Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния
 

Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг@Mail.ru Коммтел: компьютеры, сети, телекоммуникации
 

Материалы X международной (тринадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 14 - 15 июня 2004 года

Об отношении населения к ГОТ – муниципальному и частному

С.А.Ваксман, Н.Н.Наговицина, Е.С.Чухонцева

Появление в крупных городах частного ГОТ вызвало неод-нозначную реакцию населения, особенно в связи с неуклюжими (часто) действиями городских администраций. В связи с этим ав-торами в г. Екатеринбурге проведен опрос для выявления отно-шения к введению частного (почему-то стал обиходным принци-пиально неправильный термин «коммерческий» транспорт). Осо-бенностью ведения частного ГОТ явилось полное дублирование частными ГОТ основных городских маршрутов; в связи с этим можно говорить о появлении «маршрутного коридора», на всем (или на большем) протяжении которого одновременно эксплуа-тируется подвижной состав разной формы собственности (муни-ципальной и частной), разной вместимости и с разным тарифом за проезд. Очевидно, что муниципальный транспорт в этих усло-виях оказывается не конкурентно способным.
Введение частного подвижного состава на маршрутах муни-ципального ГОТ во многих случаях объяснимо с позиции город-ских властей: дефицит бюджета, отсутствие средств на пополне-ние парка подвижного состава ГОТ, не возврат федеральным уровнем муниципальному средств за перевозку льготных и бес-платных пассажиров, часто политические мотивы и даже мень-шая ответственность за транспортно-пассажирское обслуживание населения.
В процессе исследования учтены такие факторы, как уровень материального благосостояния респондентов (по их оценке), на-личие в семье автомобиля и возраст 231 респондента. Опрашива-лось работающее население в возрасте от 20 до 60 лет, разделен-ное на три возрастные категории; пенсионеры из обследования исключены, так как имеют в г. Екатеринбурге льготы (бесплат-ный проезд) – до 31.12.03 на муниципальном ГОТ, а с 1.01.04 – и на частных маршрутах, обслуживаемых большими автобусами («Мерседесс», «Икарус»…). Выборочный случайный опрос осу-ществился как непосредственно, так и с использованием Интер-нета путем размещения опросного листа на сайтах.
Как видно из табл.1, частота пользования муниципальным ГОТ естественно выше, чем частным: постоянно и довольно час-то пользуется муниципальным ГОТ 80,4% респондентов, не имеющих личного транспорта, и 44% имеющих, против соответ-ственно 52,2 и 22,6% пользующихся частными ГОТ. Важно отме-тить, что уже в настоящее время 19,4% имеющих в семье автомо-биль, никогда не пользуется муниципальным ГОТ, а 29% - част-ным ГОТ.

Табл.1. Пользование муниципальным и частным ГОТ в зависимости от наличия автомобиля в семье, %

Частота
пользования
Муниципальный ГОТ
Частный ГОТ
Наличие автомобиля
Наличие автомобиля
нет
есть
нет
есть
постоянно
47,8
17,2
19,6
4,3
довольно часто
32,6
26,8
32,6
18,3
редко
18,8
36,6
37
48,4
никогда
0,8
19,4
10,8
29
Итого
100
100
100
100

Анализ влияния наличия автомобиля и возраста респондентов показал, что появление автомобиля резко сокращает удельный вес постоянно пользующихся муниципальным ГОТ. Например, в возрастной группе 20-29 лет показатель сокращается с 54,4 до 8% (т.е. в 6,8 раза), в возрастной группе 30-44 года – с 34,8 до 15,4 % (в 2,3 раза) и в группе старше 45 лет – с 41,7 до 27,6% (в 1,5 раза). Индекс пользования муниципальным ГОТ с возрастом резко уменьшается при отсутствии автомобиля в семье; но при нали-чии автомобиля – увеличивается в старшей возрастной группе.
Эти данные подтверждаются другим исследованием, в соот-ветствии с которым в Екатеринбурге 32,6% пользующихся ГОТ предпочитают «частный», еще 55,8% - муниципальный, а 11,6% - не делает выбор («и тот, и другой»). Таким образом, хотя муни-ципальный ГОТ является предпочтительным, но треть респон-дентов «тяготеет» к частному ГОТ. Основными факторами в этом случае является большая частота движения частного ГОТ на маршрутах (это отметило 43% респондентов); на втором месте – быстрота поездки и далее – комфорт. Почти 40% опрошенных считают, что в частном ГОТ работают более вежливые кондукто-ра, чем в муниципальном.