Информационные возможности нетрадиционного источника транспортно-градостроительной информации

И.Г.Хасдан

Рассматриваются современные  возможности подготовки, предоставления и использования матрицы трудовых корреспонденций, как взаимосвязанной информации о размещении трудозанятого населения и  рабочих  мест   на территории субъектов  и муниципальных образований

 

1. Очевидно,  что обладание при  градостроительном  планировании    полноценной  территориально-дифференцированной информацией о численности и размещении трудозанятого населения и  рабочих мест, объемах и направлениях фактически сложившихся на территории объекта проектирования и в сопредельном регионе трудовых связей (трудовых корреспонденциях) населения, может заметно  повысить обоснованность и достоверность градостроительных прогнозов и решений. В частности, более аргументировано решать средствами градостроительного планирования такие принципиальные и крайне острые проблемы территориального развития, как  обеспечение занятости населения (в части достижения разумной  территориальной сбалансированности численности  трудоспособного населения и  рабочих мест), определение  приоритетов развития транспортной инфраструктуры и системы пассажирских перевозок  с учетом направлений и объемов  реально сформировавшихся   трудовых связей. 

Однако, как известно, статистические  сведения  о занятости местного населения привязаны в лучшем случае к территориальным ячейкам, кратным административно-территориальным единицам, а достоверные данные об  объемах и пространственной структуре (географии)  трудовых связей населения в последние десятилетия для всех  регионов страны отсутствовали в принципе.

Вследствие того, что статистика пассажирских перевозок и официальная статистика труда и занятости населения в этом отношении  мало информативны и пространственно слабо дифференцированы, оценки  размещения мест работы  жителей отдельных городов и районов, численности трудозанятых,   работающих в других населенных пунктах (объемах трудовой маятниковой миграции), местах локализации рабочих мест местного населения и приезжих носят  при проектировании приблизительный характер,  особенно для отдельных планировочных районов и зон городских поселений.

Периодически проводимые   основном в рамках работ по проектированию Комплексных транспортных схем и Генеральных планов городов) довольно  трудоемкие натурные  и опросные обследования пассажиропотоков и подвижности населения, как правило, недостаточно достоверны именно в части выявляемой обследованиями  пространственной структуры  трудовых связей. Особенно, если нет  четкого представления об общих объемах трудовых корреспонденций по направлениям основных видов связей (внутрирайонные, межрайонные, с центром города,  город - пригород, пригород-город и т.п.).

2. В настоящее время имеется возможность ликвидировать этот информационный пробел  за счет использования легитимных сведений из централизованного банка персонифицированных данных Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР). Пенсионный фонд России— это единственная  сегодня организация страны, которая располагает наиболее полными сведениями о местах проживания и местах работы  трудозанятого населения для  всех субъектов России.

В  централизованный банк данных ПФР за каждый отчетный год  попадают сведения о местах жительств и работы физических лиц, получавших зарплату на территории РФ, вне  зависимости от количества отработанных в течение года рабочих дней, причем зарплату и  «белую», и так  называемую «серую».

Поэтому  имеется принципиальная возможность достаточно оперативно получать сведения о размещении трудозанятого населения и  рабочих  мест  (сведения о расселении населения относительно мест приложения труда) для  любого   субъекта РФ, в т.ч. по его городам, районам, сельским поселениям и иным административным и территориальным единицам.

Сегодня доступны  для систематизации и представления заинтересованным  такие данные начиная с  2002 г.   Полные данные за очередной  год доступны для обработки начиная с мая следующего года. Уже  накоплен определенный опыт взаимодействия с ПРФ в подготовке, предоставлении  и предпроектном  анализе систематизированных  данных ПФР ряду организаций, в частности для транспортно-градостроительного планирования и проектирования  на территории  Москвы, Московской области, Нижнего Новгорода и начато  сотрудничество в этом плане с проектными организациями Санкт-Петербурга.

