Международная Ассоциация предприятий

городского электрического транспорта

Общероссийское отраслевое объединение работодателей

«Городской электрический транспорт»

Белорусский научно-исследовательский и проектный
институт градостроительства

ЗАО «Петербургский НИПИГрад»

Киевский национальный государственный университет
архитектуры и градостроительства

Пермский государственный технический университет

Международная Интернет-ассоциация транспортных систем городов
и организации городского движения

Межрегиональная общественная организация «Город и транспорт»

Союз автотранспортных предпринимателей Свердловской области

Екатеринбургский МУП «Муниципальное объединение

автобусных предприятий»

Екатеринбургское МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие»

Уральский государственный экономический университет

 

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ ГОРОДОВ
И ЗОН ИХ ВЛИЯНИЯ

Материалы XVII Международной

(двадцатой Екатеринбургской)

научно-практической конференции

16–17 июня 2011 г .

 

SOCIAL AND ECONOMIC PROBLEMS
OF CITY TRANSPORT SYSTEMS
AND AREAS OF THEIR INFLUENCE
DEVELOPMENT AND FUNCTIONING

Collected articles of the XVII International
(twentieth, held in Yekaterinburg)
scientific and practical conference
June 16–17, 2011

 

Екатеринбург

2011


УДК 338:656:711

          С 69

 

Председатель Оргкомитета и научный редактор

кандидат технических наук, доцент
Уральского государственного экономического университета

С.А. Ваксман

Исполнительный директор Оргкомитета А.А. Цариков

Ученый секретарь – О.К.Вольская

Секретариат Оргкомитета – студенты факультета мировой экономики и финансов

Уральского государственного экономического университета

 

 

C69

Социально-экономические проблемы развития и функционирования транспортных систем городов и зон их влияния : материалы XVII Междунар. (двадцатой Екатеринбургской) науч.-практ. конф. (16–17 июня 2011 г.) / науч. ред. С.А. Ваксман. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2011. – 327 с.

ISBN 978-5-9656-0134-9

 

Материалы XVII Международной научно-практической конференции посвящены актуальным транспортным проблемам региональных и городских транспортных систем и зон их влияния: развитие улично-дорожных сетей и организация их функционирования; закономерности внутригородских передвижений; моделирование потоков; экономика и управление городским общественным транспортом; организация и безопасность движения; закономерности использования инфраструктуры легкового автотранспорта; подготовка специалистов по направлению «Региональные и городские транспортные системы». В конференции приняли участие ученые и специалисты России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Иркутск, Нижний Новгород, Омск, Саратов, Хабаровск, Челябинск), Белоруссии (Минск, Гомель), Израиля, Латвии, Украины (Киев, Донецк, Харьков). Подробная версия материалов конференции приведена на сайте www.waksman.ru

 

Social and Economic Problems of City Transport Systems and Areas of Their Influence Development and Functioning : collected articles of the XVII International (twentieth, held in Yekaterinburg) scientific and practical conference / ed. by S.A. Vaksman. – Yekaterinburg: The USUE Publisher, 2011. – 327 p.

ISBN 978-5-9656-0134-9

 

Collected articles of the XVII International (twentieth, held in Yekaterinburg) Scientific and Practical Conference «Social and Economic Problems of the Development and Functioning of the Transport Systems of Towns and Areas of Their Influence» are dedicated to the transportation problems of the cities, patterns of the interurban mobility, economy, arrangement and management of the urban public passenger transport, street and road network, arrangement and safety of the traffic, arrangement of the constant and temporary car storage.

 

 

© Уральский государственный

экономический университет, 2011

ISBN 978-5-9656-0134-9

© Авторы, указанные в содержании, 2011


Сборник посвящен

85-летию со дня рождения

ЮРИЯ Марковича Коссого

 

и 80-летию со дня рождения

ВАЦЛОВА ВЛАДОВИЧА ШЕШТОКАСА

 


Оглавление



Предисловие

1.Коссой Ю. М. К выходу в свет юбилейного сборника материалов ХХ Екатеринбургской конференции

2.Говорят Лауреаты международной медали им.А.А.Полякова

Часть 1.РАЗВИТИЕ  ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

ГОРОДОВ

I. Транспортно-градостроительные проблемы регионов, городов и зон их влияния: модели и решения

3.Ваксман С.А., Формирование практического подхода к транспортному планированию и организации городского движения

4.Михайлов А.Ю.Особенности национальной борьбы с пробками Часть 2

5.Петрович М.Л., Истомина Л.Ю. Моделирование в территориально-транспортном  планировании

6.Петрович М.Л., Истомина Л.Ю., Сущих А.Ю. Сравнительный анализ программных комплексов для моделирования потоков в транспортной сети

7.Якимов М.Р. Понятие «эффективность транспортной системы» крупного города

8.Балынин С. Ю. Современные «методы» модернизации городских транспортных систем

9.Пугачёв И. Н., Павленко А. А. Комплексный подход к развитию и повышению эффективности функционирования транспортных систем городов

10.Ваксман С.А.Терминологический словарик  к разделу I

 

II. Подвижность населения: методы исследования

и закономерности

11.Ваксман С. А. Прогнозирование внутригородских пассажирских потоков с использованием типологии суточных передвижений

12.Шаров М.И., Куприянова А.Б. Понятие «транспортная доступность» в российской и зарубежной специальной литературе

13.Федоров В.П., Булычева Н.В., Пахомова О.М. Размещение объектов массового посещения  в условиях  проблемной транспортной доступности

14.Зедгенизов А.В., Лагерев Р.Ю., Левашев А.Г. Методы сбора данных для оценки транспортной доступности

III. Улично-дорожные сети и инфраструктура легкового транспорта в городах и зонах их влияния

15.Ваксман С.А., Глик Ф.Г., Капский Д.В. Концепция парковочной политики в крупном городе

16.Христюк Н.М.Новые изменения и дополнения к ДБН 360 -92**»Градостроительство. Планировка и застройка городских

и сельских поселений»

17.Заремба А.К.Определение потребности в местах постоянного и временного хранения индивидуальных автомобилей

