Некоторые проблемы дорожного транспорта

в Республике Беларусь

Ю.А.Врубель, Д.В.Капский

Комплексно рассмотрены вопросы оценки качества дорожного движения  в новой совокупности составляющих ее подсистем. Дан краткий анализ таких подсистем, как: транспортные средства, дороги, участники движения и т.д. Выявлены негативные моменты в организации движения и намечены пути их устранения.

 

Как известно, на качество (или, что практически то же самое, на совокупную безопасность) дорожного движения влияют четыре основные группы факторов – автомобиль, дорога, участники движения и организация движения.

Влияние автомобиля сводится к его экономичности, экологичности, техническому состоянию и уровню конструктивной безопасности. Влияние дороги включает уровень конструктивной безопасности, техническое состояние, пропускную способность и надежность. Влияние участников дорожного движения включает уровень профессиональной подготовки, опыт работы, физическое состояние, уровень знаний дорожного движения, а также отношение к безопасности, законности и окружающим.

Сегодня дать объективную сравнительную оценку качества дорожного движения в Республике Беларусь практически невозможно из-за отсутствия надлежащих методик и достоверной информации. Однако, по некоторым косвенным признакам, например, по относительному числу аварий со смертельным  исходом или по относительной (по отношению к ВВП) доле потерь в дорожном движении, можно сделать вывод, что мы находимся ближе к нижней части европейской табели о рангах.

Транспортные средства. Имеются определенные проблемы с техническим состоянием машин, с укомплектованием действенными средствами пожаротушения, медицинскими аптечками и т.д. Существуют трудности с проведением технического осмотра, который для многих индивидуальных владельцев превращаются в чрезвычайное событие. Дело в том, что сегодня забота о техническом состоянии транспортного средства возложена на самого владельца, который не является специалистом в этой области и который часто не может делегировать свою ответственность профессионалам, как это делается, например, с компьютерной или со сложной бытовой техникой. Следует отметить, что, несмотря на имеющиеся недостатки, готовность автотранспортных средств к дорожному движению с учетом их сегодняшнего возраста, оценивается, в целом, как удовлетворительная.

Дороги. Имеются проблемы с конструктивной безопасностью и состоянием покрытия части дорог, особенно низших категорий. На дорогах республиканского значения все еще имеется около 500 мест концентрации аварий (общая протяженность таких участков около 700 км), а на дорогах местного значения – около 180 мест концентрации (протяженность около 260км).  Наблюдается отставание в плановой ликвидации очагов концентрации аварий, в строительстве обходов городов и населенных пунктов, строительстве пешеходных переходов и велодорожек на подходах к городам и населенным пунктам. Существуют проблемы зимнего содержания улиц и дорог, особенно в части оперативности и применения высокопроизводительной техники.

В целом, однако, готовность дорог к дорожному движению сегодня оценивается как удовлетворительная.

Подготовка водителей характеризуется относительно невысоким качеством, много теоретических занятий и мало практического вождения. Имеются проблемы с оценкой уровня подготовки будущих водителей и связанной с этим уравниловкой. Идет не столько обучение вождению, сколько натаскивание на сдачу экзаменов. После окончания автошколы совершенно неопытный водитель попадает в пекло дорожного движения, остается один на один без защиты и помощи и выживает, как умеет, часто с доморощенными навыками и представлениями.

Имеются определенные проблемы в подготовке и повышении квалификации преподавателей автошкол и инструкторов вождения. Эти проблемы связаны, в основном, с недостаточной теоретической подготовкой и доморощенными представлениями о природе дорожного движения и его качестве.

Подготовка специалистов дорожного движения осуществляется в БНТУ на единственной в Белоруссии кафедре «Организация автомобильных перевозок и дорожного движения», объединяющей, к сожалению, две специальности «Автомобильные перевозки» и «Организация дорожного движения». Практически отсутствуют современные технические средства обучения, годами не издаются уже написанные учебные пособия, лихорадит с учебными программами. Из пяти учебных групп только в одной готовятся специалисты по организации дорожного движения.

Подготовка научных кадров по организации движения также ведется исключительно на упомянутой кафедре, поскольку другие белорусские кафедры и НИИ (Транстехника, Белдорцентр) не имеют прямого отношения к дорожному движению. Подготовка ведется исключительно на инициативной основе и не встречает должной поддержки со стороны руководства кафедры. Примерно в таком же положении находятся научно-исследовательские работы по тематике дорожного движения, которые также, в основном, ведутся с участием сотрудников кафедры.

В целом, подготовку водителей можно оценить как удовлетворительную, а подготовку специалистов и научных работников – как неудовлетворительную.

