Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния
 

Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг@Mail.ru Коммтел: компьютеры, сети, телекоммуникации
 

Материалы X международной (тринадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 14 - 15 июня 2004 года

Разработка компьютерной программы с целью реорганизации маршрутной сети города

К. Сафронов, Д. Киммель

Принятые Омским городским Советом 18.06.2003 г. «Прави-ла организации транспортного обслуживания на территории г. Омска» позволили начать совершенствование маршрутной сети, которая за последние годы претерпела ряд существенных изме-нений: за три года выпуск на линию муниципальных автобусов сократился на 12%, троллейбусов и трамваев на 2,5%; при этом количество зарегистрированных частных микроавтобусов увели-чилось в 3,5 раза (до 2250), а длина их маршрутной сети достигла 2763 км; средняя вместимость единицы ПС ГОТ Омска упала со 112 до 45 мест. В связи с этим стала актуальной проблема совер-шенствования маршрутной сети микроавтобусов, определение их оптимального количества и траекторий движения.
Совершенствование маршрутной сети микроавтобусов про-водилось с учетом работы всех видов транспорта (автобус, трол-лейбус, трамвай). Основная цель – снижение загрузки главных городских магистралей при условии сохранения провозной спо-собности. Необходимо разгрузить центральные улицы города, сокращая на них число маршрутов микроавтобусов и заменяя их подвижным составом (ПС) большой и особо большой вместимо-сти. Микроавтобусы должны выполнять свою функцию – работу на внутрирайонных, подвозящих и вылетных маршрутах.
Для разработки, корректировки, выбора оптимальной траек-тории движения маршрутов, мониторинга маршрутной сети ГОТ, а также для ввода, хранения, анализа, поиска и редактирования больших массивов данных об объектах транспортного комплекса г. Омска потребовалось создание компьютерной программы. По-сле анализа разработок в этой области в СибАДИ была разрабо-тана геоинформационная программа «Маршрутная сеть», которая структурно состоит из трех частей: графическая часть, информа-ционная база, аналитический раздел.
На основе выходных показателей, получаемых в результате обработки исходных массивов графических и аналитических баз, возможно принятие решений по реорганизации и совершенство-ванию маршрутной сети города. В процессе реорганизации сети решаются две взаимосвязанные задачи – снижение загрузки глав-ных магистралей города и увеличение провозной способности ПС ГПТ.
Графическая часть геоинформационной программы – при-ложение Autodesk Land Desktop, построенное на базе AutoCAD, включает в себя: жилые и промышленные районы, транспортный каркас, траектории движения маршрутов автобусов, троллейбу-сов, трамваев, маршрутных такси. Она содержит данные о дисло-кации объектов транспортного комплекса – остановочные пунк-ты, конечные (разворотные) площадки, пассажирские автотранс-портные филиалы, объекты городского электротранспорта, диспетчерские, АЗС, тяговые подстанции и пр. и предназначена для навигации по карте, трассировки и редактирования траекторий маршрутов ГОТ и дислокаций объектов транспортного комплекса на УДС, передачи геометрических параметров о траекториях маршрутов и расположении объектов транспортного комплекса в информационную базу. При помощи инструментария программы возможна корректировка графических объектов, распечатка маршрутов движения ГОТ, карты г. Омска и её фрагментов.
Информационная база и аналитический раздел базируется на системе управления базами данных Microsoft Access. Вышеука-занные приложения работают под управлением операционной системы Microsoft Windows, имеют общепринятый для Microsoft Office интерфейс. Работа с информационной базой и аналитиче-ским разделом геоинформационной программы осуществляется посредством удобной кнопочной формы. Информационная база геоинформационной программы содержит массив данных о мар-шрутах ГОТ (протяженность, номер, наименование, принадлеж-ность, тип ПС), остановочных пунктах и конечных (разворотных) площадках (наименование, принадлежность, геометрические