18.Гук В.И., Гук И.В. Оценка состояния дорожного движения в условиях неравномерного распределения транспортного потока по городским улицам и дорогам

19.Ваксман С.А. Временные закономерности движения на УДС

20.Ваксман С.А.. Предложение к обсуждению

 

Часть II. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

ТРАНСПОРТНЫХ  СИСТЕМ ГОРОДОВ

IV.Организация и управление движением в городах

21.Навой Д.В., Альгин В.Б. Экспериментальные исследования условий движения автомобилей по перегону магистральной улицы

22.Гук В.И., Гук И.В.Измерители транспортного потока в абсолютных единицах и  в потенциальной форме     

23.Бойков В.П., В.С. Ивашко, Щипцов М.П., Грабауров В.А. Анализ технических средств ОДД на регулируемых пешеходных переходах вне перекрестков в г. Минске

24.Довгулевич О. А. Процесс образования задержек транспорта на регулируемом перекрестке при перегрузке

25.Головнич А.К., Щербак О.П. Исследования движения и восприятия пешеходами сигналов на регулируемых пешеходных переходах г. Минска

26.Грауверг Т.А. Оценка эффективности работы транспортных развязок

27.Кучеренко Н.Н., Красножон Е.В., Рейцен Е.А. О генеральном плане наружного освещения города

 

V. Безопасность городского движения

28.Капский Д.В.  Критический взгляд на относительные показатели дорожной аварийности

29.Иванов В.П., Головнич А.К., Щербак О.П. Исследования дорожно-транспортной аварийности с участием пешеходов в Республике Беларусь

30.Ивашко В.С., Кухаренок Г.М., Щипцов М.П. Исследование факторов, влияющих на ДТП регулируемых пешеходных переходов

31.Капский Д.В. Анализ страховых случаев в Республике Беларусь

32.Иванов В.П., Щербак О.П. Исследования нарушений пешеходами правил дорожного движения на улично-дорожной сети г. Минска

33.Ходоскин Д.П. Разработка модели конфликтного взаимодействия лидирующего и ведомого автомобилей

34.Рейцен Е.А., Левковский Д.В. Исследование рациональных методов повышения надежности конструкций дорожных покрытий нежесткого типа

35.Ходоскин Д.П. Влияние величины переходного интервала на аварийность в попутном потоке

 

VI.Проблемы перевозок различными видами ГОТ:

экономика, организация и управление

36. Ваксман С.А., Мирошник А.В., Цариков А.А., Ижгузина Н.Р., Суханов Д.И. Негативные  тенденции и пути развития общественного пассажирского электрического транспорта в городах России

37.Зюзин П.В. Пространственная трансформация сетей городского общественного транспорта в Казахстане, Средней Азии и Закавказье в 1990-2010гг.

38. Ваксман С.А., Герасимов Н.М., Слепухина И.А. Городской автобусный транспорт России как система: странные тенденции

39.Горев А.Э., Попова О.В. Развитие автобусного транспорта в Санкт-Петербурге

40.Рогова Р.Н. Проблемы регулирования таксомоторной деятельности и  пути  их решения

41.Ходоскина О.А. Социально-экономические аспекты развития железнодорожного транспорта как элемента городской пассажирской транспортной сети

42.Рогова Р.Н., Компанеец А.А. Анализ и оценка состояния  и перспектив развития таксомоторных предприятий Москвы

43.Михальченко А. А. Новые подходы к формированию сети ГОТ с учетом расширения границ средних городов

44.Морозов А.С., Черников А.А. Опыт повышения эффективности перевозки пассажиров на маршруте ГОТ
45.Рейцен Е.А., Толок А.В., Руденков Э.В. Зависимость скорости сообщения на маршруте ГОТ от сложности маршрута

46.Гуревич Г.А. Учет времени ожидания ГОТ в задаче распределения автобусов между маршрутами

47.Ларин О.Н., Кажаев А.А. Моделирование движения ГОТ с учетом загрузки остановочных пунктов

48.Рогова Р.Н., Мартынова Е.В. Сравнение вариантов обновления транспортных средств таксомоторных предприятий

49.Сафронов К.Э. Экономические особенности реализации государственной программы «Доступная среда» в регионах

50.Слепухина И.А. Диспетчерский комплекс автобусных предприятий:  переход от слежения к управлению

51.Дроздов Н.П., Дружинина Н.Г., Трофимова О.Г. Логистическая модель предприятия ГЭТ на основе информационно-коммуникационной системы

52.Слепухина И.А. Комплекс программ для составления расписаний  работы маршрутизированного транспорта

 

VII. Транспортная система города «N»

53.Глик Ф. Г. Пассажирский транспорт в комплексной транспортной  схеме г. Белгорода

54.Крылов П. М. Развитие транспортной инфраструктуры города-курорта Кисловодска

 

VIII.Трибуна молодых

55.Луцкович А. С. Анализ транспортной инфраструктуры малых и средних городов Беларуси

56.Вольская О.К. Отношение населения к введению платных автодорог

57.Скупневская Е.Ю., Жукова А.С. Анализ использования индивидуального такси жителями Екатеринбурга

 

IX. Памятные даты 2011 года

 

Х. Наши авторы

 

XI. Информационные материалы

 

 

 

13

 

 

20

 

 

 

 

 

26

 

 

34

 

38

 

 

45

 

 

53

 

 

59

 

64

 

 

 

70

 

 

 

 

75

 

 

 

79

 

 

85

 

 

90

 

 

 

 

98

 

105

 

 

 

109

 

 

111

 

 

116

120

 

 

 

 

 

 

123

 

 

131

 

142

 

 

 

147

 

 

152

 

 

159

 

 

161

 

 

 

 

166

 

169

 

 

 

 

175

 

 

178

 

 

184

 

 

 

188

 

194

 

 

 

196

 

 

 

 

 

202

 

 

 

212

 

 

217

 

 

227

 

231

 

 

235

 

 

 

236

 

241

 

 

245

 

250

 

 

 

254

 

259

 

 

267

 

271

 

 

274

 

278

 

 

 

285

 

 

 

 

290

 

298

 

 

 

 

305

 

 

306

 

312

 

 

316

 

 

318

 

 

323

 

 

 


Contents

 


Preface

1.Kossoy Y.M. To the Publication of the Anniversary Collected Articles of the XX-th Yekaterinburg Conference

2.Laureates of the A.A.Polyakov’s International Medal Speaking

 

Part 1. Developing the Urban Transport Systems

I. Transportation and Town Planning Problems of the Regions, Cities and Areas of the Influence: Models and Decisions

3.Vaksman S.A. Developing the Systems Approach to the process of the Transport Planning and Traffic Arrangement in the City

4.Mikhailov A.Y. Peculiarities of the National Struggle with traffic Jams. Part 2.

