Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния
 

Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг@Mail.ru
 

Ю.Н. Глазунов, А.Ю. Глазунов

Баркова Елена Александровна (1917-1998)

Баркова Елена Александровна родилась в Москве 30 октября 1917 года., умерла 4 февраля 1998г. Окончила Московский Институт Инженеров Коммунального Хозяйства (Строительства) в 1939г. Кандидат технических наук. Старший научный сотрудник. Член Союза Архитекторов СССР с 1963г. Действительный член Географического Общества СССР. Ветеран труда. Участник Великой Отечественной войны.

Повышенный интерес к архитектурно-планировочным и транспортным проблемам начал проявляться у Е.А. Барковой еше в студенческие годы.

Дипломный проект Е.А Барковой (МИИКХ, 1939) был посвящен реконст-ции площади Красных Ворот в Москве. Отказавшись от обычных для того времени полных кольцевых развязок движения, Е.А. Баркова разработала развязку в разных уровнях, что было оценено высшим баллом как всесторонне обоснованное решение, представляющее теоретический и практический интерес.После окончания института работала в системе Дорожно-Мостового управления Моссовета прорабом на строительстве набережных Москвы-реки, предложив и применив оригинальную технологию. Затем работала научным сорудником и заведующей лабораторией в тресте Гордорстрой.

В начале мая 1941г. Е.А.Баркову мобилизуют по приказу Наркомата Обороны иа срочное проектирование и строительство взлетно-посадочных полос аэродромов Минского укрепленного района; там она проработала вплоть до массированных бомбежек и подхода танков Гудериана.

По возвращении в Москву Е.А. Баркова работает в тресте Комдортрансст-рой инженером-диспетчером, а затем старшим инженером по проектам, курируя выполнение спецзаказов Наркомата Обороны. Например, временно назначается начальником срочного строительства железнодорожной ветки к Кировскому заводу, к танкосборочлому цеху. Дав необычное техническое решение, успешно выполняет поставленную задачу.

С апреля 1943г. Баркова работает архитектором в секторе планировки населенных мест Академии Коммунального Хозяйства им. К.Д. Памфилова. На основе проведенных ею исследований готовит и в июне 1948 года успешно защищает кандидатскую диссертацию "Размещение и планировка поселков вблизи общегосударственных автодорог". В диссертации предложены, а впоследствии частично реализованы, комплексные методы снижения отрицательных воздействий транспортных потоков на жилые территории: шума, .газов, пыли, вибрации, а также способы повышения безопасности движения путем ограничения числа примыкании местных дорог п улиц к магистралям, устройства проезжих частей в выемках, сооружения развязок в разных уровнях, а также, что особо важно, насаждение и усиление защитных зеленых полос различной плотности и высоты, включая густой колючий кустарник, для воспрепятствования выхода на проезжую часть, прежде всего детей. При этом Е.А. Барковой выведена формула и составлены графики зависимости уровня шума от интенсивности потока. На этой основе определены необходимые санитарные разрывы между магистралями и жилой застройкой (включены в "Правила и нормы планировки и застройки городов" - СН 41-58. М, 1959, "Строительные правила и нормы планировки и застройки городов и сельских населенных пунктов", М. 1975, 1981, 1985; сюда же включены и другие нормативы, разработанные Е.А. Барковой впоследствии).

С 1948 по 1960 год Е.А. Баркова работает старшим научным сотрудником отдела городского транспорта той же АКХ. Занимаясь проблемами развития транспортных сообщений в городах и пригородных зонах, Е.А. Баркова дала оптимальные решения многих вопросов. Ею теоретически и экспериментально установлены зависимости пропускной способности улиц и дорог от скорости движения машин различных классов. В частности, Е.А.Барковой предложена принципиально новая формула определения допустимых дистанций между движущимися машинами различной массы для обеспечения безопасности. Раньше исходили из мгновенной остановки впереди идущей машины. Но зто бывает только при авариях. При обычном регулярном движении впереди идушая машина при остановке потока, тормозя проходит какой-то путь, на который и можно, по определению Е.А. Барковой, увеличить допустимую дистанцию для следом идущей машины. Натурные наблюдения подтвердили теорию Е.А. Барковой. Более того, Е.А. Барковой разработаны графики определения пропускной способности полос движения с различными скоростями машин различного класса на перспективу с учетом совершенствования тормозных систем автомобилей и автоматизации управления транспортными процессами.