Система дорожного транспорта. Как это не парадоксально и в это трудно поверить, но в системе дорожного транспорта нет соответствующей структуры управления самой системой, нет единого «хозяина». Лишь часть управленческих функций находится в Министерстве транспорта и коммуникаций (Минтрансе), часть взяло на себя МВД, часть – коммунальщики, исполнительные комитеты и т.п. И каждый управляет в меру своего понимания сущности и проблем дорожного транспорта, при этом заметим, что специалистов по дорожному транспорту и дорожному движению в этих управляющих «структурах» практически нет.

Если будут созданы структуры управления системой дорожного транспорта (Департамент дорожного транспорта) с передачей ему необходимых полномочий и соответствующей ответственности, можно ожидать положительных результатов, как в функционировании самой системы дорожного транспорта, так и во взаимодействии ее с другими системами.

 

Рис. 1. Предлагаемая структура управления системой дорожного транспорта:

Деп. ДТ – Департамент Дорожного Транспорта; Обсл. ДД – обслуживание дорожного движения; АП – автомобильные перевозки; ТС – транспортные средства; Д – дороги; ПК – подготовка кадров; ПРХ – правоохрана

 

Подсистема организации дорожного движения. Сегодня в системе дорожного транспорта и в подсистеме организации дорожного движения нет своих структур управления, а управленческие функции разбросаны среди множества неответственных или малоответственных структур. Создалась странная ситуация, при которой за состояние дел в системе дорожного транспорта не с кого спросить.

В целом управление системой дорожного транспорта и подсистемой организации дорожного движения следует признать неудовлетворительным.

Роль организации дорожного движения возрастает по мере роста уровня автомобилизации. При достигнутом уровне насыщения автомобилями (около 250 автомобилей на 1000 жителей) организация ДД стала источником около половины всех потерь в ДД, в том числе в городах – около 85%. Дела в организации ДД обстоят неудовлетворительно по ряду причин.

1)Несоответствие идеологии управления природе современного ДД привело к разбалансированию управления. С подачи правоохранительных органов считается, что целью управления ДД является только безопасность участников движения, проявляющаяся лишь в количестве аварий с пострадавшими. Что же касается аварий без пострадавших, а их около 90 %, то они как бы и не существуют, потому что за них не спрашивают. Необходимо пересмотреть идеологию управления дорожным движением – нужно не командовать им, а обслуживать его в соответствии с его закономерностями.

2)Отсутствие надлежащей методологии. В управлении ДД нет своих Правил и каждый «управляет» по своему, не всегда профессиональному разумению. В развитых странах для управленцев есть так называемое «Руководство по регулированию дорожного движения», которыми они обязаны руководствоваться в пределах всей страны.

3)Слабая нормативная база дорожного движения. Имеются пробелы в нормативной иерархии – отсутствуют, например, Закон о дорожном транспорте, упомянутое «Руководство по регулированию…» и т.д. Существующие нормативы  часто непрофессиональны, ориентированы на неверные установки, нередко противоречат друг другу.

4)Запущенность прикладной науки о дорожном движении привела к тому, что мы не только технически и организационно, но и методически оказались не готовыми к росту автомобилизации:. отсутствуют такие подотрасли прикладной науки, как экономика ДД, экология ДД, социология ДД, методы прогнозирования аварийности….

5)Ограничительно-запретительная направленность управления органами ГАИ крайне неэффективна и вызывает неприятие у большинства участников дорожного движения. Участники движения изначально рассматриваются как потенциальные правонарушители, что приводит к совершенно ненужной и очень опасной конфронтации между участниками и властями. «Воспитание» участников ДД происходит, в основном, в процессе движения и около него. В качестве «воспитателей» выступают власти и другие участники движения. К сожалению, общественный контроль в дорожном движении сегодня практически отсутствует.

Сегодняшний контроль за движением нельзя признать эффективным. Многие положения сегодняшних нормативов вырабатывают у участников движения стойкое убеждение в том, что эти нормативы – надуманные, нежизненные, порой просто глупые, даже преступные.

Контролирующие органы сегодня очень плохо оснащены современными техническими средствами и автоматизированными системами контроля, что не только снижает производительность, но и потворствует ряду сознательных нарушений. Таким образом, готовность контроля к современному дорожному движению следует признать, в целом, неудовлетворительной.

6) Методическая и кадровая работа в контролирующей организации должна включать постоянное повышение квалификации и разнообразный контроль самих контролеров. Все участники движения должны быть абсолютно уверены в том, что контроль направлен на защиту их интересов, что он доверен грамотным профессионалам с абсолютно чистыми руками. Только в этом случае между участниками и властью будет достигнут необходимый уровень взаимопонимания.