па-раметры, сведения об обустройстве техническими средствами). Массив данных по остановочным пунктам содержит также для каждого объекта: наименование, принадлежность, тип остано-вочного пункта, наличие и геометрические параметры заездного кармана, посадочной площадки, павильона; наличие технических средств организации дорожного движения в районе остановочно-го пункта, принадлежность к контрольной точке системы АСДУ-А, дату обследования. Массив данных по ПС ГОТ содержит для каждого транспортного средства: марку, вместимость, государст-венный регистрационный знак, гаражный номер, принадлеж-ность, год выпуска, пробег, пробег до списания, номер маршрута. Информационная база предназначена для ввода, хранения, про-смотра, поиска и редактирования данных; обработки геометриче-ских параметров объектов транспортного комплекса; распечатки справочной информации, при этом могут применяться различные фильтры и задаваться условия для отбора.
Исходными данными для расчета аналитических показателей являются: трассировка маршрутов ГПТ в графической части про-граммы, расстановка ПС по маршрутам и заложенный в инфор-мационной базе массив информации по маршрутам, конечным (разворотным) площадкам, остановочным пунктам и ПС. Анали-тический раздел геоинформационной программы позволяет по-лучить информацию о работе маршрутов автобусов, троллейбу-сов, трамваев, микроавтобусов. При помощи заложенных проце-дур по каждому маршруту, виду транспорта, его принадлежности (муниципальный и коммерческий) определяются: тип ПС, длина маршрута, выпуск на линию, время работы на линии, интервал движения, транспортная работа, провозная способность.
Для каждого маршрута на основе данных из графической части и информационной базы определяются протяженность, на-личие конечных (разворотных) площадок, промежуточные оста-новочные пункты, коэффициент непрямолинейности движения и коэффициент дублирования для каждой пары маршрутов. Для каждого остановочного пункта и конечной (разворотной) пло-щадки определяются параметры, зависящие от степени их загруз-ки. Аналитический раздел предназначен для выбора оптимальной траектории движения маршрута, мониторинга и оценки функ-ционирования маршрутных сетей ГПТ. В качестве критерия для сравнения различных вариантов маршрутных сетей, отличаю-щихся количеством и трассировкой маршрутов, а также расста-новкой различного ПС по маршрутам, использован показатель провозной способности, (тыс. пасс-мест/сут).
В процессе работы сети микроавтобусов они разделены на 5 групп: 1) маршруты, не требующие изменения, т.к. их трассиров-ка не затрагивает основные городские магистрали; 2) маршруты с высоким коэффициентом непрямолинейности (2 и более), что требует его снижения и доведения до норматива; 3) дублирую-щиеся с другими маршрутами; 4) маршруты с интервалом движе-ния менее 4 мин., на которых сконцентрированы основные объе-мы перевозок; 5) нерентабельные маршруты.
Для дальнейшего совершенствования маршрутной сети го-рода необходим ввод дублирующих участков главных магистра-лей. В условиях роста автомобилизации и высокой загрузки цен-тральных городских магистралей основной упор надо делать на развитие муниципального транспорта, совершенствование струк-туры парка ПС, и строительство метрополитена, первая очередь которого должна быть пущена в 2008 г.
Разработанные предложения по реорганизации маршрутной сети ГОТ Омска, в первую очередь маршрутных такси, позволяет резко сократить количество маршрутов последних, численность ПС на них, при одновременном улучшении обслуживания насе-ления средствами ГОТ, снизить загрузку главных пересечений на 15%, повысить эффективность использования ПС, нормализовать интервалы движения, повысить среднюю эксплуатационную ско-рость движения по основным магистралям. Таким образом, мож-но решить противоречивую транспортную задачу – снизить за-грузку городских магистралей при одновременном увеличении провозной способности пассажирского транспорта. Сокращение числа микроавтобусов на главных магистралях города приведет к снижению количества ДТП на 50%, улучшит экологическую об-становку.