В рыночных отношениях имеют место два
направления в ор-ганизации услуг пассажирского транспорта:
с одной стороны, работа транспорта приводится в соответствие
со спросом на его услуги, а с другой – формируется спрос
на перевозки в зависимости от возможностей транспортной
системы. Это реализуется в комплексе технологий организации
и управления транспортным процессом. Исходя из такого
положения, на государственном уровне в Украине была определена
терминологическая основа пассажирских перевозок. Так,
“рынку транспортных услуг” дается определение как сферы
обмена и совокупности социально-экономических отношений
на транспорте, а “транспортные услуги” трактуются как
результат деятельности на транспорте, связанной с удовлетворением
спроса населения в перевозках [1].
Первый случай – спрос не удовлетворен наблюдается в случае
отказа пассажиров от пользования транспортом из-за неудовлетворительной
работы транспорта или нецелесообразность его использования.
При этом спрос рассматривается как потребность населения
в пассажирских перевозках, которая должна удовлетворяться
транспортом. Второй случай – спрос удовлетворен частично
может рассматриваться как неполное предоставление транспортных
услуг как в плане перевозки, так и предоставлении сопутствующих
услуг, к которым относятся бытовое обслуживание, отдых,
доставка к месту назначения и т.п. Третий случай – спрос
удовлетворен полностью согласно требованиям потребителей
считается конечной целью применения логистики на транспорте.
Нельзя не учитывать того, что перспективы дальнейшей компьютеризации
и автоматизации всех сторон деятельности и размещения
рабочих мест в виде терминалов информационных сетей непосредственно
по месту жительства работающих, потребуют пересмотра
в будущем как градостроительных решений, так и форм организации
городского транспорта, т.е. устранения фиксированных
маршрутов и расписаний движения, снижения средней вместимости
подвижного состава, ориентации перевозок на пригородное
сообщение. Такие кардинальные решения будут успешными
лишь при изменения принципов построения транспортных
систем, повышения их гибкости и оперативности, способности
быстро реагировать на изменчивые условия функционирования.
Применительно к пассажирским перевозкам логистика рассматривается
как совокупность проектных решений, технических средств
и методов организации и управления, которые обеспечивают
заданный уровень обслуживания с доставкой пассажиров от
“двери до двери” в определенное время при минимальных
затра-тах.
Рассмотрим пример рациональной организации «дотранспортного
обслуживания» с применением специального табло для информирования
посетителей одного из банков Швейцарии. Табло находится
в холле банка и предоставляет информацию о работе трамвая,
маршрут которого проходит поблизости: зеленый сигнал указывает,
что трамвай на подходе, желтый – следует спешить на остановку,
красный – лучше подождать в холле, особенно, когда на
улице дождь, снег и холодный ветер. Таким образом, транспортное
обслуживание посетителей и служащих органически связано
с технологией банковского сервиса и показывает целесообразность
логистических подходов [2].
Вот почему в основе транспортной логистики лежит систем-ный
подход, который предусматривает синтез проектирования
транспортной системы в пространстве и времени, организации
пассажирских, материальных и информационных потоков.
Обобщенная структура логистической системы пассажирских
перевозок по видам сообщения приведена на рис. 2. Характерной
ее особенностью можно считать комплексное объединение
элементов «дотранспортного обслуживания», «транспортного
обслуживания» и «послетранспортного обслуживания», благодаря
которому должно обеспечиваться полное и своевременное
удовлетворение спроса на перевозки.
В [1] логистические системы рассматриваются как макрологические
и микрологические. К макрологическим системам относятся
большие логистические системы, в которых определяется
организация транспортного обслуживания населения региона.
При этом должно обеспечиваться взаимодействие подсистем
производства, расселения, баланса ресурсов, демографии,
транспорта, сервиса и местного управления.
Создание макрологических систем управления на пассажирском
транспорте предусматривает: разработку общей концепции
расселения, согласованной с транспортным обслуживанием
регионов; разработка генеральной схемы развития транспорта
в регионе; координация функционирования разных видов
транспорта; техническое и технологическое обеспечение;
тарифообразование, экономика и контроль.
Микрологическая система управления охватывает транспортное
обслуживание работников предприятия как один из аспектов
производственной деятельности. Это интеграция подготовки
и планирования производства с обеспечением трудовыми ресурсами.
К функциям микрологической системы следует отнести планирование
транспортного обслуживания и затрат на его выполнение,
создание необходимых условий и контроль пассажирских
перевозок работников.
Обобщение практики использования логистических систем
управления дает возможность ориентировочно сформулировать
принципы их построения по отношению к пассажирским перевозкам:
– комплексность рассмотрения элементов логистической системы
от зарождения спроса на перевозки к его удовлетворению;
– обоснование оптимального уровня обслуживания населения
и определения путей его достижения с учётом эффективного
использования ресурсов;
– обеспечение соответствия провозной способности подвижного
состава спросу на перевозки;
– оценка конечных результатов работы по величине прибыли
и уменьшению дотации;
– организация перевозок и смежного обслуживания пассажиров
единой структурой, способной принимать компетентные решения,
касающиеся интересов пассажиров и производства;
– достаточность информационного обеспечения с использованием
вычислительной техники, которая должна быть советчиком
в процессе принятия решений;
– обеспечение кадрами со знанием логистики.
К функциям логистической системы управления следует отнести:
– диспозиционные (анализ, прогнозирование, исследование,
принятие решений, планирование, оперативное управление,
кон-троль);
– транспортные (городские, пригородные, междугородные,
международные перевозки);
– станционные (продажа билетов, организация отдыха, культурно-бытовое
обслуживание и т.п.);
– информационные (управление пассажиропотоками, контроль
перевозок, справочное обеспечение и т.п.);
– другие специальные (сопутствующие транспортные услуги
населению и предприятиям, страхование, кредитование, финансы
и т.п.).
Таким образом, применение транспортной логистики в пассажирских
перевозках дает возможность устранить сложные противоречия,
которые возникают с одной стороны между пассажирскими
и транспортными предприятиями, а с другой – между транспортными
предприятиями и обществом.
Литература
1. Игнатенко О.С. и др. Логистика и
пассажирские перевозки. «Авто-дорожник Украины», № 2,
1995. – С. 4-8.
2. Le monde bouge // Transp. publ. – 1994. - № 928. –
Р. 42-49.