В 1960 году Е.А.Баркова переходит в ЦНИИПГрадостроительства, где работает старшим научным сотрудником и руководителем группы, научным руководителем и ответственным исполнителем многих НИР в отделе городского и внешнего транспорта и в отделе районной планировки, продолжая решать проблемы планировки и перестройки старых городов, расселения, транспортно-планировочной структуры городов, городских агломераций и групповых систем населенных мест, участвовала в разработке генеральной схемы расселения на территории Советского Союза, в совершенствовании и внедрении компьютерной системы сбора. обработки и предварительного анализа исходной информации для оптимизации разрабатываемых транспортно-градостронтельных решений. Исследуя проблемы повышения скоростей сообщения общественного пассжирского транспорта на маршрутах Москвы, Ленинграда, Харькова, Киева,, Ростова-на-Дону, Свердловска и других городов, Е.А. Барковой удалось разработатъ интересные предложения для повышения скоростей движения, в частности путем регулирована расположения остановочных пунктов и введения скоростных маршрутов, что практикуется и сейчас после олубликования Е.А. Барковой соответствующих работ и нструкций, и участия в проведении конференций, симпозиумов, семинаров, в том числе и международных, естественно, с освещением Е.А.Барковой результатов ее работ и по другим вопросам.

Много работ Е.А. Барковой посвящено разработке и практическому применению системных методов обследований пассажиропотоков, в основном комплексных анкетных, в том числе по почтовым отделениям (вначале с помощью дуаль-карт). Предложенный Е.А. Барковой минимальный комплект вопросов по транспортной подвижности населения использовался при Всесоюзной переписи населения 1970 года.

Для оценки качества и эффективности транспортно-градостроительных решений Е.А. Барковой разработана система основных социально- экономических критериев: полные затраты времени на передвижения "от двериI до двери", число и удобство пересадок, доступность мест тяготения населения по затратам времени, скорость сообщения, комфортность поездок, экологическая защищенность от вредных воздействий транспортных потоков. При этом Е.А. Барковой изучены возможности удовлетворения требованиям по этим критериям с учетом затрат времени-сил-средств на выполнение всех необходимых мероприятий.

При оценке степени развития и возможностей транспортных систем, помимо применяющегося критерия "плотность" улично-дорожной сети Е.А.Баркова ввела новый более емкий критерий - "мощность" сети, учитывающий не только протяженность дорог на единицу площади, но и их пропускную способность.. В комплекс вопросов при обследованиях Е.А. Еаркова включила и такие .как: кто передвигается? с какой целью? откуда-куда? каким способом и почему? насколько быстро? насколько удобно? в какое время года? в какую погоду? В какой день недели? в какое время суток?

Для выбора путей передвижения в сложных системах пассажирских сообщений в городах, агломерациях, районах и в целом по стране Е.А.Барковой разработан интегральный график-номограмма скоростей сообщения и затрат времени на поездки в .зависимости от радиусов расселения (дальности поездок), расстояния между остановками и от вида транспорта.

На основе исследований Е.А. Барковой построен график "воронка" скорости сообщения на легковых автомобилях от центра Москвы до радиуса 50 км летом, в сухую погоду, в различные часы суток.

Исследования Е.А. Барковой по теме: "Транспортные проблемы групповых систем населенных мест" по плану научно-технического сотрудничества СССР с ЧССР в 1973 -1975 гг. позволили ей впервые установить для трудовых поездок количественные зависимости использования общественного пассажирского транспорта по видам (в %) и средние затраты времени на поездки "от двери до двери" для городов с численностью населения от 100 тыс. человек до двух миллионов.

Путем анализа картографических и статистических материалов для городов-центров групповых систем населенных мест получены объемы перевозок пассажиров железными и автомобильными дорогами, радиально расходящимися от городов-центров в зависимости от величины этих городов с населением от 50 тыс. чел. до 2-х миллионов; Е.А. Баркова выявила, в частности, тенденцию формирования транспортных коридоров, не только помогающих решать транспортные проблемы, но и наилучшим образом сохраняющих окружающую природу.

Е.А. Барковой удалось добиться изменения политики в отношении строительства городов-"спутников" (фактически городов-"спален") и постепенного перехода к городам-"дублерам" существенно больших размеров с широким диапазоном занятости населения и многократным сокращениям загрузки транспортных линий к центру.