5. Petrovitch M.L., Istomina L.Y., Souschikh A.Y. Modeling in the Territorial Transport Planning

6. Petrovitch M.L., Istomina L.Y., Souschikh A.Y. Comparative Analysis of the Software Packages for Modeling the Flows in the Transport Network

7.Yakimov M.R. The Term of the “Transport System Efficiency” for the City

8. Balynin S.Y. Contemporary “Methods” of the City transport System Modernization

9. Pougatchev I.N., Pavlenko A.A. Complex Approach to the Development and Efficiency Increase of the City Transportation Systems Functioning

10. Vaksman S.A. Terminological Dictionary for the Part 1.

 

II. Mobility of Population: Methods of Study and Patterns

11. Vaksman S.A. Forecasting the Intercity Passenger Flows Using the Typology of the Per Diem Movements

12.Sharov M.I., Koupriyanova A.B. The Term of “Transport Accessibility” in Russian and Foreign Special Literature

13.Fedorov V.P., Boulycheva N.V., Pakhomova O.M. Placement of the Mass Seen Objects in Terms of Obstructed Transport Accessibility

14.Zedgenizov A.V., Lagerev R.Y., Levashev A.G. Mothods of the Data Collection for the Transportation Accessibility Estimation

 

III. Car Infrastructure in the Cities and Areas of Their Influence

15.Vaksman S.A., Glik F.G., Kapskiy D.V. Concept of the Parking Policy of the City

16.Khristyuk N.M. New Changes and Additions to the State Construction Norms “Town Planning” (DBN 360-92**).

17.Zaremba A.K. Defining the Demand for Constant and Contemporary Parkings

18.Gouk V.I., Gouk I.V. Traffic Estimation in the Terms of Uneven Distribution of Transport Flows Along the Streets and Roads

19.Vaksman S.A. Time Regularities of the Traffic in the Street and Roads Network

20.Vaksman S.A. Proposals for Discussion

 

Part II. Functioning of the Towns’ Transportation Systems

 IV. Town Traffic Arrangement and management

21. Navoy D.V., Al’gin V.B/Experimental Study of the Car traffic Along the Stage of Coordinated Trunk Street Navoy

22.Gouk V.I., Gouk I.V. Indicators of the Transport Flow in Absolute Units and  in Potential Form     

23.Boikov V.P., Ivashko V.S., Schiptsov M.P., Grabayrov V.A. Analysis of the Traffic Management Technical Means Facilitating the Regulated Crosswalks Outside the Crossroads in Minsk.

24.Dovgulevitch O.A. Process of Transport Delay Emergence at the Regulated Crossroad in Terms of Overload

25.Golovnich A.K.,Scherbak O.P. Study of the Movements and Perception of the Signals by the Pedestrians at the Regulated Crosswalks in Minsk

26.Grauwerg T.A. Estimation of the Transport Interceptions Efficiency

27.Koucherenko N.N., Krasnozhon E.V., Reitzen E.A. About the Master Plan of the City’s Outdoor Lighting

 

V. Traffic Safety in the Towns

28.Kapskiy D.V. Critical Glance Upon the Relative Indicators of the Traffic Crash Rate

29. Ivanov V.P., Golovnich A.K.,,Scherbak O.P.Study of the Traffic Crash Rate with the Participation of the Pedestrians in Republic of Belarus

30.Ivashko V.S., Koukharenok G.M., Schiptsov M.P. Study of the Features Influencing the Crash Rate at the Regulated Crosswalks

31.Kapskiy D.V. Analysis of the Insurance Cases in the Republic of Belarus

32.Ivanov V.P., Scherbak O.P. Study of the Traffic Regulations Violation by the Pedestrians in Minsk

33.Khodoskin D.P. Developing the Model of the Conflict Interaction Between Leading and Driven Cars

34.Reitsen E.A., Levkovskiy D.V. Study of Rational Methods for the Increase of Reliability of Limp Pavements

35.Khodoskin D.P. Influence of the Crossing Interval Value on the Crush Rate in the Following Flow

 

VI. Problems of Transportation by Various Means of the City Passenger transport: Economy and management

36.Vaksman S.A., Miroshnik A.V., Tsarikov A.A., Izhgouzina N.R., Soukhanov D.I. Negative Trends and Prospects for Development for the Electric Passenger Transport in the Cities of Russia

37.Zyuzin P.V. Spatial Transformation of the City Passenger Transport in Kazakhstan, Central Asia, Transcaucasia in 1990-2010

38.Vaksman S.A., Gerasimov N.M., Slepoukhina I.A. Urban Bus Transport of Russia as a System: Strange Trends of 1990s, 2000s and 2010s

39.Gorev A.E., Popova O.V. Development of the Bus Transport in St.Petersburg

40.Rogova R.N. Problems of the taxi Regulations and the Ways of their Solution

41.Khodoskina O.A. Social and Economic Aspects of the Railway Transport Development as the Component of the City Transport Network

42.Rogova R.N., Kompaneets A.A. Analysis and Estimation of the Contemporary State and Development Prospects for the Moscow City Taxi

43.Mikhaltchenko A.A. New Approaches the Town Passenger Network Development Due to the Middle Towns Limits Expansion

44.Morozov A.S., Tchernikov A.A. Experience of the City Passenger Transportation Efficiency Increase

45.Reitsen E.A., Tolok A.V., Rudenkov E.V. Dependence of the Rout Turnover Speed on the Rout Complexity

