Новая единая классификация внегородских и городских
автомобильных дорог

                                       И. Н. Пугачёв

Предлагается для обсуждения классификация городских автомобильных дорог, увязанная с классификацией дорог,  принятой в Федеральном Законе «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ».

 

За последние 10 лет неоднократно поднимались проблема терминологии науки «транспортные системы городов» и измерителей их состояния. Говоря о несовершенстве терминологии, автор в работе [1] отмечал, что Федеральный Закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» [2],  меняя привычные стандарты, предложил новую единую для внегородских и городских дорожных сетей классификацию автомобильных дорог. Отсутствие  в ней понятия «улица», без соответствующих на то пояснений,  поставило городские власти, как владельца муниципальных дорог, в трудное положение: какой же классификации городских транспортных связей придерживаться при предоставлении сведений в предусмотренный Законом единый государственный реестр автомобильных дорог - федеральный информационный ресурс, содержащий сведения об автомобильных дорогах, независимо от их форм собственности и значения. Пытаясь внести ясность в сложившуюся ситуацию, на ежегодно проходящих в Екатеринбурге международных конференциях развернута широкая полемика о понятиях «улица» и «дорога» [3-5].  В связи с этим хотелось бы высказать свой взгляд на данную проблему.

Обобщая определения «улица» и «дорога», можно сделать следующие выводы: 1) основными элементами дороги являются одна или несколько проезжих частей, разделительные полосы, трамвайное полотно, тротуары, велодорожки, обочины и зоны сооружений водоотвода, откосы насыпей и выемок, подпорные стенки, оборудование остановочных пунктов, устройства организации дорожного движения, информационные щиты; 2) основными элементами улиц являются фасады зданий или внешняя часть ограждений окаймляющих земельных участков, автомобильные дороги, зоны зеленых насаждений, зоны инженерных коммуникаций, сооружения для освещения.

Из последних работ, посвященных классификации городских дорог, следует выделить работу [3]. Её автор, А.А.Агасьянц, сохраняя преемственность предыдущей классификации, предложил современную с уточнением принципиальных положений функционального назначения, планировочного и технического оснащения дорог в городах.

Предлагается следующая трактовка этих важных транспортно-градостроительных понятий:

«улица» – линейная коммуникативная территория внутри поселения между застроенными земельными участки, в границах территорий общего пользования, на которой расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты);

«автомобильная дорога» (городская) – полоса земли либо поверхность искусственного сооружения на территории населённого пункта (путь сообщения), обустроенная или приспособленная для обслуживания застройки и используемая для движения транспортных средств и пешеходов; включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии (скорость движения ≤ 60 км/ч).

«автомобильная дорога» (вне города) – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для изолированного движения смешанного потока транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства (скорость движения ≤ 90 км/ч).

Приведенные выше определения позволяют адекватно воспринимать новую классификацию дорог в Законе [2] «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации…» и приводят в соответствие трактовки данных понятий в Законе «Градостроительный кодекс Российской Федерации»; с точки зрения автора, они смогут удовлетворить требования разработчиков документов территориального планирования и градостроительной документации.

При этом необходимо определиться с дифференциацией городских дорог по категориям. Для этого надо выявить основные критерии, по которым можно отнести ту или иную дорогу к соответствующей категории. Применительно к существующим дорожным сетям городов, к таким критериям можно отнести, прежде всего, значимость данной транспортной связи в городе; суточную интенсивность движения транспортных средств на данной транспортной связи; ширину проезжей части (табл. 1).

Дорожные сети в городах России складывалась в течение длительного периода без должного учета перспективного развития по принципу эпизодических реконструкций. Дороги различаются в широких диапазонах по геометрическим и конструктивным параметрам, интенсивности и составу движения.

 

Табл. 1. Критерии отнесения городских дорог к соответствующей
категории

Значение транспортной связи в городе

Интенсивность
движения, авт/сут

Ширина проезжей

части, м

Магистрали агломерационного и городского значения

свыше 7 000,
включительно

от 12 и выше

Дороги районного значения

от 3 000 до 7 000

от 7,5 до 12

Местная сеть проездов и дорог

до 3 000, включительно

до 7,5

 

Табл.2. Единая классификация внегородских и городских автомобильных дорог (проектное предложение)

Класс дорог

Категория дорог

Функциональное
назначение

1. Магистрали

агломерационного

значения.

 

Стратегические:

 

Интермодальные магистрали скоростного движения

 

Мультимодальные

Магистрали непрерывного движения

Скоростная транспортная связь поселений агломерации с районами города, с внешними автодорогами.

Транспортная связь удалённых районов города с центром, с внешними автодорогами.

2. Магистрали общегородского значения.

 

Распределительные:

Магистральные дороги непрерывного  движения

Магистральные дороги регулируемого движения

Дублёры скоростных автомагистралей.

 

То же

3. Магистральные дороги районного значения

Магистральные дороги регулируемого движения

Транспортная связь жилых и производственных районов, общественных и деловых центров с распределительной местной сетью проездов и дорог

4. Местная сеть проездов и дорог

 

Дороги в жилой застройке, аллеи, бульвары

Дороги /грузового движения/ местного значения

Проезды: основные,

второстепенные

Транспортное и пешеходное обслуживание территории застройки.

Транспортное и пешеходное обслуживание зон и районов

 

Разводящая, капиллярная сеть транспортного движения

 

Зачастую дороги, ранее использовавшиеся для внутрирайонных автомобильных связей, сегодня, в связи с исчерпанием пропускной способности магистралей городского значения, используются как альтернатива проезда из одной части города в другую. Интенсивности на таких дорогах выросли гораздо более 7000 авт/сут, независимо от действительной ширины проезжей части. Следовательно, при дифференциации городских дорог по категориям, достаточно, чтобы хотя бы один из обозначенных критериев соответствовал более высокой категории, тогда автоматически данная дорога относится к данной категории. В табл. 2 автором, с учетом работы [3], предлагается  новая классификация, но без привычного нам термина «улица». Предлагаемая классификация городских дорог направлена на создание единой сети магистралей городов и агломераций, развитие сети дорог в соответствии со спецификой функциональных зон, их реальных потребностей в транспортном обслуживании.

 

Литература

1. Пугачёв И. Н. Проблемы современного нормативного обеспечения функционирования и развития дорожных сетей и деятельности автомобильного транспорта // Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния / науч. материалы XIV Междунар. (семнадцатой Екатеринбургской) науч.-практ. конф. – Екатеринбург: Издательство АМБ, 2008 – с. 33-40

2. Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» / Российская газета / – Федеральный выпуск № 4517 от 14 ноября 2007 г.

3. Агасьянц А. А. Какая же классификация улиц и дорог необходима для градостроительного проектирования? // Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния : науч. материалы XIV Междунар. (семнадцатой Екатеринбургской) науч.-практ. конф.. – Екатеринбург: Издательство АМБ, 2008 – с. 40-50

4. Петрович М. Л. О понятиях улица, дорога и улично-дорожная сеть // Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния: науч. материалы XIV Междунар. (семнадцатой Екатеринбургской) науч.-практ. конф.– Екатеринбург: Издательство АМБ, 2008 – с. 50-56

5. Михайлов А.Ю., Мясников Р.Ю., Карасов С.В., Чекалина С.Л. Особенности новых классификаций городских улиц и дорог. //Соц.-экон. проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния. /Материалы Х межд. науч.-практ. конф. – Екатеринбург: Изд.-во АМБ, 2004 -  С.75-83.