Информационные технологии в исследованиях
транспортных систем городов
К.Э. Сафронов, Э.А. Сафронов
Новые информационные технологии позволяют на более высоком уровне и с
меньшими затратами осуществлять исследования транспортных систем городов.
Сургут является крупным динамично
развивающимся городом ХМАО-Югра. Он характеризуется
высоким экономическим потенциалом. Объем доходов населения г. Сургута в 2,5
раза выше, а вклад в ВРП на душу населения в 8,5 раза выше, чем в среднем по РФ.
Следствием этого является высокий уровень автомобилизации по всем видам
транспорта. Так, в
Новые информационные
технологии позволили получить, наряду с традиционными методами обследований,
достоверные и объективные данные о состоянии УДС.
Широкий коммерческий доступ
к спутниковым данным высокого разрешения открыл множество новых возможностей
для их использования. Данные дистанционного зондирования Земли можно
использовать вместо аэрофотосъемки. Спутниковые изображения могут быть получены
на любую территорию мира, в нужный временной период и по доступной цене.
Материалы космических снимков в настоящее время успешно используются во многих
исследованиях, включая и градостроительные. Космические снимки являются
«стоп-кадром» жизни города. На них помимо зданий и сооружений, улиц и
магистралей отчетливо видны транспортные средства и пешеходы. При этом можно
определить уровень концентрации транспортных и пешеходных потоков на отдельных
участках магистральной сети и в транспортных узлах.
При подготовке
Программы развития УДС г. Сургута до 2018г. новые информационные технологии были использованы при
определении интенсивности движения транспорта на УДС и потребности в местах для
временного и постоянного хранения автомобилей. Для этого была использована
открытая электронная карта и спутниковые снимки г.Сургута.
На начальном этапе на
снимках выявлены транспортные средства и отображены на электронной карте в виде
отдельного слоя, по которому в дальнейшем проводится анализ загрузки
транспортной инфраструктуры города и выявляются
«узкие» места. Потоки разделяют по направлениям и по группам: транспорт,
пересекающий перекрёсток, находящийся перед светофором на перекрёстке, движущийся
на перегонах между перекрёстками и находящийся на обочине дороги. Количество
транспорта в группах обозначаются цифрами разных цветов, в зависимости от вида,
например, легковые – красным, автобусы – синим и т.д.
Использование космических
снимков дает возможность получить следующие данные: количество автотранспорта в
движении и на парковках; плотность транспортных потоков; места и объемы заторов; параметры УДС; параметры парковочных мест и т.д. Всего в г.
Сургуте на снимках, сделанных летом
NП = V D ,
где: NП – интенсивность транспортного потока, авт./ч; V –
скорость транспортного потока, км/ч; D = NA / ℓ
– плотность транспортного потока, авт./км; NA – кол-во приведенных
автомобилей на участке; ℓ – длина участка, км.
В таблице приведен расчет
параметров транспортных потоков по 10-ти наиболее загруженным улицам города (из
60-ти). При этом интенсивность определена при средней скорости
Табл. Параметры транспортных потоков на УДС г. Сургута
по данным космической съемки, июль
Наименование улицы |
Протяженность участка, ℓ, км |
Количество приведенных автомобилей NA |
Плотность потока, D, авт./км |
Интенсивность потока, NП, авт./ч |
пр. Мира |
3,11 |
415 |
133,6 |
2538 |
ул. Энгельса |
0,51 |
65 |
127,5 |
2422 |
ул. Университетская |
0,84 |
107 |
127,4 |
2420 |
пр. Ленина |
3,71 |
469 |
126,3 |
2399 |
ул. Магистральная |
0,21 |
24 |
115,4 |
2192 |
ул. Кукуевицкого |
1,37 |
142 |
103,6 |
1969 |
ул. Геологическая |
1,13 |
102 |
90,5 |
1720 |
ул. Майская |
1,10 |
96 |
87,3 |
1658 |
ул. Островского |
2,57 |
212 |
82,5 |
1567 |
ул. Дзержинского |
0,80 |
64 |
80,1 |
1522 |
Данные космических снимков и
электронная справочная система использованы и при определении потребности в
местах для временного и постоянного хранения автомобилей. Для этого на снимках
произведен поквартальный подсчет количества припаркованного автотранспорта,
парковочных мест, стоянок и гаражей. Таким образом, обследована центральная
часть города (
На 2018г. уровни автомобилизации для легковых,
грузовых машин и автобусов соответственно будут: 373, 108 и 23 авт/тыс. жит. Анализ показал, что производительность
УДС не соответствует транспортной загрузке. По расчетам в
Новые информационные
технологии дают возможность регулярно определять необходимые параметры
транспортных потоков и другие показатели по городам
при минимальных затратах времени и средств.