Результаты исследований и их практическое применение изложены более чем в 80-ти научных трудах Е.А. Барковой, в том числе в таких фундаментальных как "Основы советского градостроительства" (соавтор), "Транспортные проблемы групповых систем населенных мест" (1979), "Качественное развитие систем городского транспорта" (Метрострой, №2, 87) и др.

Все исследования и разработки Е.А. Барковой отличает системно-диалектический подход при решениях сложных однозначно не детерминируемых транспортно-градостроительных проблем. Е.А. Баркова всегда начинала работу с разработки тщательно, всесторонне продуманного метода исследований. Елена Александровна говорила: "Хороший метод- уже 50 процентов успеха!".

Основные публикации Е.А.Барковой по транспортным системам городов

1.Баркова Е.А. Основы расчета элементов уличной сети. - М.: МКХ РСФСР, 1950, (сб. науч. тр., вып. 11).

2.Баркова Е.А. Графический метод расчета времени рейса городского маршрутного транспорта. / Сб. докл. на Моск. научи.-техн. конф. по вопр. орган, движ. гор. электротрансп.. 5-8/1 1954г. - М.: МКХ РСФСР. 1955. с. 54-74.

3. Баркова Е.А. Требования к методике обследования пассажиропотоков городского транспорта. - М: МКХ РСФСР. 1954.

4.Баркова Е.А. Пассажиропотоки и их изучение // Основы организации движения городского транспорта. - М.. 1956.

5.Баркова Е.А.. Блатнов М.Д.. Кудрявцев О.К.. Самойлов Д.С. Основы организации движения городского пассажирского транспорта. Методическое руководство. -М.: МКХ РСФСР, 1956.

6. Баркова Е.А. Городской транспорт Копенгагена. // К методике построения городских транспортных сетей.. - М.: ОНТИ АКХ, 1959. с. 25-44.

7.Баркова Е.А. К вопросу оценки сложности маршрутов городского транспорта. //Организация оценки движения городского пассажирского транспорта / Тез. докл. к сообщениям на IV научн.-техн. конф. г. Калинин, 16-18 апреля 1959г. - М.: МКХ РСФСР, 1959, с. 45-46.

8. Баркова Е.А. Классификация маршрутов городского транспорта по сложности условий движения. - М.: АКХ РСФСР, 1959.

9. Кудрявцев О.К., Баркова Е.А. Связь степени автомобилизации и плотности расселения в городах // К методике построения городских транспортных систем. - М.: ОНТИ АКХ, 1959, с. 5-17.

10.Баркова Е.А. Исходные данные для составления генеральных планов движения в городах // Транспорт и планировка городов. Сб. 1 / Материалы совещания. - М.: МДНТП, 1962.

11.Баркова Е.А. Защита селитьбы от шума автомобильного транспорта // Проблемы советского градостроительства, №10-М.: Госстройиздат, 1963, с. 117-125.

12.Баркова Е.А. Методика получения данных о передвижениях населения // Проблемы советского градостроительства. №10 (городское движение и транспорт). - М.: Госстройиздат, 1963, с. 5-25.

13. Баркова Е.А. Скоростные маршруты общественного пассажирского транспорта в городах // Обслуживание населения городским пассажирским транспортом (материалы семинара). - М.: МДНТП, 1963.

14. Баркова Е.А. Оптимальная планировочная структура города и транспорт. / Семинар по вопр. гор. движ. и трансп., Москва, 23 июня-13 августа. - М., 1964,23-41.

15. Баркова Е.А., Кудрявцев О.К., Стрельников А.И. Вопросы городского движения и транспорта в генеральном плане Целинограда // Целиноград (опыт проектироваиия). - М.: Стройиздат, 1964, с. 107-129.

16. Баркова Е.А. Жилой район и структура магистралей. // Второй семинар по вопр. гор. движ. и трансп., Москва, 18 февраля-3 марта 1965. -М., 1965, с,-5-44.

17. Баркова Е.А. Изучение внутригородских, передвижений населения для перспективного проектирования транспорта // Обмен опытом в изучении пассажиропотоков и внедрении новой техники на городском пассажирском транспорте. - М., 1965, с. 17-27.