46.Gourevitch G.A. Accounting the Time of Delays of the City Passenger Transport in the Problems of the Bus Distribution Between the Routs

47.Larin O.N., Kazhaev A.A. Modeling the City Passenger Transport Movements Considering the Stops Load

48.Rogova R.N., Martynova E.V. Comparison of the Taxi Car Variants for the Taxi Enterprise

49.Safronov K.E. Economic Problems of the State Programme “Accessible Environment” for the Years 2011-2015 Implementation in the Regions

50.Slepoukhina I.A. Control Complex of the Bus Enterprise: Transition from Watching to Management

51.Drozdov N.P., Druzhinina N.G., Trofimov O.G. Logistic Model of the City Electric Transport basing on the Information and Communication System

52.Slepoukhina I.A. Complex of Software for Scheduling the Routed Public Transportation

VII. Transportation System of the Town “N”

53.Glik F.G. Passenger Transport in the Complex Transportation Plan of Belgorod

54.Krylov P.M. Development of the Transport Infrastructure of the Resort Town of Kislovodsk

VIII. Tribune of the Youth

55.Lutskovitch A.S. Analysis of the Transport Infrastructure of the Towns and Medium-sized Cities in Belarus

56.Volskaya O. Concerns of the Inhabitants Towards the Emerging Paid Raods

57.Skoupnevskaya E.A., Joukova A.S. Analysis of the Taxi Use by the Yekaterinburg Inhabitants

IX. Memorable Dates of the Year 2011

Х. Our Authors

XI. Information Materials

 

13

 

 

20

 

 

 

 

 

26

 

 

34

 

38

 

 

45

 

 

53

 

 

59

 

64

 

 

 

70

 

 

 

75

 

79

 

 

85

 

 

90

 

 

 

98

 

 

105

 

109

 

 

111

 

116

 

120

 

 

 

 

 

123

 

131

 

 

142

 

 

147

 

 

152

 

 

159

 

161

 

 

 

 

166

 

 

169

 

 

175

 

 

178

 

184

 

 

 

188

 

194

 

196

 

 

 

 

 

 

202

 

 

212

 

 

217

 

 

227

 

 

231

 

 

235

 

 

236

 

 

 

241

 

 

245

 

250

 

 

254

 

 

259

 

 

267

 

271

 

 

 

 

274

 

278

 

 

 

285

 

 

 

290

 

298

 

 

305

 

 

 

306

 

312

 

316

 

318

323

 

Постоянно действующий Оргкомитет международных научно-практических конференций «Социально-экономические проблемы развития и функционирования транспортных систем городов и зон их влияния» выражает признательность:

Агасьянцу Андронику Андрониковичу профессору, к.т.н.,

Михайлову Александру Юрьевичу профессору, д.т.н.

Моделю Исаку профессору, д.полит.н.,

Капскому Денису Васильевичу, доценту, к.т.н.

Левашову АлексеюГеоргиевичу доценту, к.т.н.

-за помощь в организации рецензирования работ,

Прядеину Алексею Анатольевичу к.э.н.

-за переводы  на английский язык,

ученикам С.А. Ваксмана

-за помощь в подготовке сборника

 к печати

Сокращения, принятые в сборнике

 

P+R     park and ride

АТП    – автотранспортное предприятие

БД       – безопасность движения

ГОТ    – городской общественный транспорт

ГП      – генеральный план города

ГПТ    – городской пассажирский транспорт

ГПТОП – городской пассажирский транспорт общего пользования

ГЭТ   – городской электрический транспорт

ДД –     дорожное движение

ДТ –     дорожный транспорт

ДТП  – дорожно-транспортное происшествие

ДУС  – дорожно-уличная сеть

КСОД – комплексная схема организации движения

КТС  – комплексная транспортная схема

МК   – места концентрации

ОП –    остановочный пункт

ОТ    – общественный транспорт

ПЕ    – подвижная единица

ПОТ – пассажирский общественный транспорт

ППП – пакет прикладных программ

ПС    – подвижной состав

РТР   – расчетный транспортный район

СГД    скоростные городские дороги

СТП  – схема территориального планирования

РТР   – расчетный транспортный район

ТС     – транспортное средство

ТСГ   – транспортные системы городов

УДС  – улично-дорожная сеть

 

 

 

 

 

 

 


ПРЕДИСЛОВИЕ


К выходу в свет сборника материалов ХХ

Екатеринбургской конференции

Ю. М. Коссой

 

            Весьма непросто выступать с предисловием к сборнику материалов научной конференции, который - в отличие от других, является юбилейным. Необходимость хотя бы пробежаться по предыдущим выпускам, то есть заранее согласиться с обзорной скороговоркой – с одной стороны - и целесообразность и возможность именно здесь выйти за рамки привычного стандарта и попытаться сделать некоторые обобщения – с другой. Не удастся избежать в юбилейном разговоре и некоторых внешних характеристик, в том числе и цифровых данных. Вместе с тем сохраняются определенные ограничения, присущие самому «жанру» предисловия.

            Так получилось, что председатель оргкомитета конференции и научный редактор сборника счел возможным передать мне свое законное право открыть юбилейный сборник вступительной статьей-предисловием. Используя это право, не могу не сказать, прежде всего, о решающей роли С. А. Ваксмана, все эти годы возглавлявшего  и возглавляющего процесс создания и успешного функционирования конференции, выпуска сборников в невероятно сложных условиях, не прекращая при этом собственного достаточно заметного и продуктивного творчества.