3. По интересующим Заказчика регионам сведения о трудовых связях (корреспонденциях) населения представляются  по территориальным группировкам, каждая из которых представляет собой территорию в границах одного отделения почтовой связи. В данном случае, корреспонденция «дом-работа»— это корреспонденция между территорией проживания в границах одного отделения связи (район отправления) и другими почтовыми отделениями - районами  прибытия, где расположены места приложения труда всех трудозанятых жителей  района  отправления

Например, для  Санкт-Петербургского региона общее количество подобных расчетных районов отправления и прибытия (ключевой признак такого района - индекс отделения почтовой  связи) составит около 900, в т.ч.  по Санкт-Петербургу – более 370.  По Свердловской области – около 950, в т.ч.  по Екатеринбургу – примерно 100;  по Ставропольскому краю в целом 630, в т.ч. по краевому центру - 40. Для регионов, возглавляемых менее крупными центрами, число таких расчетных районов, как правило, колеблется в диапазоне 350-700 ед.

«На руки» Заказчик получает  матрицы трудовых связей (корреспонденций) «дом-работа»  в формате Excel, где  строки – районы отправления (т.е.  районы   места проживания), а столбцы – районы прибытия (т. е. районы размещения   мест приложения труда)..

Итог по строке матрицы - общее количество трудозанятых (работающих) жителей, проживающих в  данном  расчетном районе отправления. Итог по столбцу матрицы  - общее количество трудозанятых, работающих на территории данного района  (т.е. общее число рабочих мест в данном районе прибытия).

Хотелось бы обратить внимание, что матрицы отражают трудовые связи жителей с их основными (а для большинства с единственными) местами приложения труда, хотя заметная часть работающих   де-факто или де-юре имеет в течение года несколько мест работы (по опыту Москвы – до 50%). Определение  основного места работы производится на этапе формирования  рабочего массива исходных данных по нескольким  критериям.

В получаемых  Заказчиком матрицах трудовых связей по конкретному субъекту РФ, районы отправления и прибытия, кратные почтовым отделениям, группируются   в административно-территориальные единицы: административные районы города, город в целом (городской   округ),  городским поселкам, административным  районам, муниципальным образованиям – отдельным сельские населенным  пунктам  (именуются по названию сельского поселения, где расположено  отделение связи). Также даются сведения о количестве работающих  в городе-центре субъекта РФ (и населенных пунктах области) жителей соседних областей (одной строкой или при необходимости в таком же дробном территориальном разрезе).

Подобное представление информации (от территории  почтового отделения,  населенного пункта до административно-териториальной единицы) дает возможность  Заказчику, в зависимости от решаемых   задач, формировать на основе исходной матрицы трудовых связей практически любую сетку взаимно корреспондирующих  территорий, в рамках принятого планировочного или фактического административно-территориального деления территории. 

Для детального практического анализа размещения населения и рабочих мест и пространственной структуры трудовых связей на территории города (планировочного района)  целесообразно использовать сведения о зонах (границах) обслуживания почтовых отделений, которыми располагают местные  управления ФГУП «Почта России».

4. С учетом сложившейся практики, методологии и задач  градостроительного и территориального планирования в целом,  информация, получаемая  из  Пенсионного фонда, позволяет анализировать для городов и регионов   все виды их  внутригородских и межселенных  трудовых корреспонденций населения: город – город (в том числе  внутри муниципальных городских районов); с общегородским центром; пригород-город и город-пригород; транзитных между прилегающими районами  области, но следующих через город- центр, межпоселковых, межрайонных и даже связей между соседними субъектами. Выявлять сложившийся ареал и интенсивность трудового тяготения практически для любого поселения. Оценивать  объемы трудовых связей, которые реализуются  всеми видами транспорта в настоящее время и обозримой перспективе с учетом разрабатываемых  планов пространственного развития города-центра  и прилегающего региона

Следовательно, она может быть использована для планирования на всех его уровнях при решении следующих проектных и управленческих задач:

