Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния
 

Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг@Mail.ru
 

Анализ зависимости затрат времени на передвижение от воздушного расстояния между пунктами отправления и 
назначения в условиях высокой автомобилизации [1]

И.А.Антипин

Приводятся результаты проверки зависимости затрат времени передвижения с использованием различных способов передвижения от воздушного расстояния  в условиях высокой плотности транспортных потоков.

 

В работе [1] С.А. Ваксман привел высоко детерминированные линейные зависимости затрат времени на передвижение в крупном городе от воздушного расстояния между пунктами отправления и назначения для передвижений с использованием ГОТ и личной автомашины (уровень детерминации колебался от 0,87 до 0,92). Сопоставление данных по Свердловску [1] с данными по Москве (А.И.Стрельников) и Лондону (D.A.Ferguson) в той же публикации подтвердили хорошую сходимость полученных моделей по городам, естественно с разными численными параметрами. При этом коэффициенты непрямолинейности и по Москве (передвижения с учетом метрополитена), и по Свердловску, принимались как константы: соответственно 1,3 и 1,2 (1,25 при использовании легкового автомобиля). В связи с этим в работе [1] высказано предположение, что коэффициент непрямолинейности передвижений (в частности, пешеходных) зависит от их дальности и эта зависимость носит нелинейный характер. Эта гипотеза в дальнейшем проверена не была из-за высокой трудоемкости вычислений дальности передвижений по реальной сети (за исключением передвижений к остановочным пунктам).

С учетом взрывного характера роста автомобилизации возникла необходимость осуществить проверку моделей и гипотез, изложенных в [1]. В качестве информационной базы для проверки, использованы материалы дневникового месячного обследования передвижений студентов 4 курса УрГЭУ. Для определения фактического и воздушного расстояния между пунктами отправления и назначения использована новая информационная технология в виде компьютерной программы «Екатеринбург на блюдечке - 5». Для измерения фактического расстояния передвижения необходимо отметить на электронной карте начальный и конечный пункты передвижения и расставить флажки по маршруту фактического движения; на выходе получается длина передвижения. Воздушное расстояние определяется с помощью функции по заданным пунктам отправления-назначения. Коэффициент непрямолинейности рассчитан как отношение расстояния передвижения по сети к воздушному расстоянию. Ниже приводятся результаты исследования.

1. Передвижения всеми способами. Анализ зависимости затрат времени на передвижение всеми способами (У, минут) от воздушного расстояния (Х, метров) выявил достаточно четкую, нелинейную в отличие от [1], взаимосвязь:

у = 0,2711х0,5923

Коэффициенты корреляции и детерминации (r=0,874, D=0,7634) говорят о высокой степени соответствия линии тренда фактической зависимости. Рассматриваемая зависимость может быть представлена и линейной функцией

у = 0,6043х+18,71

при коэффициентах корреляции и детерминации соответственно r=0,744 и D=0,5533. Эти показатели ниже, чем в [1], что свидетельствует об увеличении накладных расходов времени и снижении скорости движения.

2. Пешие передвижения.

у=0,0098х+5,11 (r=0,910, D=0,828)

3. Передвижения на легковом автомобиле наиболее надежно описываются степенной зависимостью:

у = 0,5152х0,4928, при r=0,712 и D=0,5065;

4а. Наземный ГОТ (без учета передвижений на маршрутном такси).Наиболее надежной является степенная модель, связь весьма тесная (r= 0,880, D=0,7742):

у = 0,2553х0,6116

Анализируемая зависимость может быть представлена в виде линейной функции у = 0,0051х+19,91, при коэффициентах корреляции и детерминации соответственно r=0,799 и D=0,639.

4б. Наземный ГОТ с учетом маршрутных такси. Модель для таких передвижений в виде линейной функции выглядит следующим образом:

у = 0,0044х+21,25 (r=0,770, D=0,5927).

Также исследуемая зависимость может быть представлена степенной моделью: у = 0,368 х 0,5627, при r=0,860 и D=0,7395.

5. На маршрутных такси. Рассматриваемая зависимость может быть представлена линейной функцией у=0,0027х+28,22, при коэффициентах корреляции и детерминации соответственно r=0,774 и D=0,5991.

6. ГОТ с учетом метрополитена. Зависимость может быть описана степенным уравнением вида: у=0,5523х0,5103, при r=0,816, D=0,6653. Также надежно исследуемая взаимосвязь представляется в виде модели   у=0,0038х+22,77, (r=0,704, D=0,4951).

7. Все передвижения на транспорте. Такая модель получена в виде степенной функции и линейной зависимости:

у=1,438х0,5344   (r=0,809, D=0,6544),

у=0,0038х+21,61,   (r=0,692, D=0,4796).

Выводы: 1) накладные затраты времени выросли; 2) уровень детерминации искомой зависимости снизился, ее физически оправданная линейная форма заменяется нелинейной связью в связи с быстро растущими затруднениями в городском движении; 3) при пеших передвижениях с ростом расстояний коэффициент непрямолинейности стремится к 1, что объясняется психологией людей, - в этой части зависимость С.А.Ваксмана подтверждается; 4) однако на основе нашего исследования нельзя утверждать, что чем больше воздушное расстояние, тем меньше коэффициент непрямолинейности, хотя определенная тенденция, подкрепляющая эту гипотезу, все же, просматривается

Литература

1.Ваксман С.А. О взаимосвязи затрат времени и дальности внутригородских передвижений. Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов /материалы и тезисы докладов второй международной (пятой екатеринбургской) науч.-прак. конференции. – Екатеринбург: Комвакс, 1994. – С.68-72.