Повышение безопасности движения путем совершенствования его организации в населенных пунктах

(методологические основы)

Д.В. Капский

Рассматриваются проблемы классификация системы повышения безопасности дорожного движения и оптимизации принимаемых решений. Предлагается критерий оптимизации – потери в дорожном движении.

 

Дорожный транспорт, осуществляющий до 70% всего объема транспортного обслуживания, представляет сложную социально-производственную систему. В неё входят: дороги, транспортные средства, автомобильные перевозки, подготовка кадров, организация дорожного движения и др. (рис. 1). Дорожное движение, в котором непосредственно оказывается транспортная услуга, входит в подсистему организации дорожного движения, целью которой является упорядочение процесса движения и повышения его качества.

Качество дорожного движения – это совокупное свойство, оценивающее степень соответствия ДД своему назначению, включающее аварийность, экологичность, экономичность, социологичность, производительность, надежность и комфортабельность. Первые четыре свойства являются главными и оценивают наиболее востребованные стороны процесса ДД. Остальные свойства не столь востребованы и реализуются через главные свойства. В соответствии с данным понятием можно целостно рассматривать систему дорожного движения[1] (рис. 1).

Рис. 1. Система повышения безопасности дорожного движения

 

Качество дорожного движения и его отдельные свойства можно оценить величиной потерь в дорожном движении. Термин «потери в дорожном движении» будем понимать как стоимость издержек в процессе движения (аварии; загрязнение окружающей среды; задержки и перепробег, расход топлива, задержки пешеходов; нарушение прав и свобод человека, закононепослушание и т.д).

Потери можно разделить на 4 вида – экономические, экологические, аварийные и социальные.

Экономические потери связаны с необязательными задержками (снижением скорости в сравнении с нормативной), остановками и перепробегом, задержками пассажиров и пешеходов, перерасходом топлива, износом или повреждением транспортных средств из-за некачественных условий движения и т.д. Сюда же относятся потери прибыли участниками движения и потери в смежных отраслях из-за невыполнения принятых обязательств, например, из-за опозданий или поломок в дороге. Экономические потери почти равномерно раскладываются на всех членов общества, сливаясь с действительно неизбежными издержками. По своим масштабам эти потери значительно превышают аварийные и экологические.

Экологические потери – это стоимость превышающих минимальные значения выбросов вредных веществ в атмосферу, загрязнения воды и почвы, воздействия шума, вибрации и электромагнитных излучений. Причины экологических потерь - перегрузки участков УДС; вынужденное снижение скорости и движение на неэкономичных режимах; перепробеги; неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств и т.д.

В экологических потерях следует различать произведенный и потребленный вред. Нагруженная городская магистраль, проложенная через незаселенную (промышленно-складскую зону), наносит меньший потребленный вред, чем магистраль, вплотную примыкающая к жилым зданиям, больницам, детским учреждениям и т.п. Экологические потери характеризуются отложением во времени на значительный период.

Под аварийными потерями понимают стоимость любых видов и тяжести последствий ДТП, а также судебных и иных издержек. Аварийные потери, наносят ущерб, в первую очередь, отдельным участникам движения, для которых эти потери в важнее, других потерь. Отношение общества к аварийным потерям определяется по уровню аварийности.

Социальные потери связанны с нарушением прав и свобод человека, закононепослушанием и духовным развращением личности. Они могут быть вызваны произволом, недобросовестностью или некомпетентностью властей, неподчинением участников движения установленным нормам, и т.д.

Строго говоря, все виды потерь являются социально-экономическими и имеют две составляющие – материальную и духовную. Экономическая составляющая имеет однозначный денежный эквивалент (стоимость повреждения машин или грузов, оплата листков нетрудоспособности). Социальная составляющая не имеет однозначного денежного эквивалента и характеризует ту часть потерь, которая отражается на полноценности отдельного человека или общества в целом (гибель или потеря здоровья человека; состояние окружающей среды, состояние общества, воспитание детей и т.д). Экономическая оценка этой части потерь производится опосредованно через систему страховых отношений, общественных приоритетов, (нормативов), возмещения морального ущерба и т.д.

В экономических потерях социальная составляющая незначительна. Экономическая составляющая экологических потерь проявляется в виде затрат на лечение и выплат по листкам нетрудоспособности, вызванных загрязнением окружающей среды; потери части урожая сельскохозяйственной продукции и затрат на восстановление зеленых и лесных насаждений; затрат на восстановление зданий и сооружений и т.д. Социальная составляющая – это потеря здоровья отдельным гражданином и нацией в целом, разрушение окружающей среды, нарушение экологического равновесия.

Экономическая составляющая аварийных потерь – это стоимость повреждений машин и грузов, потеря национального дохода из-за гибели или ранения людей, расходы на лечение, пенсии, пособия и т.д. Социальная составляющая – это душевная боль из-за гибели или увечья людей, крушения планов и надежд, изменения в худшую сторону привычного образа жизни и т.д.

Экономическая составляющая социальных потерь, как представляется, включает экономическую выгоду, полученную незаконным путем. Поскольку эти потери только начинают исследоваться, то каких-либо определенных данных пока не имеется. Сегодня делаются только первые попытки оценить величину приведенных (без разделения на составляющие) социальных потерь. Уже на основании первых оценок можно утверждать, что приведенная величина социальных потерь – колоссальна.

Потери в дорожном движении достигли масштабов, представляющих значимую опасность для страны, причем дорожное движение содержит не одну опасность, как считалось ранее, а четыре: физическую, экологическую, экономическую, социальную.

Перечисленные виды опасности образуют т.н. совокупную опасность дорожного движения, которая является его важнейшей комплексной характеристикой качества ДД. При решении обычных, стандартных задач опасность, также как и качество, может оцениваться потерями. Это позволяет сопоставлять между собой различные виды опасности, а также опасности и затраты на их снижение. Все свойства в совокупности «качество дорожного движения» должны быть сбалансированы – принижение значимости одного свойства приводит к снижению совокупной безопасности.

Различные виды опасности неодинаково воспринимаются участниками и организаторами движения. Для участников наиболее весомой является физическая опасность, которая несет угрозу жизни или здоровью. С точки зрения государственных интересов все виды опасности являются одинаково важными, поскольку несут значимую угрозу национальной безопасности.

Необходимы значительные усилия и определенное время, чтобы в организации ДД учитывались все виды опасности, включая социальную. Их определение, прогнозирование и анализ является основой принятия обоснованных решений по ОДД.

 



[1] См. Д.В.Капский. Составляющие аварийных потерь. //Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния /Науч. материалы XIV междунар. (17-ой екатеринбургской) науч.-практ.конф.-Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2008.-с.162-167