Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния
 

Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг@Mail.ru
 

Исследование закономерностей движения автомобилей

со стоп-линии при большой длительности фаз регулирования

А.А. Цариков

Приведены кривые распределения интервалов пересечения стоп - линии в зависимости от номера машины в очереди, состоящей из 20, 30, 40 и более автомобилей.

 

В работе [1] отмечено несоответствие теоретических и практических методов определения пропускной способности в зависимости от циклов регулирования. Стоит заметить, что исследования большинства ученых ограничивались очередью из 15 автомобилей, пересекающих стоп-линию. Отсюда возникал вопрос, каковы закономерности движения очереди из 20, 30, 40 автомобилей? Насколько теоретическая кривая совпадает с экспериментальной?

Для определения закономерности движения автомобилей со стоп-линии при длительных циклах регулирования, в Екатеринбурге на пересечении улиц Щорса–Белинского и Малышева–Восточная проведены эксперименты. С использованием видеокамеры процесс движения записывался на пленку. Затем с помощью видеомагнитофона и телевизора, на замедленной скорости производилась обработка данных. Ниже приведена характеристика первого из исследованных объектов:

- длительность цикла регулирования 120 секунд;

- количество фаз регулирования 3;

- количество полос движения со стоп-линии 3;

количество измерений 100 циклов;

-очередь перед стоп-линией более 100 автомобилей в течение всего времени исследования;.

- направление движения по полосам

1 вариант -  левая налево в течение одной фазы, средняя прямо в течение двух фаз или 90 секунд, правая прямо в течение двух фаз или 90 секунд;

2 вариант -  левая налево в течение одной фазы, средняя прямо в течение одной фазы или 46 секунд, правая прямо в течение одной фазы или 46 секунд;

Результаты исследований позволили построить кривые распределения интервалов пересечения стоп-линии в зависимости от номера машины в очереди. Для примера приведем данные по средним полосам, с учетом движение только легковых автомобилей. Состав транспортного потока:

1 вариант: легковые – 93,7%, микроавтобусы и грузовые автомобили массой до 3,5 (Газель) – 5%, грузовые автомобили – 1%, автобусы – 0,15%, автопоезда – 0,15%;

2 вариант: легковые – 94,3%, микроавтобусы и грузовые автомобили массой до 3,5 (Газель) – 5,45%, грузовые автомобили – 0,05%, автобусы – 0,2%.

Результаты исследований (рис.1) показали, что интервалы движения между автомобилями уменьшаются от 1 к 12, и достигают минимума на 12-15 автомобиле (1,7 секунды). Затем начинается плавный рост интервалов от 15 до 26 автомобиля (до 1,9 секунды), на интервале от 26 до 31 автомобиля происходит стабилизация на уровне 1,9 секунды, далее от 32 до 38 происходит плавное снижение интервалов до 1,8 секунды. В интервале движения от 38 до 41 автомобиля интервалы прохождения стоп-линии стабилизируются на уровне 1,8 секунды; и от 42 автомобиля опять начинается плавный рост.

На пересечении улиц Восточной–Малышева количество автомобилей, проходивших через перекресток за один цикл, было меньше, но закономерности движения до 25 автомобиля совпадали. Расхождение кривых составило около 0,1 секунды. Стоит заметить, что первые три автомобиля на улице Малышева проходили быстрее, чем на Белинского, что связано с задержкой первых автомобилей троллейбусами предыдущей фазы завершающей маневр.

Полученный данные опровергают мнение многих ученых, считавших, что после 5–7 автомобиля наступает минимальный интервал движения, который в дальнейшем не меняется.

Таким образом, кривая разгрузки очереди характеризуется плавно затухающим «маятником», стабилизирующимся на уровне 1,85-1,9 секунды, что соответствует уровню максимальной пропускной способности полосы непрерывного движения. С помощью полученных данных можно построить кумулятивную кривую для потока насыщения в зависимости от времени включения разрешающего сигнала и использовать ее для расчета циклов регулирования с короткими и длинными фазами.

Рис. 1. Совмещение кривых закономерности движения на улицах Малышева и Белинского

 

Литература

1.Ваксман С.А., Цариков А.А. Пропускная способность и длительность циклов регулирования на перекрестках с трехфазным регулированием. //Наука – образованию, производству, экономике. /Материалы четвертой международной науч.-техн. конф. – Минск: БНТУ, 2006, с 280-282.