Транспортные расходы домохозяйств
на внутригородские поездки
С.А. Ваксман, Н.П. Долганова, А.Ю.
Фролова
В
Екатеринбурге впервые выполнено исследование расходов домохозяйств на
внутригородские поездки в зависимости от количества членов и уровня автомобилизации
домохозяйств.
Завершение процесса монетизации льгот на поездки общественным
транспортом в городах РФ совпало по времени с глобальным финансовым кризисом.
Это не могло не сказаться на величине подвижности и ее структуре по способам
реализации передвижений. Именно поэтому в Екатеринбурге выполнено исследование расходов
домохозяйств на внутригородские поездки. Выбор домохозяйств в качестве объектов
исследования трактовался рядом обстоятельств. Традиционным объектом в
исследованиях различных аспектов мобильности
является индивид; более корректным было бы исследование подвижности
домохозяйств.
Исследование домохозяйств[1], тем
более в течение длительного времени, представляет определенные сложности,
связанные с необходимостью систематического ведения записей транспортных
расходов на содержание и эксплуатацию легковых автомобилей и на поездки ГОТ. Именно
поэтому приводимые ниже результаты по сорока домохозяйствам следует рассматривать как предварительные.
Средний размер домохозяйства (ДХ) в проведенном исследовании
составил 2,58 человек (рис.1). Наибольшую долю в общем их количестве составляют
домохозяйства, состоящие из 3 человек (30%), а наименьшую долю – домохозяйства
из шести человек (3%).
Классификация домохозяйств по количеству членов и по количеству
автомобилей (табл.1) позволяет сделать следующий вывод: 60% исследованных
домохозяйств не имеют автомобилей, 30% домохозяйств имеют один автомобиль, но 10%
домохозяйств уже располагают двумя и более автомобилями. Средний уровень
автомобилизации по выборке составляет 195 машин на тысячу человек, причем этот
показатель нелинейно растет с увеличением количества членов домохозяйств, а
уровень автомобилизации ДХ в среднем равнялся 0,5.
Средние транспортные расходы на домохозяйство осенью
2008г. оказались равными 3129 руб/ДХ в месяц, причем на городской общественный
транспорт (ГОТ) расходуют в среднем 1640 руб/ДХ, а на легковой (ЛИТ) - 1490 руб/ДХ.
Средние транспортные расходы одного члена домохозяйства составили 1215 руб/чел
в месяц, причем на ГОТ расходовалось в среднем 637 руб/чел, а на ЛИТ - 578 руб/чел.
Табл.1. Классификация домохозяйств (ДХ) по
количеству
членов и уровню автомобилизации
Кол-во членов |
Наличие |
Итого % |
Уровень в расчете на |
|||
0 |
1 |
2 |
одно ДХ |
на 1000 чел |
||
1 2 3 4 5 6 Итого |
88,9 81,8 50,0 20,0 0 0 60,0 |
11,1 18,2 33,3 80,0 0 100 30,0 |
0 0 16,7 0 100 0 10,0 |
100 100 100 100 100 100 100 |
0,110 0,182 0,667 0,800 2,000 1,000 0,500 |
56 91 222 200 400 167 195 |
В группу ДХ с n=6 попало только одно ДХ
Рис.1. Распределение домохозяйств по
количеству членов
Если в соответствии со структурой пассажиропотоков на
ГОТ в 2008г. принять средний тариф в 12 рублей, подвижность с использованием
ГОТ составит 58 маршрутных поездок в месяц. В то же время в процессе
монетизации льгот при пользовании ГОТ пенсионерам-ветеранам Екатеринбурга
выплачивается компенсация в сумме только 275 рублей, что эквивалентно (при том
же тарифе) 23 маршрутным поездкам («просто» пенсионерам компенсации не выплачиваются).
В зависимости о количества членов, домохозяйства имеют
разную подвижность (рис.2):. чем больше количество членов, тем выше совокупная
транспортная подвижность домохозяйства и тем меньше средняя подвижность члена
домохозяйства. Среднесуточная подвижность домохозяйства составила 2,94
передвижения в сутки.
