Материалы X международной (тринадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 14 - 15 июня 2004 года

Логистика и городской пассажирский транспорт

Е.А. Рейцен, Н.Н. Кучеренко

В рыночных отношениях имеют место два направления в ор-ганизации услуг пассажирского транспорта: с одной стороны, работа транспорта приводится в соответствие со спросом на его услуги, а с другой – формируется спрос на перевозки в зависимости от возможностей транспортной системы. Это реализуется в комплексе технологий организации и управления транспортным процессом. Исходя из такого положения, на государственном уровне в Украине была определена терминологическая основа пассажирских перевозок. Так, “рынку транспортных услуг” дается определение как сферы обмена и совокупности социально-экономических отношений на транспорте, а “транспортные услуги” трактуются как результат деятельности на транспорте, связанной с удовлетворением спроса населения в перевозках [1].
Первый случай – спрос не удовлетворен наблюдается в случае отказа пассажиров от пользования транспортом из-за неудовлетворительной работы транспорта или нецелесообразность его использования. При этом спрос рассматривается как потребность населения в пассажирских перевозках, которая должна удовлетворяться транспортом. Второй случай – спрос удовлетворен частично может рассматриваться как неполное предоставление транспортных услуг как в плане перевозки, так и предоставлении сопутствующих услуг, к которым относятся бытовое обслуживание, отдых, доставка к месту назначения и т.п. Третий случай – спрос удовлетворен полностью согласно требованиям потребителей считается конечной целью применения логистики на транспорте.
Нельзя не учитывать того, что перспективы дальнейшей компьютеризации и автоматизации всех сторон деятельности и размещения рабочих мест в виде терминалов информационных сетей непосредственно по месту жительства работающих, потребуют пересмотра в будущем как градостроительных решений, так и форм организации городского транспорта, т.е. устранения фиксированных маршрутов и расписаний движения, снижения средней вместимости подвижного состава, ориентации перевозок на пригородное сообщение. Такие кардинальные решения будут успешными лишь при изменения принципов построения транспортных систем, повышения их гибкости и оперативности, способности быстро реагировать на изменчивые условия функционирования.
Применительно к пассажирским перевозкам логистика рассматривается как совокупность проектных решений, технических средств и методов организации и управления, которые обеспечивают заданный уровень обслуживания с доставкой пассажиров от “двери до двери” в определенное время при минимальных затра-тах.
Рассмотрим пример рациональной организации «дотранспортного обслуживания» с применением специального табло для информирования посетителей одного из банков Швейцарии. Табло находится в холле банка и предоставляет информацию о работе трамвая, маршрут которого проходит поблизости: зеленый сигнал указывает, что трамвай на подходе, желтый – следует спешить на остановку, красный – лучше подождать в холле, особенно, когда на улице дождь, снег и холодный ветер. Таким образом, транспортное обслуживание посетителей и служащих органически связано с технологией банковского сервиса и показывает целесообразность логистических подходов [2].
Вот почему в основе транспортной логистики лежит систем-ный подход, который предусматривает синтез проектирования транспортной системы в пространстве и времени, организации пассажирских, материальных и информационных потоков.
Обобщенная структура логистической системы пассажирских перевозок по видам сообщения приведена на рис. 2. Характерной ее особенностью можно считать комплексное объединение элементов «дотранспортного обслуживания», «транспортного обслуживания» и «послетранспортного обслуживания», благодаря которому должно обеспечиваться полное и своевременное удовлетворение спроса на перевозки.
В [1] логистические системы рассматриваются как макрологические и микрологические. К макрологическим системам относятся большие логистические системы, в которых определяется организация транспортного обслуживания населения региона. При этом должно обеспечиваться взаимодействие подсистем производства, расселения, баланса ресурсов, демографии, транспорта, сервиса и местного управления.
Создание макрологических систем управления на пассажирском транспорте предусматривает: разработку общей концепции расселения, согласованной с транспортным обслуживанием регионов; разработка генеральной схемы развития транспорта в регионе; координация функционирования разных видов транспорта; техническое и технологическое обеспечение; тарифообразование, экономика и контроль.
Микрологическая система управления охватывает транспортное обслуживание работников предприятия как один из аспектов производственной деятельности. Это интеграция подготовки и планирования производства с обеспечением трудовыми ресурсами. К функциям микрологической системы следует отнести планирование транспортного обслуживания и затрат на его выполнение, создание необходимых условий и контроль пассажирских перевозок работников.
Обобщение практики использования логистических систем управления дает возможность ориентировочно сформулировать принципы их построения по отношению к пассажирским перевозкам:
– комплексность рассмотрения элементов логистической системы от зарождения спроса на перевозки к его удовлетворению;
– обоснование оптимального уровня обслуживания населения и определения путей его достижения с учётом эффективного использования ресурсов;
– обеспечение соответствия провозной способности подвижного состава спросу на перевозки;
– оценка конечных результатов работы по величине прибыли и уменьшению дотации;
– организация перевозок и смежного обслуживания пассажиров единой структурой, способной принимать компетентные решения, касающиеся интересов пассажиров и производства;
– достаточность информационного обеспечения с использованием вычислительной техники, которая должна быть советчиком в процессе принятия решений;
– обеспечение кадрами со знанием логистики.
К функциям логистической системы управления следует отнести:
– диспозиционные (анализ, прогнозирование, исследование, принятие решений, планирование, оперативное управление, кон-троль);
– транспортные (городские, пригородные, междугородные, международные перевозки);
– станционные (продажа билетов, организация отдыха, культурно-бытовое обслуживание и т.п.);
– информационные (управление пассажиропотоками, контроль перевозок, справочное обеспечение и т.п.);
– другие специальные (сопутствующие транспортные услуги населению и предприятиям, страхование, кредитование, финансы и т.п.).
Таким образом, применение транспортной логистики в пассажирских перевозках дает возможность устранить сложные противоречия, которые возникают с одной стороны между пассажирскими и транспортными предприятиями, а с другой – между транспортными предприятиями и обществом.

Литература

1. Игнатенко О.С. и др. Логистика и пассажирские перевозки. «Авто-дорожник Украины», № 2, 1995. – С. 4-8.
2. Le monde bouge // Transp. publ. – 1994. - № 928. – Р. 42-49.


© S.Waksman 2002.