Анализ зависимости затрат времени на передвижение
от воздушного
расстояния между пунктами отправления и
назначения в условиях высокой автомобилизации
И.А.Антипин
Приводятся результаты
проверки зависимости затрат времени передвижения с
использованием различных способов передвижения от
воздушного расстояния в условиях высокой плотности транспортных потоков.
В работе [1] С.А. Ваксман привел высоко детерминированные
линейные зависимости затрат времени на передвижение
в крупном городе от воздушного расстояния между пунктами
отправления и назначения для передвижений с использованием
ГОТ и личной автомашины (уровень детерминации колебался
от 0,87 до 0,92). Сопоставление данных по Свердловску
[1] с данными по Москве (А.И.Стрельников) и Лондону
(D.A.Ferguson) в той
же публикации подтвердили хорошую сходимость полученных
моделей по городам, естественно с разными численными
параметрами. При этом коэффициенты непрямолинейности
и по Москве (передвижения с учетом метрополитена),
и по Свердловску, принимались как константы: соответственно
1,3 и 1,2 (1,25 при использовании легкового автомобиля).
В связи с этим в работе [1] высказано предположение,
что коэффициент непрямолинейности передвижений (в
частности, пешеходных) зависит от их дальности и эта
зависимость носит нелинейный характер. Эта гипотеза
в дальнейшем проверена не была из-за высокой трудоемкости
вычислений дальности передвижений по реальной сети
(за исключением передвижений к остановочным пунктам).
С учетом взрывного характера роста автомобилизации возникла
необходимость осуществить проверку моделей и гипотез,
изложенных в [1]. В качестве информационной базы для
проверки, использованы материалы дневникового месячного
обследования передвижений студентов 4 курса УрГЭУ.
Для определения фактического и воздушного расстояния
между пунктами отправления и назначения использована
новая информационная технология в виде компьютерной
программы «Екатеринбург на блюдечке - 5». Для измерения
фактического расстояния передвижения необходимо отметить
на электронной карте начальный и конечный пункты передвижения
и расставить флажки по маршруту фактического движения;
на выходе получается длина передвижения. Воздушное
расстояние определяется с помощью функции по заданным
пунктам отправления-назначения. Коэффициент непрямолинейности
рассчитан как отношение расстояния передвижения по
сети к воздушному расстоянию. Ниже приводятся результаты
исследования.
1. Передвижения
всеми способами. Анализ
зависимости затрат времени на передвижение всеми способами
(У, минут) от воздушного расстояния (Х, метров) выявил
достаточно четкую, нелинейную в отличие от [1], взаимосвязь:
у = 0,2711х0,5923
Коэффициенты корреляции и детерминации (r=0,874, D=0,7634) говорят
о высокой степени соответствия линии тренда фактической
зависимости. Рассматриваемая зависимость может быть
представлена и линейной функцией
у = 0,6043х+18,71
при
коэффициентах корреляции и детерминации соответственно
r=0,744 и D=0,5533.
Эти показатели ниже, чем в [1], что свидетельствует
об увеличении накладных расходов времени и снижении
скорости движения.
2. Пешие передвижения.
у=0,0098х+5,11 (r=0,910, D=0,828)
3. Передвижения
на легковом автомобиле наиболее надежно описываются
степенной зависимостью:
у = 0,5152х0,4928, при r=0,712 и D=0,5065;
4а. Наземный ГОТ
(без учета передвижений на маршрутном такси).Наиболее
надежной является степенная модель, связь весьма тесная
(r= 0,880, D=0,7742):
у = 0,2553х0,6116
Анализируемая зависимость может быть представлена в виде
линейной функции у = 0,0051х+19,91, при коэффициентах
корреляции и детерминации соответственно r=0,799 и D=0,639.
4б. Наземный
ГОТ с учетом маршрутных такси. Модель
для таких передвижений в виде линейной функции выглядит
следующим образом:
у = 0,0044х+21,25 (r=0,770, D=0,5927).
Также
исследуемая зависимость может быть представлена степенной
моделью: у = 0,368 х 0,5627, при r=0,860 и D=0,7395.
5. На маршрутных
такси. Рассматриваемая
зависимость может быть представлена линейной функцией
у=0,0027х+28,22, при коэффициентах корреляции и детерминации
соответственно r=0,774 и D=0,5991.
6. ГОТ с учетом
метрополитена. Зависимость
может быть описана степенным уравнением вида: у=0,5523х0,5103,
при r=0,816, D=0,6653. Также
надежно исследуемая взаимосвязь представляется в виде
модели у=0,0038х+22,77, (r=0,704, D=0,4951).
7. Все передвижения
на транспорте. Такая
модель получена в виде степенной функции и линейной
зависимости:
у=1,438х0,5344
(r=0,809, D=0,6544),
у=0,0038х+21,61,
(r=0,692, D=0,4796).
Выводы: 1) накладные затраты времени выросли; 2)
уровень детерминации искомой зависимости снизился,
ее физически оправданная линейная форма заменяется
нелинейной связью в связи с быстро растущими затруднениями
в городском движении; 3) при
пеших передвижениях с ростом расстояний коэффициент
непрямолинейности стремится к 1, что объясняется психологией
людей, - в этой части зависимость С.А.Ваксмана подтверждается;
4) однако на основе нашего исследования нельзя утверждать,
что чем больше воздушное расстояние, тем меньше коэффициент
непрямолинейности, хотя определенная тенденция, подкрепляющая
эту гипотезу, все же, просматривается
Литература
1.Ваксман С.А. О взаимосвязи
затрат времени и дальности внутригородских передвижений.
Социально-экономические проблемы развития транспортных
систем городов /материалы и тезисы докладов второй
международной (пятой екатеринбургской) науч.-прак.
конференции. – Екатеринбург: Комвакс, 1994. – С.68-72.