Общие расходы ДХ с ростом количества членов увеличиваются
с 11 тыс. руб. в месяц при n=1 до 58,5 тыс.
при n=5 или в 5,3 раза На услуги транспорта домохозяйства
тратят в среднем 10,1% общего размера расходов.
Однако эта величина зависит от количества членов: домохозяйства из одного
человека расходуют более 10% на внутригородские поездки при самой высокой
подвижности на одного члена ДХ (рис. 3); у ДХ
из двух членов удельный вес расходов на эти цели резко сокращается; при
изменении количества членов ДХ от 2 до 5 доля расходов на поездки возрастает
при уменьшении индивидуальной подвижности в результате распределения функций
между членами ДХ. Транспортные расходы ДХ при изменении их численности от 1 до
5 вырастают в 7,2 раза (с 1133 до 8164
рубля в месяц).
Рис.2. Зависимость суточной подвижности
домохозяйства
от количества его членов
Рис.3. Удельный вес транспортных
расходов от общего расхода
домохозяйства
Появление автомобиля в ДХ резко увеличивает
транспортные расходы: если общие расходы ДХ вырастают в 2,4 раза (с 22,6 тыс
руб/мес в ДХ без автомашины до 54,2 при двух машинах в ДХ), то транспортные
расходы увеличиваются в 6,1 раза. В домохозяйствах без машины они составляют
6,8% (пользование ГОТ), в ДХ с одной
машиной – 10,9%, а в с двумя машинами – 17,1%.
Рассмотрим структуру транспортных расходов в наиболее
распространенном домохозяйстве с n=3: при
отсутствии машины затраты на общественный транспорт составляют 6,4% расходов; с
появлением первой машины общая сумма транспортных расходов возрастает до 10,6%,
при уменьшении затрат на ГОТ до 5,9% и появлении
затрат на легковую машину в размере 4,7% месячных расходов; появление второй
машины в ДХ вызывает резкое сокращение пользования общественным транспортом –
расходы на эти цели составляют 1,2%; зато затраты на легковые машины превышают
пятую часть всех расходов (20,8%) и становятся непропорционально большими (табл.
2).
Удельный вес месячных затрат на
транспорт в общей сумме расходов в зависимости от уровня автомобилизации
домохозяйств
(при количестве членов ДХ n=3), %
Количество машин в ДХ |
ГОТ |
ЛИТ |
Итого |
0 |
6,4 |
- |
6,4 |
1 |
5,9 |
4,7 |
10,6 |
2 |
1,2 |
20,8 |
22,0 |
Следует ещё раз отметить, что приводимы в статье данные, являются результатом первого исследования транспортных расходов домохозяйств. Оно потребовало введения нового понятия «уровень автомобилизации домохозяйства» - количество легковых машин в домохозяйстве.
[1] В соответствии с международными рекомендациями в
России, начиная с микропереписи 1994г., статистика перешла на общепринятое в
мировой практике определение домохозяйства: «Домохозяйством считается [1]: а)
два человека и более, проживающие постоянно в жилом помещении (квартире,
одноквартирном доме, комнате и др.) или части жилого помещения, и совместно
обеспечивающие себя пищей и всем необходимым для жизни, ведущие общее
хозяйство, то есть полностью или частично объединяющие или расходующие свои
средства; б) один человек, постоянно проживающий в жилом помещении
или части жилого помещения и обеспечивающий себя всем необходимым для жизни, не
объединяя средства для ведения общего хозяйства ни с какими другими людьми,
постоянно проживающими в том же жилом помещении. Домохозяйство может состоять
либо только из лиц, связанных отношениями родства или отношениями, вытекающими
из брака, либо из лиц, не связанных такими отношениями, либо из тех и других.
Лица, снимающие жилое помещение у отдельных граждан, не включаются в состав
того домохозяйства, где они снимают жилое помещение. Такие лица считаются
самостоятельным домохозяйством из одного или нескольких человек»