсивная и интенсивная составляющие роста сетей городского электротранспорта Ташкента

Как видно из табл. 1, доля пассажиров, перевозимых трамваем и троллейбусом Ташкента невелика - 22 %, но до начала 1990-х годов она была значительно выше. В 1993 г. трамвай перевозил 28 % пассажиров, троллейбус - 13 %, метро - 20 %, автобус - 39 %. Исторически трамвай в Ташкенте занимал прочные позиции вплоть до начала 1990-х годов. Падение доли электрического транспорта c 1991 г. произошло из-за слабого обновления подвижного состава трамвая и троллейбуса, в то время как автобусный парк обновлен за последние годы практически полностью. Тем не менее, за последние 10 лет маршрутная сеть трамвая не сократилась, а троллейбусная сеть значительно расширилась, охватив все районы Ташкента.

Табл. 1. Работа общественного транспорта Ташкента в 1999 г.

вид транспорта

год начала эксплуатации

L

r

w

трамвай

1912

113,3

0,27

13

троллейбус

1947

156,0

0,37

9

автобус

1945

250,0

0,59

61

метрополитен

1977

28,0

0,07

17

все виды

320,0

0,77

100

L - протяжённость сети пассажирских линий по оси улиц в км, r - плотность сети в км/кв.км, w - доля перевезённых пассажиров в %

Исследование процесса эволюции сетей трамвайных и троллейбусных маршрутов и совмещенной сети электротранспорта Ташкента проведено за весь период их существования - c 1912 до 2000 г. с использованием традиционной методики теории графов. По топографическому плану были измерены и расcчитаны следующие параметры структуры транспортных сетей: протяженность сети по оси улиц (в км), средняя длина ребра сети (в км), протяженность циклической и древовидной частей сети (в км), степень дендритности сети ?, средний периметр циклов сети P (табл. 2).

В процессе увеличения протяженности транспортных сетей можно выделить экстенсивные и интенсивные составляющие. Экстенсивный рост транспортной сети происходит за счет освоения новых пространств. Интенсивный рост улучшает структуру сети на уже освоенной территории. В периоды экстенсивного роста сетей трамвая, троллейбуса и совмещенной сети электротранспорта среднее значение длины ребра и средний периметр всех циклов сети P увеличиваются, а в периоды интенсивного роста - уменьшаются.

Cтепень дендритности сети (соотношение протяженности древовидной части сети к протяженности циклической части) увеличивается как при экстенсивном так и при интенсивном росте. Результаты расчетов показывают что средняя длина ребра и средний периметр сетей на больших временных интервалах увеличиваются. Это означает что для сетей ГПТ(на примере Ташкента), характерен экстенсивный рост в большей степени, чем интенсивный. Транспортный каркас города имеет большую устойчивость. На уже освоенных территориях довольно редко происходит дробление циклов (замкнутых контуров) и связанное с этим улучшение структуры сети.

Табл. 2. Динамика топометрических индексов маршрутных сетей общественного транспорта Ташкента в 1917 - 2000 гг.

Годы

индексы

1917

 1930

1940

 1950

 1960

  1970

  1980

 1990

2000

 LТВ

 23,8

  32,2

  50,9

 48,7

 48,0

   81,2

 104,3

 111,3

113,3

 Lтр

   

   

   

 13,3

 40,7

57,6

99,3

 113,2

156,0

 Lэт

23,8

32,2

50,9

56,1

77,5

116,5

73,4

 194,7

231,4

 lТВ

0,37

0,41

0,50

0,51

0,59

0,74

0,81

 0,86

 0,89

 lтр

   

   

   

0,35

0,53

0,62

0,84

0,88

1,01

 lЭТ

0,37

0,41

0,50

0,47

0,53

0,63

0,73

 0,77

 0,85

 tТВ

0,97

1,68

1,67

1,88

1,90

1,17

1,72

 1,98

 1,62

 tтр

  

   

   

1,13

0,85

0,55

0,59

 0,69

0,61

 tЭТ

0,97

1,68

1,67

1,06

0,81

0,91

0,54

 0,49

0,36

 PТВ

4,25

4,25

3,84

4,48

4,48

4,75

6,56

 6,91

6,92

 P тр

  

   

   

3,37

5,10

4,37

4,90

 4,27

 5,64

 PЭТ

4,25

4,25

3,84

2,70

3,39

3,13

4,73

4,98

 5,06

Обозначения к табл. 2: LТВ, LТР - протяженность сети соответственно трамвайных и троллейбусных маршрутов по оси улиц, измеренная по топографическому плану города (в км), LЭТ - протяженность совмещенной сети трамвайных и троллейбусных линий по оси улиц, измеренная по топографическому плану города (в км), lТВ, lТР, lЭТ - средняя длина ребра каждой сети (в км), tТВ, tТР, tЭТ - степень дендритности для каждой сети, PТВ, PТР, PЭТ - средний периметр циклов для каждой сети.


© S.Waksman, 2002