·     определение фактической численности и размещения на территории объекта проектирования  трудозанятого населения и его  мест приложения труда и, соответственно, мест проживания населения, занятого на той или иной территории, в т.ч.   маятниковых мигрантов;

·     выявление   территориальных источников формирования контингента  трудовых ресурсов объекта проектирования (в какой пропорции замещаются  рабочие места местными жителями, жителями  иных городов и районов прилегающего  региона или  других субъектов);

·     определение границ зоны активного влияния населенных пунктов по трудовым связям;

·     оценка степени сбалансированности размещения населения и мест приложения труда по территории города (региона) или их отдельных планировочных районов;

·     выявление  особо  трудоизбыточных  и трудонедостаточных территорий  для обоснования зон размещения и строительства объектов, обеспечивающих создание новых рабочих мест, разумно повышающих   занятость местного населения;

·     оценка соответствия планировочной  структуры транспортной сети, линий и маршрутов пассажирского транспорта, организации движения на  улицах и дорогах фактически сложившимся на территории объекта проектирования основным трудовым связям населения;

·      обоснование  на этой основе необходимых   первоочередных изменений в маршрутной сети и в  целом в пространственной структуре транспортных и пассажирских коммуникаций, обоснование приоритетов (очередности) развития сети магистральных улиц (радиальных, кольцевых, широтных, хордовых и т.д.), создания новых линий  скоростного пассажирского транспорта для обеспечения наибольшего социально-градостроительного эффекта;

·     обоснование целесообразности ускоренного «зонного»   движения пригородных поездов  и выбор зонных станций;

·     оценка эффективности   организации железнодорожных «диаметров» с пропуском поездов   через головные станции больших городов с  одного пригородного направления на другое, определения потребности в необходимых для решения этой задачи инвестициях (в рамках общей для крупных городов - железнодорожных узлов задачи улучшения транспортного сообщения в городе и  увеличения роли  пригородных поездов в обеспечении внутригородских (и пригородно-городских) перевозок населения);

·     оценка оптимальности размещения конечных пунктов пригородных и междугородных автобусов на территории городов

·     обоснование очередности строительства (реконструкции) участков автомобильных дорог в сельской местности;

·     моделирования пассажирских (и транспортных) потоков на различных стадиях проектирования, прежде всего для  калибровки имеющихся моделей транспортных расчетов.

5. Кроме того, банк данных ПФР позволяет оперативно получать полные списки организаций по любому региону (кратному территории отделения почтовой связи) с указанием их адресов и численности персонала. Для  оценки при  разработке градостроительной документации тенденций  распределения трудозанятого занятого населения  по организациям  с различной численностью персонала могут быть сформированы таблицы  группировки организаций по числу занятых (по любой нестандартной, в отличие от Росстата группировке, например, до 5 чел, 6-10 чел; 11-25 и т.д.). Их анализ   косвенно свидетельствуют   о  тенденциях в изменении потребностей в структуре производственной (коммерческой) недвижимости и может  быть особенно полезен при  решении проблем реконструкции (изменения функций) крупных промышленных зон. 

6. Данные ПФР также могут стать основным обосновывающим источником информации в  связи с инициативами отдельных региональных Министерств финансов, которые были публично поддержаны   Министром регионального развития,  и касающимися   необходимости  изменить порядок зачисления сумм налогов на доходы физических лиц в пользу территорий их фактического проживания (для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности городов-центров и территорий зон их устойчивого трудового тяготения). 

7. Таким образом, использование территориально-дифференцированных сведений о размещении трудозанятого населения и  рабочих  мест, которые могут  быть получены из централизованного банка данных ПФР, создает более  надежную информационную основу  для обоснования конкретных планировочных, технических и организационных решений по совершенствованию планировочной структуры территорий, особенно их  транспортной системы, а также в целом для мониторинга эффективности проводимой в субъектах РФ   территориальной и, в частности, градостроительной политики.