Материалы X международной (тринадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 14 - 15 июня 2004 года

Об отношении населения к ГОТ – муниципальному и частному

С.А.Ваксман, Н.Н.Наговицина, Е.С.Чухонцева

Появление в крупных городах частного ГОТ вызвало неоднозначную реакцию населения, особенно в связи с неуклюжими (часто) действиями городских администраций. В связи с этим авторами в г. Екатеринбурге проведен опрос для выявления отношения к введению частного (почему-то стал обиходным принципиально неправильный термин «коммерческий» транспорт). Особенностью ведения частного ГОТ явилось полное дублирование частными ГОТ основных городских маршрутов; в связи с этим можно говорить о появлении «маршрутного коридора», на всем (или на большем) протяжении которого одновременно эксплуатируется подвижной состав разной формы собственности (муниципальной и частной), разной вместимости и с разным тарифом за проезд. Очевидно, что муниципальный транспорт в этих условиях оказывается не конкурентно способным.
Введение частного подвижного состава на маршрутах муниципального ГОТ во многих случаях объяснимо с позиции городских властей: дефицит бюджета, отсутствие средств на пополнение парка подвижного состава ГОТ, не возврат федеральным уровнем муниципальному средств за перевозку льготных и бесплатных пассажиров, часто политические мотивы и даже меньшая ответственность за транспортно-пассажирское обслуживание населения.
В процессе исследования учтены такие факторы, как уровень материального благосостояния респондентов (по их оценке), наличие в семье автомобиля и возраст 231 респондента. Опрашивалось работающее население в возрасте от 20 до 60 лет, разделен-ное на три возрастные категории; пенсионеры из обследования исключены, так как имеют в г. Екатеринбурге льготы (бесплатный проезд) – до 31.12.03 на муниципальном ГОТ, а с 1.01.04 – и на частных маршрутах, обслуживаемых большими автобусами («Мерседесс», «Икарус»…). Выборочный случайный опрос осуществился как непосредственно, так и с использованием Интернета путем размещения опросного листа на сайтах.
Как видно из табл.1, частота пользования муниципальным ГОТ естественно выше, чем частным: постоянно и довольно часто пользуется муниципальным ГОТ 80,4% респондентов, не имеющих личного транспорта, и 44% имеющих, против соответственно 52,2 и 22,6% пользующихся частными ГОТ. Важно отметить, что уже в настоящее время 19,4% имеющих в семье автомобиль, никогда не пользуется муниципальным ГОТ, а 29% - частным ГОТ.

Табл.1. Пользование муниципальным и частным ГОТ в зависимости от наличия автомобиля в семье, %

Частота
пользования
Муниципальный ГОТ
Частный ГОТ
Наличие автомобиля
Наличие автомобиля
нет
есть
нет
есть
постоянно
47,8
17,2
19,6
4,3
довольно часто
32,6
26,8
32,6
18,3
редко
18,8
36,6
37
48,4
никогда
0,8
19,4
10,8
29
Итого
100
100
100
100

Анализ влияния наличия автомобиля и возраста респондентов показал, что появление автомобиля резко сокращает удельный вес постоянно пользующихся муниципальным ГОТ. Например, в возрастной группе 20-29 лет показатель сокращается с 54,4 до 8% (т.е. в 6,8 раза), в возрастной группе 30-44 года – с 34,8 до 15,4 % (в 2,3 раза) и в группе старше 45 лет – с 41,7 до 27,6% (в 1,5 раза). Индекс пользования муниципальным ГОТ с возрастом резко уменьшается при отсутствии автомобиля в семье; но при наличии автомобиля – увеличивается в старшей возрастной группе.
Эти данные подтверждаются другим исследованием, в соответствии с которым в Екатеринбурге 32,6% пользующихся ГОТ предпочитают «частный», еще 55,8% - муниципальный, а 11,6% - не делает выбор («и тот, и другой»). Таким образом, хотя муниципальный ГОТ является предпочтительным, но треть респондентов «тяготеет» к частному ГОТ. Основными факторами в этом случае является большая частота движения частного ГОТ на маршрутах (это отметило 43% респондентов); на втором месте – быстрота поездки и далее – комфорт. Почти 40% опрошенных считают, что в частном ГОТ работают более вежливые кондуктора, чем в муниципальном.


© S.Waksman, 2002