            У нашей конференции есть своя история. Начало этой истории может определяться по-разному. 2011 год мы отмечаем проведением двадцатой Свердловской (позднее Екатеринбургской) конференции и выпуском двадцатого сборника ее материалов. Одновременно можно говорить и о двадцатипятилетии со дня проведения первой такой конференции, состоявшейся в 1986 г. Нельзя не вспомнить и о том, что у конференции был предшественник – еще в 1973 и 1974 годах состоялись в Свердловске первая и вторая научно-практические конференции. Сборник материалов первой вышел под названием «Городской транспорт и организация дорожного движения», второй – «Современное состояние и пути развития транспортных систем городов». Вполне логичным оказался бы и отсчет именно от этих дат, ведь и темы выступлений и имена многих авторов убедительно доказывают преемственную связь конференций 1973-74 и 1986-2011 годов. Можно было бы «копнуть» и поглубже. Известно (см. предисловие к материалам сборника 1994 года), что встречи транспортников-градостроителей в Уральском политехническом институте, которые по мере расширения их тематики и привели к идее организации нашей конференции, начали проводиться еще в 60-х гг. прошлого столетия.

Первая – после перерыва 1975-1985 гг. – наша конференция 1986г. имела статус областной экономической, к общему названию добавилось «городов Среднего Урала», однако вторая – в 1988 г. этой добавки уже не имела. Начиная с 1990г., она именовалась Свердловской, а с 1992 в связи с переименованием города – Екатеринбургской. Наконец, наша двадцатая конференция одновременно именуется семнадцатой международной – первая в таком высоком ранге состоялась в уже упоминавшемся 1992 г. Международный статус конференции с самого начала подтвержден участием сначала стран так называемого ближнего зарубежья (Украины, Белоруссии, Казахстана, несколько позднее – Литвы, Латвии, Эстонии, Армении), а затем также и Австрии, Германии, Израиля, Канады, США. С 1986 г. и конференция, и сборник ее материалов носят общее название – «Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов», а потом к нему были добавлены слова «… и зон их влияния». Может быть, это само по себе не так уж и важно. Но у истории – свои законы и свои требования к точности, строгости в изложении фактов и определении дат.

            За прошедшие десятилетия многое изменилось. Даже внешний вид, полиграфическое оформление сборников убедительно говорит об этих изменениях. Вот передо мной материалы конференции 1974 года, изданные Свердловским Областным домом техники. Две небольших сто страничных книжечки. Листки простой типографской бумаги соединены металлическими проволочными скрепками. Текст отпечатан на ротапринте. Издателям сборника приходилось довольствоваться ротапринтом еще в начале девяностых годов. Однако с 1996 года начинает заметно меняться полиграфическое оформление, улучшается качество бумаги, появляется тонированная обложка, компьютерный набор, офсетная печать. И уже с 1998 года проведение конференций и выпуск сборника становится ежегодным. В 2002 году подготовка сборника переводится, можно сказать, на профессиональные рельсы, сборник дополняется выходными данными, кодами УДК, ISBN и др. По известным причинам сама конференция постепенно приобретает, виртуальный характер, зато подробная версия ее материалов, начиная с 2002 года, публикуется на сайте председателя Оргкомитета.

Совершенствовалась не только внешняя сторона издания. Конкретизировалась и, вместе с тем, усложнялась структура научного издания. В самом первом (1973г.) сборнике она просто отсутствовала - статьи (да нет, не статьи и даже не доклады, тезисы докладов) были разделены на две части соответственно секциями, работавшим в составе конференции. Позднее, во всяком случае, в сборнике III-ей Свердловской конференции (1990г.) деление материалов по разделам вообще отсутствует. Более или менее устойчивая рубрикация внедряется лишь с 1996г. в сборнике VI-ой Екатеринбургской. Значительная часть тематических рубрик становится постоянной, некоторые появляются периодически. Видимо, нет необходимости перечислять их названия, скажу лишь, что они охватывают практически весь перечень актуальных проблем не только развития, но и функционирования городских транспортных систем и, в ряде случаев, собственно городского транспорта. Отмечу лишь появления таких специфических рубрик, как «In memoriam» (рассказы-воспоминания об ушедших из жизни коллегах), "Персоналии" (о наиболее заметных действующих и поныне специалистах в области городских транспортных систем и городского транспорта), "Библиография", "Трибуна молодых" и некоторые другие. Именно эти рубрики приближают сборник трудов конференции по своему формату (как сейчас принято говорить) к уровню, если не журнала, то, по крайней мере, альманаха. А это не случайно. Вопрос о необходимости выпуска журнала "Транспортные системы городов" (и не раз в год, а существенно чаще) поднимался в материалах конференции неоднократно еще в 90-х годах. Увы, и в сборнике, вышедшем в 2010г., этот же вопрос, только с еще большей остротой и обоснованностью, все еще только "поднимается".

            Структурные изменения определялись не только этими тенденциями. Расширялись функции сборника. Используя известное выражение В.И. Ленина, правда, относившееся в свое время к газете, можно сказать, что сборник научных трудов конференции становился "и коллективным организатором". В каждом выпуске помещаются списки участников конференции, а начиная с 2001г. списки авторов публикуемых материалов, их адреса и номера телефонов. Оргкомитет публикует для обсуждения предложения к формированию программ исследований, проект положения о международной медали им. А.А.Полякова, наконец, информационные письма о проведении очередных конференций.

Если, хотя бы бегло, просмотреть оглавления всех вышедших за эти годы сборников, можно отметить две взаимодополняющих тенденции: с одной стороны, чётко выделяются основные, генеральные темы, повторяющиеся в разных аспектах почти в каждом выпуске и составляющие как бы каркас самой системы конференций, с другой - возрастающее разнообразие тематики, сочетание фундаментальных вопросов с научно-производственной конкретикой.  И хотя не все равноценно,  что вполне естественно, в целом это говорит в пользу организаторов конференции. Оправдала себя и практика публикации вступительных статей научного редактора С.А. Ваксмана. Так, статья, открывающая главный раздел сборника материалов конференции 2008г. ("Транспортно-градостроительные проблемы городов и зон их влияния") - статья не просто постановочная, она в известной мере может и сейчас считаться проблемной. Автор, опираясь на результаты проведенного опроса ученых и специалистов, точно формирует основные проблемы проектирования, а стало быть, и развития транспортных систем городов: состояние нормативно-методической базы, недостаточность информационной основы, отсутствие терминологического и классификационного единства, неудовлетворительное состояние подготовки специалистов. Такая постановка вопроса развивается и углубляется в сборнике материалов конференции 2010г. Открывая его, С. А. Ваксман, А. А.  Агасьянц и А. Ю. Михайлов, выдвигают тезис уже о системном кризисе развития и функционирования ТСГ, выделяя кризис профессионализма, законодательной базы, финансирования, экономической разрозненности, общественного и индивидуального транспорта, терминологический. Это не может не тревожить. Упоминание о кризисе требует уже не научной дискуссии, а решительных действий. Несмотря на это, нельзя не отметить и стремление осмыслить процессы и с философских позиций – здесь это, прежде всего, весьма глубокие, несмотря на кратность, размышления Г. А. Гольца, интересны статьи М. Л. Петровича, И. Моделя (Израиль), некоторых других авторов. Событием стали выступления А. С. Михайлова (Казахстан); уже в краткой информации о выходе в свет его книги "Управление рынком перемещения городского населения" (2004) прозвучала высокая оценка работ этого автора.

