|
Подвижность рабочих и ИТР промышленности
большого города
Е.В. Брусницына
Научный руководитель – доцент, к.т.н. С.А.
Ваксман
Анкетное обследование передвижений населения
г. Каменск-Уральского (192 тыс. жителей) проводилось выборочно
в период с 27 марта по 10 апреля 2002 года. Анкеты были
заполнены работающими на промышленных предприятиях города:
ПО «Октябрь», КУЛЗ, КУМЗ, УАЗ, СТЗ, КУЗ ОЦМ. По временному
режиму работы ИТР и рабочие различаются не значительно:
рабочий день у ИТР и рабочих – с 8.00 до 17.00; и те, и
другие могут работать по определенному графику (по сменам).
В структуре респондентов-рабочих преоблада-ют мужчины (82,4%),
у ИТР – женщины (62,9%). В общей же струк-туре опрошенных
доля мужчин и женщин составляет 51,9% и 48,1% соответственно.
Две трети респондентов ИТР (68,6%) имеют в семье автомобиль
и почти половина рабочих (47,1%).
Общая суточная подвижность ИТР в рабочий
день составляет 3,31 передвижения, рабочих – 3,24 передвижения;
в выходной день у ИТР подвижность не изменяется, у рабочих
даже возрастает до 3,41 передвижений в сутки. Общая подвижность
всех респондентов как в рабочий, так и выходной день составляет
3,32 передвижения (табл. 1,2).
В рабочий день подвижность женщин-ИТР
больше подвиж-ности мужчин на 20,6%; у рабочих соответственно
на 3,6%. В общей совокупности всех женщин респондентов за
рабочий день подвиж-ность выше на 14,6%, чем у мужчин.
Табл.1. Структура респондентов по суточному
количеству
передвижений, %
|
Рабочий день |
Кол-во передвижений |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Итого |
ИТР |
0 |
0 |
22,9 |
40,0 |
22,9 |
11,4 |
2,8 |
0 |
0 |
100 |
Рабочие |
0 |
0 |
29,4 |
35,3 |
23,5 |
5,9 |
5,9 |
0 |
0 |
100 |
ИТР и рабочие |
0 |
0 |
25,0 |
38,5 |
23,1 |
9,6 |
3,8 |
0 |
0 |
100 |
|
Выходной день |
ИТР |
2,8 |
0 |
25,7 |
28,6 |
22,9 |
17,2 |
2,8 |
0 |
0 |
100 |
0 |
0 |
26,4 |
29,4 |
23,6 |
17,7 |
2,9 |
0 |
0 |
100 |
Рабочие |
5,9 |
5,9 |
29,4 |
17,6 |
11,8 |
17,6 |
0 |
5,9 |
5,9 |
100 |
0 |
0 |
33,3 |
20,0 |
13,4 |
20,0 |
0 |
6,7 |
6,6 |
100 |
ИТР и рабочие |
3,8 |
1,9 |
26,9 |
25,0 |
19,2 |
17,5 |
1,9 |
1,9 |
1,9 |
100 |
0 |
0 |
28,5 |
26,5 |
20,4 |
18,6 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
100 |
В выходной день подвижность женщин - ИТР
выше подвиж-ности мужчин на 26,9%, а у всех респондентов
в выходной день под-вижность женщин выше подвижности мужчин
на 15,8%.
Для мужчин характерны цепочки: место жительства
– место работы – место жительства (35,5 % всех цепочек),
а для женщин: ме-сто жительства - место работы - места культурно-бытового
назначе-ния - место жительства (38%).
В рабочий день у ИТР передвижения по трудовым
целям за-нимают 28,4%, по нетрудовым 37,1%, у рабочих 36,4%
и 27,2% соот-ветственно.
Табл.2. Показатели подвижности респондентов
Показатели |
Рабочий день |
Выходной день |
ИТР |
Рабочие |
Итого |
ИТР |
Рабочие |
Итого |
Общая подвижность, передвижений |
3,31 |
3,24 |
3,29 |
3,31 |
3,41 |
3,35 |
Транспортная подвижность, передвижений |
2,03 |
2,3 |
2,12 |
1,71 |
2,09 |
1,85 |
Среднее время на все передвижения в сутки, мин.
|
92,9 |
85,8 |
90,5 |
104,8 |
96,5 |
102,1 |
Среднее время на 1 передвижение в сутки, мин. |
28,8 |
27,6 |
28,2 |
31,9 |
30,0 |
31,0 |
Коэффициент возвратности |
1,53 |
1,57 |
1,54 |
1,61 |
1,57 |
1,60 |
Коэффициенты пользования транспортом: |
|
общий |
|
на ГОТ |
0,612 |
0,709 |
0,643 |
0,517 |
0,621 |
0,552 |
на ЛИТ |
0,474 |
0,400 |
0,450 |
0,353 |
0,293 |
0,333 |
на прочих видах |
0,086 |
0,200 |
0,123 |
0,121 |
0,276 |
0,172 |
|
0,052 |
0,109 |
0,070 |
0,043 |
0,052 |
0,047 |
У ИТР большинство передвижений совершается
из дома, причем 28,5 % из них совершаются на работу, 6%
не на работу. У рабочих наблюдается аналогичная ситуация.
Коэффициент возвратности у ИТР в рабочий
день составляет 1,53 передвижения, у рабочих 1,57. В выходной
день у ИТР коэффи-циент возвратности увеличивается до 1,60,
а у рабочих не изменяется.
У ИТР в рабочий день большинство передвижений
соверша-ется на транспорте, причем 47,4% на МПТ, 8,6% на
ЛИТ. У рабочих также в рабочий день большинство передвижений
совершается на транспорте, 40% на МПТ и 20% ЛИТ. В выходной
день у ИТР коли-чество передвижений на транспорте снижается
и увеличивается ко-личество передвижений, совершаемых пешком.
В будний день ИТР и рабочие на передвижения
пешком в ос-новном затрачивают 10-20 минут, на передвижения
на транспорте 30-40 минут.
Появление автомобиля в семье вызывает
изменения в пере-движениях населения (табл.3). Количество
передвижений в сутки в расчете на 1 респондента с ЛИТ превышает
число передвижений рес-пондента не имеющего ЛИТ: в рабочий
день на 13,5%; в выходной день – на 9,2%. Затраты времени
в рабочий день на одно передвиже-ние у респондентов с автомобилем
меньше подобных затрат у рес-пондентов без автомобиля на
7,6 минуты (на 23,4%).
Табл.3. Влияние наличия автомобиля на подвижность
респондентов
Показатели |
Рабочий день |
Выходной день |
есть ЛИТ |
нет ЛИТ |
есть ЛИТ |
нет ЛИТ |
Общая подвижность |
3,47 |
3,00 |
3,47 |
3,15 |
Затраты времени на 1 передвижение, минут |
24,9 |
32,5 |
30,3 |
30,9 |
Суточные затраты времени, минут |
86,4 |
97,5 |
105,1 |
97,3 |
|
|