Роль городов в стратегии развития

транспортной системы Бурятии

П.М. Крылов

Рассматриваются основные положения концепции новейшей схемы территориального планирования Бурятии с позиции динамичного и устойчивого развития региона на тридцатилетнюю перспективу, роль городов в развитии внегородской транспортной системы с учетам планировочных решений.

 

Транспорт в Бурятии играет не только инфраструктурную роль, обеспечивающую необходимые транспортные условия для хозяйственной деятельности, но является лидирующей отраслью экономики республики, обеспечивая около 30% произведенного ВРП, около 7-8% занятого в экономике населения.  

Важнейшая перспективная роль транспорта в Бурятии связана с решением проблемы транспортно-коммуникационной разобщенности территории республики, что тесно связано с увеличением экономически освоенной (в т.ч. транспортно освоенной) площади региона. Во внешнеэкономических связях развитие транспортного комплекса республики будет способствовать увеличению объемов внешнеторговых операций со странами Восточной Азии (в т.ч. Монголии), КНР и государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. Применительно к развитию транспортного комплекса Бурятии можно выделить следующие положительные и отрицательные (негативные) предпосылки:

К положительным предпосылкам можно отнести:

-транзитное геополитическое положение Бурятии на пересечении формирующихся внутрироссийских и международных транспортных коридорах;

-большой потенциал хозяйственного развития республики являющийся основой осуществления крупных транспортных проектов в будущем;

-развитие рекреации и туризма в республике, в т.ч. на Байкале и в ряде муниципальных районов, приведет к необходимости развития и совершенствования транспортного комплекса республики.

К отрицательным предпосылкам можно отнести:

-высокую грузоемкость производимой в республике продукции многих отраслей хозяйстве (высокая доля транспорта в структуре издержек производства);

-неблагоприятные условия для строительства и реконструкции транспортных коммуникаций на территории республики: природно-географические (сезонная и многолетняя мерзлота, сейсмичность территории, высокая гористость территории);

-отсутствие в нужном объеме и по приемлемым ценам сырьевой базы транспортно-дорожного строительства, что увеличивает сроки и стоимость конечных работ;

-относительно высокая доля занятых на транспорте (занятых как сейчас, так и в перспективе), способствует высокой зависимости социально-экономического развития республики от транспортной отрасли.

-крайне неравномерное расселение населения с высокой концентрацией в республиканском центре и нескольких крупнейших городах и поселках – центрах муниципальных районов (Улан-Удэ, Гусиноозерск, Бабушкин, Северобайкальск, Кяхта, Наушки, Нижнеангарск) ограничивает объем и увеличивает стоимость транспортных услуг.

В ближайшей перспективе в Бурятии не может быть реализована модель относительно равномерного транспортного развития (как и большинстве субъектов РФ).

Обеспечение подвижности населения. Развитие и совершенствование сети автомобильных дорог республики Бурятии связано не только с реконструкцией и строительством важнейших федеральных и территориальных дорог, но и также с развитием и строительством муниципальных дорог, обеспечивающих связность населенных пунктов внутри отдельных административных районов. Расширение сети муниципальных дорог возможно за счет перевода части сети ведомственных дорог в муниципальные дороги сети дорог общего пользования. 

Из всей нынешней протяженности ведомственных, в т.ч. сельскохозяйственных дорог твердое покрытие имеет не более 10%. По техническому состоянию большая часть автодорог относится к 4 и 5 категориям. К 2010 году необходимо увеличить протяженность сети автодорог общего пользования с твердым или усовершенствованным (облегченным) покрытием до 1600 км, что позволит связать все населенные пункты (с населением более 100 человек) с единой сетью автодорог республики (по данным «Программы развития сельских автомобильных дорог республики Бурятия на период до 2010 г».).

Отсутствие надежной (круглогодичной) связи по автомобильным дорогам общего пользования с мелкими населенными пунктами (численностью до 100 чел.) будет способствовать деградации сельской местности многих административных районов республики.

Возможность получения более качественного образования в более крупных школах связана с реализацией программы «школьный автобус» приоритетного национального проекта «Образование», рассчитанной на регионы с мелкоселенным сельским расселением и низкой плотностью населения. Потребность Бурятии в школьных автобусах марки «КАВЗ», рассчитанные на дороги в плохом и удовлетворительном техническом состоянии, составляет около 4-5 единиц в год.