            Обращают на себя внимание и статьи в последних выпусках материалов конференции, настойчиво ставящих большой важности вопросы терминологии и классификации понятий, подготовки и переподготовки кадров в свете так называемой реформы высшей школы и более четкого определения соотношений понятий "архитектура и транспорт", "градостроительство и городское строительство", "градостроительство и транспорт".

Много можно сказать и об авторском активе - действительных, если можно так выразиться, участниках конференции. Ведь их число приближается уже к пятистам, причем речь идет лишь об опубликованных материалах. Требовательные рецензенты и редакторы выпускают «в свет» далеко не все то, что попадает в редакционный портфель. По именам, скромно, без титулов, званий и степеней перечисленным в оглавлениях, можно проследить историю отрасли за последние четыре десятилетия, увидеть одновременно и связь времен и неизбежную смену поколений. В первых сборниках – признанные лидеры транспортно-градостроительной науки А.А. Поляков, М.С. Фишельсон, В.В. Шештокас, рядом с ними – ведущие специалисты, «авангард второго призыва» Г.А. Гольц, Ю.А. Ставничий, Ю.С. Кирзнер, Ф.Г. Глик, В.Л.  Швец, и, конечно же, С.А. Ваксман. Многих уже нет в строю, но они присутствуют на страницах последних сборников. Не только в воспоминаниях коллег, но и в многочисленных ссылках,  в прямых продолжениях их исследований, в перепечатках их статей, и даже в посвящениях. Сборник 2010 года прямо посвящен памяти А.А. Полякова и М.С. Фишельсона, а сборник 2011г. – памяти В.В. Шештокаса. Это – хорошо! Отрадно видеть на страницах сборника последовательные публикации школы А. А. Полякова, его ученика С.А. Ваксмана, учеников самого Ваксмана и учеников его учеников. Образно выражаясь, в сборниках публикуются «гнезда» - профессора, доценты, преподаватели и аспиранты Белорусского Национального Технического Университета, Иркутского ГТУ, Киевского НУСА, Нижегородского ГАСУ, других ВУЗов России и зарубежных стран. Находит себе место и «семейственность» (в самом хорошем смысле этого слова). Имена членов «династий» часто встречаются в списках авторов: Г.А. и Г.Г. Гольц, Э.А. и К.Э. Сафроновы, три (!) поколения Черепановых.

            Наверное, неправильным было бы, говоря о конференции и изданиях её трудов, умолчать об очевидных, имеющих место недочетах. Но я именно так и хочу поступить. Во-первых, эти недочеты уже упоминались в обзорах-рецензиях, которые в свое время публиковала газета пассажирского транспорта «ОМНИБУС» (Санкт-Петербург) и журнал «Вестник городского электротранспорта» (Москва). Во-вторых, они (недочеты) легко устранимы. В-третьих… Помните: лучший способ отметить юбилей – сосредоточить внимание на нерешенных задачах.

Возвращаясь к материалам, представленным в упоминавшихся сборниках материалов конференции,  можно с уверенностью говорить, что научное сообщество транспортников-градостроителей в лице своих ведущих представителей (еще раз назову С.А. Ваксмана, А.А. Агасьянца, А.Ю. Михайлова, Э.А. Сафронова, Е.А. Рейцена - можно было бы и продолжить этот список) не только сумело поставить точный "диагноз" состояния науки и практики ТСГ, но и, с разной, правда, степенью обоснованности, предложить варианты "излечения". Но рано или поздно возникают вопросы: ну и что? что дальше? кто будет "лечить"? Отсутствие ответов на эти вопросы едва ли не главный недостаток нашей деятельности - имею в виду недостаточную эффективность и действенность выступлений и публикаций. И это в значительной мере отнюдь не вина, а скорее беда наша. Собственно говоря, ответа ждать не откуда, вопросы задавать некому. И причины такого положения очевидны: и правовые, и организационные, и финансовые. Необходимо не только объединение сил, о чем уже многократно говорилось, но и создание юридической основы для их функционирования и, скажем прямо, материальной базы. И даже - хотя, почему даже? - какого-то органа централизованной государственной поддержки, и не только нормативно-методической. Функции не должны висеть в воздухе, сейчас даже проектирование транспортной сети и организации движения в ряде городов именно висит между органами управления (департаменты градостроительства, транспорта, ГИБДД) и хозяйствующими субъектами. Объединение научных сил в форме очередной ассоциации - их на транспорте уже достаточно много - мало что изменит. Может быть, есть смысл поставить вопрос о создании отдела ГТС и ГТ в успешно работающей Российской академии транспорта? Может быть, стоит предложить Минтрансу или Минрегионразвития иметь в своем составе соответствующий хотя бы сектор? На наш взгляд, у этой проблемы просматривается (уже просматривается) еще один немаловажный и в чем-то противоречивый аспект. Появились и появляются - и это следует только лишь приветствовать - другие центры, также группирующие вокруг себя "актив" транспортников, в том числе и транспортников-градостроителей. Это - и как сейчас принято говорить - средства массовой информации, и учебные заведения, и научно-производственные предприятия. Беда в том, что они, порою выступают как бы с нулевого уровня, как бы не зная (а может быть и действительно не зная) о существовании других таких центров (это не относится к "Омнибусу"!). Организационные решения, о которых речь шла выше, могли бы изменить ситуацию. Как частный шаг на этом пути, может быть, стоит подумать о появлении во всех таких изданиях, включая и сборники нашей конференции, информационного раздела (что-то вроде дайджеста или обзорной рубрики "У наших коллег").

