Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния
 

Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг@Mail.ru Коммтел: компьютеры, сети, телекоммуникации
 

Материалы X международной (тринадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 14 - 15 июня 2004 года

Логистика и городской пассажирский транспорт

Е.А. Рейцен, Н.Н. Кучеренко

В рыночных отношениях имеют место два направления в ор-ганизации услуг пассажирского транспорта: с одной стороны, работа транспорта приводится в соответствие со спросом на его услуги, а с другой – формируется спрос на перевозки в зависимо-сти от возможностей транспортной системы. Это реализуется в комплексе технологий организации и управления транспортным процессом. Исходя из такого положения, на государственном уровне в Украине была определена терминологическая основа пассажирских перевозок. Так, “рынку транспортных услуг” дает-ся определение как сферы обмена и совокупности социально-экономических отношений на транспорте, а “транспортные услу-ги” трактуются как результат деятельности на транспорте, свя-занной с удовлетворением спроса населения в перевозках [1].
Первый случай – спрос не удовлетворен наблюдается в слу-чае отказа пассажиров от пользования транспортом из-за неудов-летворительной работы транспорта или нецелесообразность его использования. При этом спрос рассматривается как потребность населения в пассажирских перевозках, которая должна удовле-творяться транспортом. Второй случай – спрос удовлетворен частично может рассматриваться как неполное предоставление транспортных услуг как в плане перевозки, так и предоставлении сопутствующих услуг, к которым относятся бытовое обслужива-ние, отдых, доставка к месту назначения и т.п. Третий случай – спрос удовлетворен полностью согласно требованиям потреби-телей считается конечной целью применения логистики на транспорте.
Нельзя не учитывать того, что перспективы дальнейшей компьютеризации и автоматизации всех сторон деятельности и размещения рабочих мест в виде терминалов информационных сетей непосредственно по месту жительства работающих, потре-буют пересмотра в будущем как градостроительных решений, так и форм организации городского транспорта, т.е. устранения фик-сированных маршрутов и расписаний движения, снижения сред-ней вместимости подвижного состава, ориентации перевозок на пригородное сообщение. Такие кардинальные решения будут ус-пешными лишь при изменения принципов построения транс-портных систем, повышения их гибкости и оперативности, спо-собности быстро реагировать на изменчивые условия функцио-нирования.
Применительно к пассажирским перевозкам логистика рас-сматривается как совокупность проектных решений, технических средств и методов организации и управления, которые обеспечи-вают заданный уровень обслуживания с доставкой пассажиров от “двери до двери” в определенное время при минимальных затра-тах.
Рассмотрим пример рациональной организации «дотранс-портного обслуживания» с применением специального табло для информирования посетителей одного из банков Швейцарии. Таб-ло находится в холле банка и предоставляет информацию о рабо-те трамвая, маршрут которого проходит поблизости: зеленый сигнал указывает, что трамвай на подходе, желтый – следует спешить на остановку, красный – лучше подождать в холле, осо-бенно, когда на улице дождь, снег и холодный ветер. Таким обра-зом, транспортное обслуживание посетителей и служащих орга-нически связано с технологией банковского сервиса и показывает целесообразность логистических подходов [2].
Вот почему в основе транспортной логистики лежит систем-ный подход, который предусматривает синтез проектирования транспортной системы в пространстве и времени, организации пассажирских, материальных и информационных потоков.
Обобщенная структура логистической системы пассажир-ских перевозок по видам сообщения приведена на рис. 2. Харак-терной ее особенностью можно считать комплексное объедине-ние элементов «дотранспортного обслуживания», «транспортного обслуживания» и «послетранспортного обслуживания», благода-ря которому должно обеспечиваться полное и своевременное удовлетворение спроса на перевозки.
В [1] логистические системы рассматриваются как макроло-гические и микрологические. К макрологическим системам отно-сятся большие логистические системы, в которых определяется организация транспортного обслуживания населения региона. При этом должно обеспечиваться взаимодействие подсистем производства, расселения, баланса ресурсов, демографии, транс-порта, сервиса и местного управления.
Создание макрологических систем управления на пассажир-ском транспорте предусматривает: разработку общей концепции расселения, согласованной с транспортным обслуживанием ре-гионов; разработка генеральной схемы развития транспорта в ре-гионе; координация функционирования разных видов транспорта; техническое и технологическое обеспечение; тарифообразование, экономика и контроль.
Микрологическая система управления охватывает транс-портное обслуживание работников предприятия как один из ас-пектов производственной деятельности. Это интеграция подго-товки и планирования производства с обеспечением трудовыми ресурсами. К функциям микрологической системы следует отне-сти планирование транспортного обслуживания и затрат на его выполнение, создание необходимых условий и контроль пасса-жирских перевозок работников.
Обобщение практики использования логистических систем управления дает возможность ориентировочно сформулировать принципы их построения по отношению к пассажирским пере-возкам:
– комплексность рассмотрения элементов логистической системы от зарождения спроса на перевозки к его удовлетворе-нию;
– обоснование оптимального уровня обслуживания населе-ния и определения путей его достижения с учётом эффективного использования ресурсов;
– обеспечение соответствия провозной способности под-вижного состава спросу на перевозки;
– оценка конечных результатов работы по величине прибы-ли и уменьшению дотации;
– организация перевозок и смежного обслуживания пасса-жиров единой структурой, способной принимать компетентные решения, касающиеся интересов пассажиров и производства;
– достаточность информационного обеспечения с исполь-зованием вычислительной техники, которая должна быть совет-чиком в процессе принятия решений;
– обеспечение кадрами со знанием логистики.
К функциям логистической системы управления следует отнести:
– диспозиционные (анализ, прогнозирование, исследование, принятие решений, планирование, оперативное управление, кон-троль);
– транспортные (городские, пригородные, междугородные, международные перевозки);
– станционные (продажа билетов, организация отдыха, культурно-бытовое обслуживание и т.п.);
– информационные (управление пассажиропотоками, кон-троль перевозок, справочное обеспечение и т.п.);
– другие специальные (сопутствующие транспортные услу-ги населению и предприятиям, страхование, кредитование, фи-нансы и т.п.).
Таким образом, применение транспортной логистики в пас-сажирских перевозках дает возможность устранить сложные про-тиворечия, которые возникают с одной стороны между пассажир-скими и транспортными предприятиями, а с другой – между транспортными предприятиями и обществом.

Литература

1. Игнатенко О.С. и др. Логистика и пассажирские перевозки. «Авто-дорожник Украины», № 2, 1995. – С. 4-8.
2. Le monde bouge // Transp. publ. – 1994. - № 928. – Р. 42-49.