Транспортные расходы домохозяйств

на внутригородские поездки

С.А. Ваксман, Н.П. Долганова, А.Ю. Фролова

В Екатеринбурге впервые выполнено исследование расходов домохозяйств на внутригородские поездки в зависимости от количества членов и уровня автомобилизации домохозяйств.

 

Завершение процесса монетизации льгот на поездки общественным транспортом в городах РФ совпало по времени с глобальным финансовым кризисом. Это не могло не сказаться на величине подвижности и ее структуре по способам реализации передвижений. Именно поэтому в Екатеринбурге выполнено исследование расходов домохозяйств на внутригородские поездки. Выбор домохозяйств в качестве объектов исследования трактовался рядом обстоятельств. Традиционным объектом в исследованиях различных аспектов  мобильности является индивид; более корректным было бы исследование подвижности домохозяйств.

Исследование домохозяйств[1], тем более в течение длительного времени, представляет определенные сложности, связанные с необходимостью систематического ведения записей транспортных расходов на содержание и эксплуатацию легковых автомобилей и на поездки ГОТ. Именно поэтому приводимые ниже результаты по сорока домохозяйствам  следует рассматривать как предварительные.

Средний размер домохозяйства (ДХ) в проведенном исследовании составил 2,58 человек (рис.1). Наибольшую долю в общем их количестве составляют домохозяйства, состоящие из 3 человек (30%), а наименьшую долю – домохозяйства из шести человек (3%).

Классификация домохозяйств по количеству членов и по количеству автомобилей (табл.1) позволяет сделать следующий вывод: 60% исследованных домохозяйств не имеют автомобилей, 30% домохозяйств имеют один автомобиль, но 10% домохозяйств уже располагают двумя и более автомобилями. Средний уровень автомобилизации по выборке составляет 195 машин на тысячу человек, причем этот показатель нелинейно растет с увеличением количества членов домохозяйств, а уровень автомобилизации ДХ в среднем равнялся 0,5.

Средние транспортные расходы на домохозяйство осенью 2008г. оказались равными 3129 руб/ДХ в месяц, причем на городской общественный транспорт (ГОТ) расходуют в среднем 1640 руб/ДХ, а на легковой (ЛИТ) - 1490 руб/ДХ. Средние транспортные расходы одного члена домохозяйства составили 1215 руб/чел в месяц, причем на ГОТ расходовалось в среднем 637 руб/чел, а на ЛИТ - 578 руб/чел.

Табл.1. Классификация домохозяйств (ДХ) по количеству
членов и уровню автомобилизации

Кол-во членов

Наличие
автомобиля, %

Итого

%

Уровень
автомобилизации

в расчете на

0

1

2

одно ДХ

на 1000 чел

1

2

3

4

5

6

Итого

88,9

81,8

50,0

20,0

0

0

60,0

11,1

18,2

33,3

80,0

0

100

30,0

0

0

16,7

0

100

0

10,0

100

100

100

100

100

100

100

0,110

0,182

0,667

0,800

2,000

1,000

0,500

56

91

222

200

400

167

195

  В группу ДХ с n=6 попало только одно ДХ

 

Рис.1. Распределение домохозяйств по количеству членов

 

Если в соответствии со структурой пассажиропотоков на ГОТ в 2008г. принять средний тариф в 12 рублей, подвижность с использованием ГОТ составит 58 маршрутных поездок в месяц. В то же время в процессе монетизации льгот при пользовании ГОТ пенсионерам-ветеранам Екатеринбурга выплачивается компенсация в сумме только 275 рублей, что эквивалентно (при том же тарифе) 23 маршрутным поездкам («просто» пенсионерам компенсации не выплачиваются).

В зависимости о количества членов, домохозяйства имеют разную подвижность (рис.2):. чем больше количество членов, тем выше совокупная транспортная подвижность домохозяйства и тем меньше средняя подвижность члена домохозяйства. Среднесуточная подвижность домохозяйства составила 2,94 передвижения в сутки.