            И, пожалуй, последнее.  Критиковать, конечно, можно. Но - возвращаюсь к тому, с чего начал. По любому счету - не одно десятилетие работы, по самому скромному счету - двадцать конференций и двадцать сборников их трудов, более девятисот (!) опубликованных статей и почти полтысячи авторов. Отдавая должное бескорыстному труду уважаемых членов оргкомитета и рецензентов, студентам УрГЭУ, работавшим в секретариате, другим помощникам - скажем все-таки прямо: основная тяжесть этого титанического труда, огромные затраты времени, нервной энергии, а порою и материальные, легли на плечи С.А. Ваксмана.

            Спасибо за ваше подвижничество, Семен Аронович!

 

 

 

 

Говорят Лауреаты  Международной медали

им. А.А.Полякова  «За выдающиеся достижения

в развитии транспортных систем  городов»

(из сборников разных лет в порядке присуждения)

 

Гольц Г.А.

…Пару слов о регулярной традиционной транспортно-экономической конференции по городскому транспорту в Екатеринбурге под руководством С.А. Ваксмана.

1. Основная заслуга этой конференции в том, что она продолжила исследование городских транспортных проблем в период, когда из этой науки ушли многие кадры.

2.Она объединила усилия, вдохнула жизнь и надежду в целесообразное существование для многих ученых, инженеров, проектировщиков.

3.Регулярно публикуемые биографии…дают возможность молодежи войти в курс транспортно-градостроительных проблем, помогают освоить творческий опыт предшественников.

4.Чтобы я пожелал конференции? Больше уделять внимание спорным и альтернативным подходам, может быть открыть специальную рубрику, дискуссии. Для привлечения продвинутой молодежи необходимо продолжение исследований с использованием фундаментальных результатов в пионерных областях большой науки, как на теоретическом, так и прикладном уровне, вспоминая замечательные слова: "Ничего нет практичнее, чем хорошая теория"                                                 

Глик Ф.Г.

Обмен накопленными знаниями, опытом активно влияет на принятие тех или иных конкретных решений. И несомненно, что проводимые уже 25 лет екатеринбургские конференции по вопросам развития и функционирования транспортных систем значимы по существу. Благодаря материалам указанных конференций, очным и заочным знакомствам со специалистами и новыми идеями, дискуссиям возникает возможность видеть направления, положительные и отрицательные стороны развития транспортных систем в разных странах и отдельных территориальных образованиях.

Несмотря ни на что, екатеринбургские конференции проводились и проводятся с похвальным постоянством. В период перестройки материалы конференций являлись чуть ли не единственным источником информации о транспортных системах городов и зон их влияния. Следует особенно отметить, что получаемая информация используется нами в практической работе как при анализе транспортных систем, так и при проведении перспективных транспортных расчетов.

От имени транспортников-градостроителей Беларусии выражаю глубокое уважение и искреннюю благодарность всем лицам, причастным к организации конференций и публикации материалов, и, в первую очередь, замечательному человеку и специалисту С.А.Ваксману, за очень нелегкий труд, любовь и преданность нашему общему делу.

Коссой Ю.М.

В далёком 1974 году я искренне радовался, получив из Свердловска тоненькую тетрадочку, в которой на обложке было напечатано «Тезисы докладов второй Свердловской научно-практической конференции», а на двух последних её страницах  - моя небольшая статья. Тогда я и представить себе не мог, что в 2009 году (!) буду держать в руках солидный сборник материалов XVIII Екатеринбургской (уже в ранге XV Международной) конференции, в которой среди других будет и моя статья, двадцать вторая в этом уважаемом и любимом мною издании. Уверен, такие мысли разделяют многие мои коллеги, для которых Свердловские сборники и встречи, хотя и с некоторых пор ставшие виртуальными, являются желанными и необходимыми.

            Целый ряд отраслевых периодических изданий продолжает,  выходить в свет.  Свои журналы имеют железнодорожники, водники, автомобилисты, издаются газеты общего транспортного направления. Отраслевики объединены и организационно:  есть Академии, Ассоциации, Союзы работодателей… Специалистов, занимающихся городскими и региональными транспортными системами, объединяет только наш ежегодник, ставший по существу, давно уже журналом, по уровню и содержанию, по крайней мере.

            А ведь делает его, честно говоря, даже не оргкомитет, обозначенный в выходных данных, а один — единственный С.А. Ваксман, причём, не только безвозмездно, а иногда и просто за свой счёт. Низкий поклон ему от читателей и почитателей!

            Задуматься об этом давно пора. И не только читателям, а и некоторым власть (и средства) имущим структурам

 

Христюк Н.М.

С первого (1986г.) и до последнего по времени выпуска материалов Екатеринбургских научно-практических конференций я с большим интересом просматривал и как автор принимал в них непосредственное участие. Об этом уникальном в познавательном и профессиональном плане издании у меня сложилось и остаётся самое благоприятное мнение.

Благодаря ежегодному выпуску сборников транспортники-градостроители республик бывшего Союза имеют возможность высказаться по различным профессиональным вопросам, знакомиться и получать информацию, где и кто занимается  проблемами развития пригородно-городских транспортных систем, какие нормативно-методические документы в этом направлении подготовлены, появились и действуют.

Честь и хвала коллективам и отдельным специалистам городов Екатеринбурга, Москва, Санкт-Петербурга, Минска, Киева и др., и, прежде всего, организатору конференций и научному редактору их материалов С.А.Ваксману, благодаря инициативе и настойчивости которого это консолидирующее издание сохранилось и существует до настоящего времени.

Агасьянц А.А.

