Обоснования региональной сети автовокзалов

К.Э. Сафронов

Нехватка автостанций и автовокзалов в суровых климатических условиях создает большие неудобства для пассажиров и водителей. Актуальность этой проблемы особенно очевидна на примере Ханты-Мансийского автономного округа, где резкому увеличению междугородных автобусных перевозок не соответствуют темпы строительства, развития и реконструкции объектов для обслуживания пассажиров.

В СибАДИ по заданию администрации округа и ОАО «Северавтотранс» выполнены исследования по обоснованию развития сети автовокзалов на междугородных автобусных маршрутах с целью повышения качества транспортного обслуживания населения: изучена существующая сеть автовокзалов, их пропускная способность, наличие и потребность в подвижном составе, собрана информация о действующих и вновь открываемых маршрутах. В результате определена потребность в зданиях автостанций и автовокзалов по городам округа и затраты на их строительство.

Из 85 действующих на территории округа междугородных и пригородных автобусных маршрутов 25 являются сезонными, т.е. осуществляются по зимникам. Планируется открыть 29 новых маршрутов, большинство из которых – круглогодичные. Количество подвижного состава на междугородных и пригородных маршрутах вырастет по нашим расчетам на 34,4% и составит 121 ед. Всего в городах округа действует 18 автовокзалов и автостанций, из которых 6 являются ведомственными (обслуживают только вахтовые перевозки), 2 используются не по назначению; только 8 соответствуют расчетным требованиям по вместимости (некоторые из них строятся или реконструируются). Построен крупный автожелезнодорожный вокзал в г. Нижневартовске, строится авторечвокзал в г. Ханты-Мансийске.

Для выбора проекта вокзала должны быть определены три расчетных показателя: пропускная способность комплекса пассажирской автостанции или автовокзала, его вместимость и пропускная способность перронов отправления и прибытия. Например, вместимость автовокзала в г. Сургуте рассчитана по формуле: N = C1 * n /100+C2 * 3 /100 = 1033*17/100+1003*3/100 = 206 чел., где С1 - расчетное суточное отправление пассажиров по междугородным и пригородным маршрутам без массовых перевозок, чел.; n - процент расчетной вместимости от суточного отправления пассажиров, принимаемый по [1]; С2 - расчетное суточное отправление пассажиров по пригородным линиям, выполняющим массовые перевозки, чел. Таким образом, расчетная вместимость автовокзала в г. Сургуте равна 206 чел. Автовокзалы проектируются на десятилетнюю перспективу [2], поэтому эта цифра по прогнозам должна быть увеличена на 10 % и составит 226 чел. Подходящий типовой проект 503-5-12.85 соответствует вместимости 200 чел.

Аналогичным образом проведены расчеты в других городах округа. Для определения параметров генплана участка автовокзалов проведен расчет количества постов посадки и высадки пассажиров.

Суммарный объем финансирования на реализацию всей программы по строительству 15 автовокзалов с учетом проектно-изыскательских работ и научно-исследовательских работ составляет 531,5 млн. руб.

Большой экономический эффект приносит строительство совмещенных многофункциональных вокзалов, объединяющих несколько видов транспорта – автомобильный, железнодорожный, речной и воздушный. Для определения площадок строительства необходимо проведение дополнительных исследований по формированию перспективных пассажиропотоков на транспортной сети городов.

Литература

1. Пособие по проектированию вокзалов (к СНиП II-85-80) / ЦНИИП градостроительства. – М.: Стройиздат, 1987. – 64 с.
2. Гольденберг Ю.А. Автовокзалы и пассажирские автостанции. – М.: Транспорт, 1971. – 160 с.


© S.Waksman, 2002