Общие расходы ДХ с ростом количества членов увеличиваются с 11 тыс. руб. в месяц при n=1 до 58,5 тыс. при n=5 или в 5,3 раза На услуги транспорта домохозяйства тратят в среднем 10,1% общего размера расходов. Однако эта величина зависит от количества членов: домохозяйства из одного человека расходуют более 10% на внутригородские поездки при самой высокой подвижности на одного члена ДХ (рис. 3); у ДХ из двух членов удельный вес расходов на эти цели резко сокращается; при изменении количества членов ДХ от 2 до 5 доля расходов на поездки возрастает при уменьшении индивидуальной подвижности в результате распределения функций между членами ДХ. Транспортные расходы ДХ при изменении их численности от 1 до 5 вырастают в 7,2 раза (с 1133  до 8164 рубля в месяц).

 

Рис.2. Зависимость суточной подвижности домохозяйства

от количества его членов

 

Рис.3. Удельный вес транспортных расходов от общего расхода
домохозяйства

 

Появление автомобиля в ДХ резко увеличивает транспортные расходы: если общие расходы ДХ вырастают в 2,4 раза (с 22,6 тыс руб/мес в ДХ без автомашины до 54,2 при двух машинах в ДХ), то транспортные расходы увеличиваются в 6,1 раза. В домохозяйствах без машины они составляют 6,8% (пользование ГОТ), в ДХ  с одной машиной – 10,9%, а в с двумя машинами – 17,1%.

Рассмотрим структуру транспортных расходов в наиболее распространенном домохозяйстве с n=3: при отсутствии машины затраты на общественный транспорт составляют 6,4% расходов; с появлением первой машины общая сумма транспортных расходов возрастает до 10,6%, при  уменьшении затрат на ГОТ до 5,9% и появлении затрат на легковую машину в размере 4,7% месячных расходов; появление второй машины в ДХ вызывает резкое сокращение пользования общественным транспортом – расходы на эти цели составляют 1,2%; зато затраты на легковые машины превышают пятую часть всех расходов (20,8%) и становятся непропорционально большими (табл. 2).

 

Удельный вес месячных затрат на транспорт в общей сумме расходов в зависимости от уровня автомобилизации домохозяйств
(при количестве членов ДХ
n=3), %

Количество машин в ДХ

ГОТ

ЛИТ

Итого

0

6,4

-

6,4

1

5,9

4,7

10,6

2

1,2

20,8

22,0

 

Следует ещё раз отметить, что приводимы в статье данные,  являются результатом первого исследования транспортных расходов домохозяйств. Оно потребовало введения нового понятия «уровень автомобилизации домохозяйства» - количество легковых машин в домохозяйстве.



[1] В соответствии с международными рекомендациями в России, начиная с микропереписи 1994г., статистика перешла на общепринятое в мировой практике определение домохозяйства: «Домохозяйством считается [1]: а) два человека и более, проживающие постоянно в жилом помещении (квартире, одноквартирном доме, комнате и др.) или части жилого помещения, и совместно обеспечивающие себя пищей и всем необходимым для жизни, ведущие общее хозяйство, то есть полностью или частично объединяющие или расходующие свои средства;   б) один человек, постоянно проживающий в жилом помещении или части жилого помещения и обеспечивающий себя всем необходимым для жизни, не объединяя средства для ведения общего хозяйства ни с какими другими людьми, постоянно проживающими в том же жилом помещении. Домохозяйство может состоять либо только из лиц, связанных отношениями родства или отношениями, вытекающими из брака, либо из лиц, не связанных такими отношениями, либо из тех и других. Лица, снимающие жилое помещение у отдельных граждан, не включаются в состав того домохозяйства, где они снимают жилое помещение. Такие лица считаются самостоятельным домохозяйством из одного или нескольких человек»

1.Госкомстат России. Инструкция о порядке проведения микропереписи населения 1994 г. и заполнения бланков микропереписи. – М., 1993; Зыков М.Б. Понятия семьи и домохозяйства – основные в российской статистике. – M.: MBZYKOV.RU, 9_999_949, 2005. – 3 с.