Управление доступом к магистральным улицам

Е.В. Шипицын, А.Ю. Михайлов

Статья посвящена исследованию ограничения доступа к объектам на  магистральных улицах, снижающих пропускную способность главного направления. В мировой практике управление доступом (Access control) один из важнейших видов организации движения в городах.

 

За последние два десятка лет в Российской Федерации произошло резкое увеличение числа транспорта в крупных городах. С увеличением уровня автомобилизации изменился и транспортный поток, в котором теперь до 90% составляют легковые автомобили. Индивидуальный автомобиль порождает ряд новых задач градостроительного и транспортного проектирования. В прежнем градостроительном проектировании большое внимание уделялось общественному транспорту, что нашло отражение в классификации городских улиц и дорог, их нормах проектирования, рекомендуемых значениях плотности УДС.

Градостроительные нормы СССР, начиная с 1960-х гг. (последовательно СНиП II-К.2-62 “Планировка и застройка населенных мест”, СНиП II-60-75 “Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов” и СНиП II-60-75**), содержали устоявшуюся классификацию городских улиц и дорог. Основу классификации составляли:

- характер связей, осуществляемых данной категорией улиц и дорог;

- вид корреспонденций (т.е. состав транспортного потока - преимущественно пассажирский или грузовой);

- режим движения (скоростное, непрерывное, регулируемое).

Объективными факторами, обуславливающими такое деление на категории, явились низкие существовавший и расчетный перспективный уровни автомобилизации населения и доминирование общественного транспорта в пассажирских перевозках. Индивидуальный автомобильный транспорт требует решения очень важной, но совершенно другой задачи – обеспечения или запрещения доступа к территориям, прилегающим к магистральной улице или дороге.

В англоязычной литературе по организации движения и дорожному проектированию широко используется термины Access control (контроль доступа) или Access management (управление доступом). Доступ (Access) подразумевает разрешение въездов выездов на магистральные улицы  с примыкающих к ним земельных и местных улиц и проездов. Цель управления доступом состоит в обеспечении доступности магистральных дорог, стимулировании их развития, безопасности движения, а так же в достижении эффективности транспортной системы.

Для североамериканской муниципальной практики характерно разделение на следующие основные категории улиц [4, 7-9]:

● магистральные улицы (Arterial streets): обеспечивают входящие в город и выходящие из него потоки транспорта, обеспечивают транзитное движение через центральные территории города, связывают важнейшие центры города;

● собирающие улицы (Collector streets): обеспечивают доступ к жилым, коммерческим и промышленным территориям и движению в их пределах;

● местные улицы (Local streets): обеспечение доступа непосредственно к объекту и осуществление связи с собирающими и магистральными улицам.

Такая функциональная классификация «mobility versus access» ставит своей целью максимально дифференцировать элементы УДС. Так, поездки на большие расстояния осуществляются исключительно на городских дорогах и улицах высших категорий, а местная сеть обеспечивает непосредственно обслуживание прилегающих территорий. Этим объясняется широкое применение понятия дорога с управляемым доступом (limited-access road или controlled-access road).

Как правило, для каждой категории улиц и дорог управление доступом (Access management) регламентирует количество перекрестков (на единицу длины магистральной улицы), наличие разделительной полосы, размещение разрывов разделительной полосы, количества примыканий и дорожных развязок [4-9].

Нормы на размещение примыканий местных проездов, геометрические стандарты их проектирования учитывают характер конфликтных точек, возникающие помехи движению основного транспортного потока, снижение пропускной способности, безопасность движения пешеходов. Существуют классификации примыканий местных проездов, например, классификация штата Айовы [6] имеет следующую градацию:

● выезды типа «А»: 150 и более автомобилей в час (большие предприятия, торговые центры);

● выезды типа  «В»: 20-150 автомобилей в час (станции сервиса, малые предприятия);

● выезды типа  «С»: менее 20 автомобилей в час (к жилому дому, на ферму, на участок сельскохозяйственной территории);

Большое внимание уделяется контролю левых поворотов. Статистика США и Канады показывает, что контроль левых поворотов уменьшает количество ДТП на 18%, а количество ДТП со смертельным исходом на 27%. При этом устройство разделительной полосы снижает количество ДТП на 25%.

Кроме того, уделяется большое внимание размещению примыканий местных проездов в зоне перекрестков. В этой связи используются понятия physical area (физическая территория перекрестка) и functional area (функциональная территория перекрестка) [5]. Под последней понимается зона, в которой накапливаются транспортные средства на подходах к перекрестку. Соответственно в зонах накопления очередей не должны допускаться левые повороты с основной проезжей части и на нее.

Владельцы или пользователи прилегающих участков не имеют права доступа или получают право доступа на основании того, что участок граничит только с данной контролируемой магистралью. Регламентирование въездов/выездов на основную проезжую часть и обратно определяются множеством критериев и включается в состав документов по зонированию, регламентов застройки. Уделяется большое внимание и чисто юридической стороне – процедуре получения доступа к магистральной улице или дороге

В США многие владельцы АЗС, предприниматели, чей бизнес расположен вблизи автомобильных дорог, часто выступают против внедрения Управления доступом (Access management) считая, что данные мероприятия не способствуют формированию спроса на их услуги и влекут отток клиентов. На практике же, доступ к объекту становится максимально комфортным и безопасным, а также не влияющим на пропускную способность основного направления, что не вызывает негативное восприятие у других участников движения.

В России уже сделан первый шаг и издан ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования» (дата введения 2006-05-01). Данный нормативный документ оперирует понятием класс автомобильной дороги, который определяется  как «…характеристика автомобильной дороги по условиям доступа на нее». В свою очередь доступ на автомобильную дорогу определен как возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с нее транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания. ГОСТ Р 52398-2005 классифицирует дороги общего пользования по условиям доступа на три класса:

● автомагистраль;

● скоростная дорога;

● дорога обычного типа (не скоростная дорога);

К сожалению, вопрос нормативного обеспечения пока решен только для автомобильных дорог общего пользования. Очевидно, что нужны существенные коррективны отечественных норм проектирования городских улиц и дорог; в числе обязательных новых разделов должны быть нормы и рекомендации по управлению доступом.

Литература

1. Рекомендации по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений. – М.: ЦНИИП градостроительства Минстроя России, 1994. – 88 с.

2. СНиП 2.07.01 – 89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. – М.: ЦНТИ  Госстроя СССР, 1989. – 56 с.

3. Access management manual. http://www.dot.state.oh.us/ planning/ AccessMgmt/ Manual_Default.htm

4. Arterial and Collector Street Design Elements. http://www.ci.eugene.or. us /pw /trans /ACSP /41-76.pdf

5. Highway Capacity Manual 2000. – Transportation Research Board, National Research Council. – Washington, D.C., USA, 2000, – 1134 p.

6. Iowa Statewide Urban Design Standards Manual. Chapter 5: Roadway Design. Section 5: Access Management.  http://www.iowasudas.org /designs / ch5sec5.pdf

7. Street characteristics. http:// www ci.fort-worth.tx.us/ tpw/ mtp/ street_chac.asp

8. Street Classification. http://www.ci.eugene.or.us/pw/ trans/ ACSP/ 27_40.pdf

9. Street functional classifications. http:// www ci. fort-worth. tx. us / tpw/ mtp/ street_funct.asp