Каждый раз, при просмотре материалов екатеринбургских конференций, непроизвольно возникает желание выразить искреннюю благодарность организаторам этого непростого в наши дни мероприятия и всем участникам, приславшим свои статьи. В условиях ограниченной информации о городах России и редких профессиональных контактах со специалистами иметь возможность получать ежегодно сведения о решениях разнообразных транспортных проблем, о нужных разработках отечественных и даже зарубежных ученых необычайно ценно.

Диапазон сообщений настолько широк, а уровень рассмотрения вопросов, в большинстве своем, настолько профессионален, что при необходимости всегда удается найти ответ на многие вопросы по проблемам развития городского транспорта. В то же время появляются и грустные реакции: почему при таком количестве квалифицированных специалистов в стране, невозможно назвать ни одного крупного города с благополучно развитой и организованной транспортной системой?

В этот юбилейный год хочется поблагодарить всех преданных участников с XX Юбилейной конференцией, которую возродил в 1992 году именно как международную Семён Аронович Ваксман! Благодаря его неистощимой энергии, энтузиазму, преданности специальности удалось подключить к работе многих здравствующих ветеранов, крупнейших авторитетов в области городских транспортных систем, дерзающих соискателей и просто неравнодушных к судьбе отечественных городов и регионов. За это им всем громадное спасибо! Именно совместными усилиями удалось ликвидировать образовавшуюся брешь в информационном поле по нескончаемым и все обостряющимся транспортным проблемам городов.

Кирзнер Ю.С.

Если бы не было екатеринбургских международных конференций -

не получил бы я весточки от давнишнего коллеги и не узнал, что он по-прежнему полон сил и пашет на «нашей» вот ниве, пребывая порой совсем радом, по ту же сторону Невы, что и я, а то и в другой теперь стране;

не узнал бы, что уже есть молодые, смело перешагивающие через прошлые построения или озарения, изобретая свое;

не узнал бы, что  географы наши славные находят любопытные коммуникационные свойства и потаенные правила и иначе всё поворачивают;

не узнал бы, что есть  экономисты, которые восстанавливают дело экономики городского транспорта и ставят его на ноги;

не узнал бы милых подробностей из жизни наших Учителей и не услышал исповедей маститых коллег;

и скорее всего, думал бы, что нас - специалистов транспортных систем городов -  нет, мы кончились, никто нас не знает и не продолжает.

А на самом деле мы Есть …

Вот такая это емкая штука – сборники международных екатеринбургских конференций по транспортным системам городов!

                                                                      

Свердлин Л.И.

Трудно себе представить деятельность современного транспортника-градостроителя без обращения к ставшим уже привычными и необходимыми материалам ежегодных сборников екатеринбургских конференций. Их многолетние издания позволяют знакомиться с передовыми подходами к решению транспортных задач территориального планирования и применять их на практике, дать объективную оценку собственной профпригодности и, соответственно, поднимают общий коллегиальный уровень знаний, побуждают делиться своими наработками и участвовать в интереснейших дискуссиях по важнейшим проблемам развития транспортного комплекса и его инфраструктуры. Наконец, публикации сборника неоценимы для будущей смены специалистов, сразу окунающихся не только в необъятность наших исканий, но и, что не менее важно, в атмосферу нашей преданности избранной профессии

.

Рейцен Е.А.

Следует сказать, что именно екатеринбургские Международные конференции являются тем консолидирующим началом, объединяющим всех ведущих транспортников-градостроителей. На них в своё время отметились наши корифеи А.А. Поляков, М.С. Фишельсон, Д.С. Самойлов, Г.А. Гольц и др. Уже их ученики заняли ведущие позиции в транспортной науке и ученики их учеников. Среди первых Семён Аронович Ваксман, который гордится, что является учеником А.А. Полякова. Именно благодаря организаторским способностям С.А. Ваксмана, он сумел сплотить вокруг себя единомышленников-транспортников, преодолевая все трудности, сумел учредить Международную медаль имени А.А. Полякова и продолжает вести плодотворную работу в области транспортной градостроительной науки.

Вот уже и 20-я юбилейная екатеринбургская конференция не за горами и верим, что многие проблемы, которые встали в наших городах во весь рост, под силу решить её. Труды их, этот настоящий фолиант, уже усиленно изучают магистры, аспиранты и студенты, а будущее принадлежит молодым!

 

Михайлов А.Ю.

Так получилось, что родная для меня специальность «Городское строительство» была упразднена, а потом восстановлена, но уже в таком виде, что существует реальная угроза потери той научной транспортной школы, которую создавали А.А. Поляков, М.С. Фишельсон, Д.С. Самойлов и их соратники. Обязательным условием сохранения транспортников-градостроителей «…как биологического вида…» является клуб профессионального общения.

Наши зарубежные коллеги куда благополучнее нас, поскольку имеют многочисленные специальные периодические издания и профессиональные сайты. На Руси эту роль выполняет единственное издание – сборники екатеринбургской конференции. Именно по этим сборникам мир может убедиться, что мы еще есть…

Поэтому всегда с жадным нетерпением жду выхода очередного сборника, а получив его, забрасываю абсолютно все и безостановочно читаю… И всякий раз испытываю уважение и искреннюю благодарность к бессменному председателю оргкомитета и научному редактору. Низкий поклон ему за многолетний труд!

            Пожелание только одно. Очень хочется, чтобы на страницах сборника появлялось как можно больше новых молодых имен.

Хронологический список Лауреатов международной медали

им. А.А.Полякова

«За выдающиеся достижения в развитии

транспортных систем городов»

Гольц Григорий Абрамович (Москва, Россия)

Ваксман Семен Аронович  (Екатеринбург, Россия)

Глик Феликс Гиршевич (Минск, Республика Беларусь)

Коссой Юрий Маркович (Нижний Новгород, Россия)

Христюк Николай Михайлович (Киев, Украина)

Агасьянц Андроник Андроникович (Москва, Россия)

Самойлов Дмитрий Сергеевич (Москва, Россия)

Кирзнер Юрий Самсонович (Санкт-Петербург, Россия)

Свердлин Лев Иосифович (Санкт-Петербург, Россия)

Рейцен Евгений Александрович (Киев, Украина)

Михайлов Александр Юрьевич (Иркутск, Россия)