Материалы X международной (тринадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 14 - 15 июня 2004 года

Организация централизованных перевозок грузов автомобильным транспортом

И.М.Головных, С.В. Колганов, М.Н. Колесник

В настоящее время в транспортных узлах перевозочной дея-тельностью занимается значительное количество перевозчиков различных форм собственности, не имеющих установленного единого регламента и графика работы по каждому терминалу, что приводит к большим простоям автомобилей под погрузочно-разгрузочными операциями, увеличению сроков доставки грузов и повышению транспортных расходов. Кроме того, отсутствие регламентированной системы единого оператора при осуществ-лении перевозок весьма отрицательно влияет на эффективность организации транспортного процесса во всех его звеньях [1].
В решении вышеперечисленных проблем положительную роль могла бы сыграть организация некой структуры, занимаю-щейся централизацией (в пределах города или района) грузовых перевозок. Она могла бы заняться решением следующих задач:
· создание базы данных автотранспортных средств, имеющихся в наличии у предприятий и предпринимателей, входящих в объе-динение;
· поиск и привлечение клиентов участникам объединения;
· распределение заявок на перевозку грузов между участниками объединения, максимально используя специализацию подвижно-го состава, грузоподъемность;
· обеспечение уменьшения нулевых пробегов, учитывая распо-ложение грузоотправителя и (или) грузополучателя;
· обеспечение уменьшения порожних пробегов за счет объеди-нения заявок, обеспечивающих загрузку транспортных средств в обоих направлениях;
· сокращение простоев автомобилей под погрузочно-разгрузочными операциями за счет ликвидации очередей;
· уменьшение сроков доставки грузов получателям.
Решение данных задач позволит:
· уменьшить транспортные издержки у владельцев автомоби-лей, а, следовательно, увеличить их прибыль или снизить тарифы на перевозку и тем самым привлечь большее количество клиен-тов;
· уменьшить число автомобилей в перевозках, снизить интен-сивность транспортных потоков и транспортных пробок;
· улучшить экологическую обстановку за счет уменьшения про-бегов автомобилей.
В работе [2] приведена методика выбора организационной структуры и произведен выбор варианта размещения координа-ционного центра перевозки: при крупном АТП, при ассоциации автотранспортников, при администрации города или как частная структура. Доказано, что предпочтение необходимо отдать соз-данию Координационного центра при ассоциации автотранс-портников города.
В настоящее время в Иркутском ГТУ ведется работа над соз-данием концептуальной модели функционирования логистиче-ского центра, или центра управления перевозками (ЦУП). На рис.1 показана схема взаимодействия элементов логистической системы по информационным, материальным и финансовым по-токам.
Процесс проектирования доставки грузов, включающий ЦУП осуществляется следующим образом. Заказ на доставку гру-за поступает от грузоотправителя или грузополучателя в ЦУП через телефон, факс, электронную почту. Для облегчения работы заказчика по оформлению заказа используется типовой бланк за-каза, который содержит следующие реквизиты: информация о заказчике, пункт назначения, название груза, количество, условия доставки, время отправления и прибытия, периодичность достав-ки, требуемые дополнительные услуги, приоритеты требований («точно в срок» или «min расходы»).
Автоперевозчики, желающие взаимодействовать с ЦУП, по-дают сведения о месте расположения, марках транспортных средств, их грузоподъемности, количестве автомобилей, наличии дополнительных услуг (например, возможности погрузки-разгрузки).
На основе требований заказчиков, а также оперативной ин-формации от автоперевозчиков оператор-диспетчер ЦУП разра-батывает несколько вариантов плана доставки, определяя схемы доставки и провайдеров. Разработанные варианты планов достав-ки сравниваются с данными заказа клиента. Исключаются (или модифицируются) планы, не соответствующие имеющимся тре-бованиям. Ранжируются остальные варианты и выбираются наи-лучшие.

Рис.1 – Схема взаимодействия элементов системы по информа-ционным, финансовым и материальным потокам

Обозначение
Соответствующая потоку операция
Информационные потоки
И1
Подача заявки на перевозку груза от грузоотправителя
И2
Подача заявки на перевозку груза от грузополучателя
И3
Подача сведений о наличии подвижного состава у автоперевозчиков
И4
Обработка заявки в ЦУП и передачи информации грузоотправителю о рационально выбранном автоперевозчике
И5
Передача заявки выбранному автоперевозчику, согласование условий перевозки груза и рекомендация о рациональном маршруте перевозки
Финансовые потоки
Ф1
Оплата транспортной услуги грузоотправителем (грузополучателем)
Ф2
Получение автоперевозчиком денег за транспортировку груза
Ф3
Получение денег за услуги ЦУП
Материальный поток
МП
Перевозка груза автоперевозчиком от грузоотправителя к грузополучателю

Оператор-диспетчер ЦУП ведет переговоры с фирмами, включенными в выбранный план, для окончательного уточнения и согласования условий доставки, если условия удовлетворяют всех участников, то заявка принимается к исполнению[3].
На рис. 2 показана схема проектирования доставки грузов через ЦУП.
По предварительным оценкам создание центров оперативно-го управления перевозками на городских и пригородных мар-шрутах обеспечит повышение коэффициента использования про-бега с 40-45% до 55-65%, что позволит сократить транспортные издержки на этих перевозках на 30-35%.
В результате повышения эффективности и рентабельности крупных АТП, хозяйствующих субъектов малого и среднего бизнеса возрастет инвестиционный потенциал отрасли, на базе которого будет осуществлена модернизация и обновление всего парка автомобилей и улучшена его структура. Реализация этой важнейшей задачи позволит сократить затраты на перевозки гру-зов не менее чем на 15-20 %[4].

Литература

1. Вельможин А., Гудков В.. К вопросу о рынке автотранспортных ус-луг //Автомобильный транспорт, 2000.№3
2. Кузнецов К.А., Головных И.М. Анализ показателей работы грузово-го автомобильного транспорта г. Иркутска: Сб. науч. тр. к 50-летию ОАО ИркутскНИИхиммш,- Иркутск, 1999. С. 415-421.
3. Транспортная логистика: Учебник для транспортных вузов
/Под общей редакцией Л.Б.Миротина. – М.: Экзамен, 2002.
4. А. Андреев. Об особенностях национального рынка транспортных услуг// Логистика, №3, 2001.


© S.Waksman, 2002