Транспортный каркас  территории республики. Важной составляющей транспортной концепции развития территории республики является создание транспортного каркаса. Транспортный каркас – форма перспективного развития основных магистралей, которые обеспечивают пространственное и функциональное единство региона. Ниже перечислены основные элементы будущего транспортного каркаса республики.

Межрегиональные транспортные коридоры: 1.Иркутск-Улан-Удэ-Чита, в т.ч. 1.1. – через н.п. Кижа, 1.2. – через н.п. Мухоршибирь; 2.Улан-Удэ – Кяхта; 3.Зона БАМа: Северобайкальск  Северомуйск.

Внутрирегиональный транспортный каркас: 1.Улан-Удэ – Баргузин – Улюнхан – Новый Уоян; 2.Гусиноозерск – ЗакаменскМондыХужир; 3.Улан-Удэ – РомановкаБагдаринСеверомуйск.

Одной из основных причин отсутствия транспортного каркаса является отсутствие значительных по объему местных и транзитных грузопотоков, неразвитость на территории республики современных объектов транспортной инфраструктуры по обработке грузопотоков, что не позволяет использовать в полной мере выгодное географическое расположение Бурятии  и существующие возможности транспортных коммуникаций для обработки транзитных грузов, в первую очередь, грузов азиатско-европейского направления. Кроме того, используемые транспортные технологии по перевозке грузов и обслуживанию пассажиров не отвечают современным требованиям эффективного функционирования транспорта в условиях рынка.

Транспортно-логистические комплексы на территории республики. Существующее состояние транспортной инфраструктуры Бурятии требует большей синхронизации с целями и зада­чами социально-экономического развития региона, что обуславливает необ­ходимость связать воедино интересы регионального развития с интересами развития транспортной системы страны. На сегодняшний момент наиболее перспективным является организация двух транспортно-логистических комплексов: в Прибайкальском районе (недалеко от Улан-Удэ)  и около ст. Наушки (г. Кяхта) в непосредственной близости от российско-монгольской границы.

Появление платных автодорог. На территории республики в средне – и долгосрочной перспективе предполагается создание сети платных автомобильных дорог. В качестве подобных участков могут рассматриваться: дублеры уже имеющихся автодорог (платными могут стать вновь построенные участки-дублеры, например, участок-дублер автодороги Иркутск – Улан-Удэ – Чита); автомобильные дороги, обслуживающие наибольшие и сконцентрированные внутрирегиональные и транзитные потоки; обходные дороги средних и крупных городов (при наличии альтернативных путей движения автотранспорта). Большинство проектов платных дорог эффективны при среднесуточной интенсивности движения не менее 10-15 тысяч единиц автотранспорта. Подобный уровень интенсивности движения в Бурятии на настоящий момент отсутствует. 

Улучшение связности райцентров, Улан-Удэ с Байкалом. В долгосрочной перспективе (к 2035-2040 гг.) необходимо добиться круглогодичной связи всех районных центров республики автодорогами с твердым покрытием (в настоящее время, на 2008 г., обеспеченность связи между населенными пунктами Бурятии с её центром по дорогам с твердым покрытием составляет 91%).

Выводы

1.Развитие и совершенствование транспортной системы республики будет тесно связано с развитием с освоением и развитием новых территорий, отраслей хозяйства и динамикой населения, а также всё более возрастающей роли туризма, с учётом природоохранной функции Байкальского региона.

2.Развитие железнодорожного транспорта будет способствовать расширению экспортно-импортных связей республики, реализации её природно-ресурсного потенциала и формированию внутриреспубликанского транспортного каркаса. Удовлетворение региональных транспортных потребностей в области железнодорожного транспорта потребует применения передовых технологий перевозок и работы с клиентами. Развитие пассажирских перевозок в дальнем сообщении пойдет по пути повышения скорости и комфортабельности поездок. В области пригородных пассажирских перевозок необходимо повышение их рентабельности и привлекательности для пассажиров

3.Авиация в Бурятии сможет развиваться не только в качестве одного крупного аэропорта в Улан-Удэ, но также за счёт восстановления и развития сети местных авиалиний.

