Партнерство территориальных органов управления

и распространителей наружной рекламы в вопросах

безопасного дорожного движения

З. И.Аселкан

Рассматривается на примере г. Екатеринбурга необходимость партнерства территориальных органов управления и распространителей наружной рекламы в вопросах безопасного дорожного движения.

 

Одним из направлений, по которому необходимо приоритетное согласование интересов рекламной отрасли и территорией, является безопасность дорожного движения. Вся УДС Екатеринбурга с годовым показателем в 38723 ДТП, в том числе в 3440 случаях с пострадавшими (2005г.), требует неотложных мер по снижению опасности для жизни и здоровья населения. Следует добавить, что места концентрации ДТП выше среднего значения (44 ДТП год/участок) имеются во всех районах города: зафиксировано 193 таких мест, в том числе 25 – в Ленинском районе, 40 – в Кировском, 33 – в Октябрьском, 26 – в Верх-Исетском, 20 – в Чкаловском, 17 – в Орджоникидзевском и 32 – в Железнодорожном. Анализ показал, что  11 участков с максимальной аварийностью 100 и более ДТП/участок/год Екатеринбурга находятся в 1,5 км доступности транспортных развязок.

Сложившийся в России механизм регулирования в сфере распространения наружной рекламы имеет ряд особенностей относительно безопасности ДД. Статьей 9 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» допускается установка рекламной конструкции только при наличии разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или городского округа. Условиями установки рекламной конструкции в российских городах помимо соответствия архитектурным и художественным требованиям служат требования технической безопасности (экспертиза осуществляется за счет средств заявителя), участия распространителя рекламы в социальных проектах и улучшении качества городской среды (праздничное оформление города), пополнения городского бюджета и другие финансовые вопросы взаимоотношений рекламных фирм с органами рекламного регулирования. Упомянутым законом, однако, не предъявляются единые требования к организационно-правовой схеме размещения наружной рекламы. Вследствие этого существует многообразие режимов согласования территориальными органами управления установки рекламной конструкции и  условий распространения наружной рекламы: 1) согласование с ГИБДД  может осуществляться подразделением Администрации города (например, в г. Тюмени); 2) заявитель должен сам согласовать с городскими организациями, в т.ч. с ГИБДД, паспорт рекламного места   (г. Челябинск); 3) норма согласования не предусмотрена (например, в г. Ростов-на-Дону).

Положение о порядке распространения наружной рекламы в
г. Екатеринбурге устанавливает необходимость согласования разрешения на распространение наружной рекламы с Главным управлением архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города, органами ГИБДД и, в необходимых случаях, с Управлением железной дороги.

Для согласования размещения средств наружной рекламы в пределах полосы отвода и придорожных полос автомобильных дорог, в т.ч. проходящих через городские и сельские поселения, они должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52044-2003 (в частности, по яркости элементов изображения, восприятию дорожной обстановки участниками ДД, местоположению относительно автомобильной дороги и улицы, остановки маршрутных транспортных средств, пешеходных переходов, участков автодороги с особыми условиями (с плохой видимостью или другой аварийной опасностью)).

Возможность влияния ГИБДД на распространение наружной рекламы города существенна, поскольку сфера согласования охватывает 20 видов технических средств рекламы придорожного пространства. Исключение составляют случаи, когда реклама не видна с проезжей части автодороги на уровне кабины водителя, а также  случаи краткосрочного (30 дней) продления размещения наружной рекламы.

Нормами размещения и контроля за состоянием рекламных устройств утверждается, что рекламные плакаты и устройства затрудняют восприятие дорожной обстановки участниками ДД. Особый режим использования земли (ограничения на размещение наружной рекламы) касается участков шириной 50 м от «красных линий» полотна дороги, на перекрестках улиц и городских автодорог в радиусе 150 м. Запрещается установка на одной опоре, в створе и в одном сечении с дорожными знаками и светофорами, на железнодорожных переездах, мостовых сооружениях, в тоннелях и под путепроводами, а также на расстоянии менее 50 м (в населенных пунктах), непосредственно над въездами в туннели и выездами из туннелей и ближе 10 м от них, другие. По оценке экспертов рекламной отрасли, полное соблюдение указанных выше требований потребует демонтажа 70% всей наружной рекламы города.

Вместе с тем, вопрос о влиянии средств наружной рекламы на безопасность ДД не столь очевиден. Анализ показал невысокую насыщенность объектами наружной рекламы участков повышенной аварийности (от 0.4 до 1.1 на 1 км автодороги) в сравнении со средними по городу показателями.  

Сегодня практически все носители наружной рекламы ориентированы на автомобилистов. Они расположены перпендикулярно проезжей части дороги, как правило, на высоте выше человеческого роста и в некоторых случаях имеют вертикальный размер больше горизонтального. Установка самых массовых форматов (3х6 м) и перетяжек, размещаемых над проезжей частью, максимально тяготеет к перекресткам, характеризующимся вынужденным снижением скоростей и перегрузкой. Однако сегодня нет специальных норм, конкретизирующих требования ГОСТа на локальном уровне, не наполнена содержанием формулировка о запрете установки рекламы в «местах устойчивой концентрации дорожно-транспортных аварий».

Рекламная политика города не может ограничиваться оперативным контролем (вплоть до демонтажа) на участках повышенной аварийности. Учет дифференцированного спроса на рекламное пространство города позволяет расширить арсенал мероприятий стимулирующих повышение безопасности ДД (табл.1).

 

Табл.1.Аварийность и спрос на рекламное пространство

в разрезе районов Екатеринбурга, 2005*

Район

Уд. вес ДТА, %

Уд. вес договоров на размещение наружной рекламы, %

Приоритетное направление рекламной политики

Ленинский

17

16

Нормативно-правовое регулирование и оперативный контроль

Кировский

16

20

Использование рекламных возможностей

Октябрьский

15

19

Использование рекламных возможностей

Верх-Исетский

13

16

Нормативно-правовое регулирование и оперативный контроль

Чкаловский

13

6

Стимулирование развития наружной рекламы

Орджоникидзевский

13

13

Нормативно-правовое регулирование и оперативный контроль

Железнодорожный

13

10

Стимулирование развития наружной рекламы

 * рассчитано автором

 

Плата за размещение световой рекламы должна учитывать условия освещения на конкретном участке дороги. Недостаток, неисправное освещение проезжей части является причиной ДТП в 119 случаях (15% от случаев по вине водителя) за 2005 год, в которых погибло 15 и ранено 158 человек (соответственно 34% и 15% данных условий). Целесообразно создание адресной программы таких мест и стимулирование размещения в данных местах объектов наружной рекламы с дополнительным освещением.

Реализация концепции партнерства в сфере повышения безопасности ДД должна включать комплекс мероприятий рекламной политики, направленных на качественное информационное сопровождение участников движения:  

1) расширение практики применения рекламно-информационных знаков, которые содержат на 1/3 информационного поля (желтый цвет фона) рекламную информацию о направлении движения к рекламодателю или о местоположении предприятия торговли, сервиса, парковки; при этом 2/3 поля (белый цвет фона) отдается информации дорожного профиля;

2) предоставление информации, сопутствующей рекламе, для водителей от лица дорожно-патрульной службы (на удалении 1,5 км доступности крупного транспортного узла) о том, что они приближаются к аварийно-опасному участку; рассчитанная на пешеходов реклама должна сочетаться с предупреждающей информацией для детей и родителей.


© S.Waksman, 2002