Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния
 

Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг@Mail.ru
 

Подвижность рабочих и ИТР промышленности
большого города

Е.В. Брусницына

Научный руководитель – доцент, к.т.н. С.А. Ваксман

Анкетное обследование передвижений населения г. Каменск-Уральского (192 тыс. жителей) проводилось выборочно в период с 27 марта по 10 апреля 2002 года. Анкеты были заполнены работающими на промышленных предприятиях города: ПО «Октябрь», КУЛЗ, КУМЗ, УАЗ, СТЗ, КУЗ ОЦМ. По временному режиму работы ИТР и рабочие различаются не значительно: рабочий день у ИТР и рабочих – с 8.00 до 17.00; и те, и другие могут работать по определенному графику (по сменам). В структуре респондентов-рабочих преоблада-ют мужчины (82,4%), у ИТР – женщины (62,9%). В общей же струк-туре опрошенных доля мужчин и женщин составляет 51,9% и 48,1% соответственно. Две трети респондентов ИТР (68,6%) имеют в семье автомобиль и почти половина рабочих (47,1%).

Общая суточная подвижность ИТР в рабочий день составляет 3,31 передвижения, рабочих – 3,24 передвижения; в выходной день у ИТР подвижность не изменяется, у рабочих даже возрастает до 3,41 передвижений в сутки. Общая подвижность всех респондентов как в рабочий, так и выходной день составляет 3,32 передвижения (табл. 1,2).

В рабочий день подвижность женщин-ИТР больше подвиж-ности мужчин на 20,6%; у рабочих соответственно на 3,6%. В общей совокупности всех женщин респондентов за рабочий день подвиж-ность выше на 14,6%, чем у мужчин.

Табл.1. Структура респондентов по суточному количеству
передвижений, %

Рабочий день
Кол-во передвижений
0
1
2
3
4
5
6
7
8
Итого
ИТР
0
0
22,9
40,0
22,9
11,4
2,8
0
0
100
Рабочие
0
0
29,4
35,3
23,5
5,9
5,9
0
0
100
ИТР и рабочие
0
0
25,0
38,5
23,1
9,6
3,8
0
0
100
Выходной день
ИТР
2,8
0
25,7
28,6
22,9
17,2
2,8
0
0
100
0
0
26,4
29,4
23,6
17,7
2,9
0
0
100
Рабочие
5,9
5,9
29,4
17,6
11,8
17,6
0
5,9
5,9
100
0
0
33,3
20,0
13,4
20,0
0
6,7
6,6
100
ИТР и рабочие
3,8
1,9
26,9
25,0
19,2
17,5
1,9
1,9
1,9
100
0
0
28,5
26,5
20,4
18,6
2,0
2,0
2,0
100

В выходной день подвижность женщин - ИТР выше подвиж-ности мужчин на 26,9%, а у всех респондентов в выходной день под-вижность женщин выше подвижности мужчин на 15,8%.

Для мужчин характерны цепочки: место жительства – место работы – место жительства (35,5 % всех цепочек), а для женщин: ме-сто жительства - место работы - места культурно-бытового назначе-ния - место жительства (38%).

В рабочий день у ИТР передвижения по трудовым целям за-нимают 28,4%, по нетрудовым 37,1%, у рабочих 36,4% и 27,2% соот-ветственно.

Табл.2. Показатели подвижности респондентов

Показатели
Рабочий день
Выходной день
ИТР
Рабочие
Итого
ИТР
Рабочие
Итого
Общая подвижность, передвижений
3,31
3,24
3,29
3,31
3,41
3,35
Транспортная подвижность, передвижений
2,03
2,3
2,12
1,71
2,09
1,85
Среднее время на все передвижения в сутки, мин.
92,9
85,8
90,5
104,8
96,5
102,1
Среднее время на 1 передвижение в сутки, мин.
28,8
27,6
28,2
31,9
30,0
31,0
Коэффициент возвратности
1,53
1,57
1,54
1,61
1,57
1,60
Коэффициенты пользования транспортом:
общий
на ГОТ
0,612
0,709
0,643
0,517
0,621
0,552
на ЛИТ
0,474
0,400
0,450
0,353
0,293
0,333
на прочих видах
0,086
0,200
0,123
0,121
0,276
0,172
0,052
0,109
0,070
0,043
0,052
0,047

У ИТР большинство передвижений совершается из дома, причем 28,5 % из них совершаются на работу, 6% не на работу. У рабочих наблюдается аналогичная ситуация.

Коэффициент возвратности у ИТР в рабочий день составляет 1,53 передвижения, у рабочих 1,57. В выходной день у ИТР коэффи-циент возвратности увеличивается до 1,60, а у рабочих не изменяется.

У ИТР в рабочий день большинство передвижений соверша-ется на транспорте, причем 47,4% на МПТ, 8,6% на ЛИТ. У рабочих также в рабочий день большинство передвижений совершается на транспорте, 40% на МПТ и 20% ЛИТ. В выходной день у ИТР коли-чество передвижений на транспорте снижается и увеличивается ко-личество передвижений, совершаемых пешком.

В будний день ИТР и рабочие на передвижения пешком в ос-новном затрачивают 10-20 минут, на передвижения на транспорте 30-40 минут.

Появление автомобиля в семье вызывает изменения в пере-движениях населения (табл.3). Количество передвижений в сутки в расчете на 1 респондента с ЛИТ превышает число передвижений рес-пондента не имеющего ЛИТ: в рабочий день на 13,5%; в выходной день – на 9,2%. Затраты времени в рабочий день на одно передвиже-ние у респондентов с автомобилем меньше подобных затрат у рес-пондентов без автомобиля на 7,6 минуты (на 23,4%).

Табл.3. Влияние наличия автомобиля на подвижность респондентов

Показатели
Рабочий день
Выходной день
есть ЛИТ
нет ЛИТ
есть ЛИТ
нет ЛИТ
Общая подвижность
3,47
3,00
3,47
3,15
Затраты времени на 1 передвижение, минут
24,9
32,5
30,3
30,9
Суточные затраты времени, минут
86,4
97,5
105,1
97,3