4.Финансирование и развитие дорожного хозяйства будет происходит во всех районах республики. При этом наибольшая эффективность мероприятий будет характерна для Прибайкальского района и районов вдоль федеральных автодорог.

5.В результате реализации Стратегии произойдет постепенное техническое перевооружение флота и речной сети на территории Бурятии. Речной транспорт может восстановить утерянные позиции, прежде всего в перевозках строительных, нефтеналивных и лесных грузов.

6.В среднесрочной перспективе на территории республики может появиться магистральный трубопроводный транспорт: нефте- и газопроводы, которые пройдут по южным районам республики.

7.В целях развития транспортной инфраструктуры Бурятии должны быть начаты работы по проектированию и строительству транспортного консолидирующего центра по обработке грузов и контейнеров на территории республики, вблизи г. Улан-Удэ и в перспективе около российско-монгольской границы. Роль транспортно-консолидирующих центров на территории республики в будущем будет постоянно возрастать.

8.Перспективный транспортный каркас поможет решить проблему неравномерного социально-экономического развития городов и районов Бурятии. С помощью каркаса произойдет усиление связанности экономического пространства региона, а также  повышение уровня её освоенности, что является важнейшей предпосылкой роста капитализации ее территории.

По результатам работы, создания концепции и проектных предложений транспортной системы Бурятии можем выделить роль городов – узловых центров опорного каркаса транспортной системы региона:

1.Наличие пяти городов (Улан-Удэ, Северобайкальск, Гусиноозерск, Кяхта, Закаменск) в пределах республики с резким преобладанием доли и роли города Улан-Удэ (около 36% населения республики) хотя и является основой транспортной системы (по величине формирования и переработки наибольших грузо- и пассажиропотоков), но не охватывает и четверти территории республики. Бóльшая часть территории республики (включая функционирующие транспортные коммуникации: автомобильные и железные дороги) не связано функционально с зоной влияния городов и пригородного транспортного обслуживания.

2.В будущем чрезвычайно высокая роль городов (Улан-Удэ, Северобайкальска, п. Наушки и др.) в формировании и перераспределении транспортных потоков останется чрезвычайно высокой, что объясняется высокой транзитной функцией транспортной системы региона.

3.Развитие пригородных пассажирских перевозок и увеличение их роли возможно при сохраняющейся и прогнозируемой тенденциях демографической ситуации (увеличение концентрации в крупнейших городах и поселках и в зонах лучшей транспортной доступности) преимущественно вокруг города Улан-Удэ и в трех прилегающих муниципальных районах республики.

4.В будущем (в долгосрочной перспективе, после 2040 г.) возможно появление крупных поселков и небольших городов в восточной и северо-восточных районах республики (Баунтовский, Сосново-Озерский районы), что связано с ожидаемым освоением месторождений рудного и горно-химического сырья.

5.Наиболее значимыми мероприятиями в стратегии развития транспортной системы Бурятии отдельных городов является предложение строительство обхода г. Улан-Удэ, ликвидация наиболее «узких мест» на дорогах вблизи городов и крупнейших поселков (деревянные мосты, мосты в аварийном состоянии, дороги низких технических категорий); в области железнодорожного транспорта – увеличение интенсивности пригородного сообщения; в области воздушного транспорта – восстановление аэродромов и вертолетных площадок, что особенно актуально в условиях слабоосвоенной территории.

 

Литература

1. Данные Росстата и его территориального органа по Республике Бурятия.

2. Материалы к разработке Концепции по участку р. Турка на Восточном берегу озера Байкал. Иркутск, Восточно-Сибирское пароходство, 2007.

3. Раднаев Б. Л. Совершенствование транспортной системы Бурятии. Улан-Удэ, 1983

4. http://www.invest-buryatia.ru/ портал инвестиционного паспорта Республики Бурятия

5. Программа социально-экономического развития республики Бурятия на 2008-2010 гг. и на период до 2017 года.

6. Программа развития сельских автомобильных дорог республики Бурятия на период до 2010 года.

7. Республиканская программа «Дороги Бурятии XXI века»

8. Транспортная Стратегия Российской Федерации до 2030 года (редакция 28 июня 2008 года).

9. Якунин В. И. Политология транспорта. Политическое измерение транспортного развития. М.: Экономика, 2006, 432 с.