18. Баркова Е.А., Котляр А.Б. Опыт применения анкеты-перфокарты в транспортных обследованиях // Городское хозяйство Москвы, 1966, №11.

19.Ходатаев В.. Кудрявцев О.. Баркова Е. Городское движение и транспорт // Основы советского градостроительства, т. 1.- М.:Стройиздат. 1966. с. 307-407.

20.Баркова Е.А. Практика и методы обследований населения в городах СССР // География населения. Вып. 1. - М.,1967, с. 7-8.

21.Баркова Е.А.. Котляр А.Б. Многовариантный расчет пассажиропотоков с применением метода статистических испытаний // Автоматика, телемеханика и вычислительная техника в городском хозяйстве. № 2. - М.: ОНТИ АКХ. 1967. с. 96-104 (научи, тр. АКХ. Вып. 49).

22.Баркова Е.А. Система методов транспортных обследований в городах. /7 Организация перевозок на пассажирском городском транспорте (материалы семинара). -М.: МДНТП, 1968. с. 12-23.

23.Баркова Е.А. Социология и городское движение (системный подход к композиции методов обследований) // Четвертый семинар по вопросам городского движения (II квартал 1968г.). /Материалы к докладам. - М.: СА СССР. 1968. с. 3-34.

24.Баркова Е.А. Теория и практика обследования расселения в городах СССР /' Расселение в городах (количественные закономерности). - М.: Мысль. 1968. с. 75-129.

25.Баркова Е.А. Транспортно-социологические обследования расселения и подвижности в современных городах // Транспорт и планировка городов Вильнюса и Каунаса / Материалы межреспубл. конф., 22-24 мая 1968г. - Каунас, 1968. с. 52-53.

26.Инструкция по проведению комплексного обследования трудовых передвиженийс помощью анкеты-перфокарты (дуаль-карт) / Сост. Баркова Е.А., Карлинская М.Н.. Котляр А.Б. - М.: ОНТИ АКХ, 1969. - 67с.

27.Баркова Е.А. Прогнозирование расчетных параметров пропускной способности городских дорог // Город и пассажир. Исследование городских путей сообщения /Тез. докл. ко 11 Ленингр. науч, конф., июнь 1971г. - Ленинград, 1971, с. 46-57.

28.Баркова Е.А. Транспорт в городах и его потребность в территориях // Транспорт и пути сообщения в городах / Материалы республ. науч.-техн. конф. - Алма-Ата,197!, с. 3-6.

29.Баркова Е.А. Организация скоростных автобусных сообщений в городах / Краткие тезисы докладов и сообщений науч.-техн. конф. "Пути увеличения скоростей движения городского пассажирского автотранспорта и сокращения затрат времени населения на передвижения" (г. Харьков, 10-12 октября 1972 года). - М., 1972, с. 30-32.

30.Баркова Е.А. Скоростные возможности легкового автомобильного транспорта в отдельных городах // Современный транспорт больших городов / Экспресс-информация. Вып. 9/3 - М.: ГОСИНТИ, 1972.

31.Баркова Е.А. Новый метод оценки оценки эффективности и транспортных решений в градостроительстве // Современный транспорт городов. Экспресс-информация. Вып. 2/1. - М.: ГОСИНТИ, 1973. -4с.

32.Баркова Е.А. Оценка эффективности транспортных систем в градостроительстве //Преобразование городской среды / Тез. докл. республ. науч.-техн. конф., 10-11мая 1968г.-Минск, 1973, с. 153-155.

33.Баркова Е.А. Скоростной общественный транспорт и город // Арх. и транс., Таллин, 11-12апреля 1973г.-Таллин: СА СССР, 1973,с. 102-114.

34.Баркова Е.А. Скорость сообщения пассажирского транспорта на магистральной сети автомобильных дорог крупной агломерации // Совр. сост. и персп. Разеития транспортных систем крупного гор. / Тез. докл. ко II Свердловской науч.-техн. конф.. 17-19 сентября. 1974. Вып. 2. -Свердловск, 1974. с. 41-44.

35.Баркова Е.А.. Майер К.А. Дальность подхода к остановкам общественного транспорта в центральных районах крупных городов // Современное состояние и перспективы развития транспортных систем крупного города Тезисы докладов ко 11Свердловской науч.-техн. конф.. 17-19 сентября, вып. 1. - Свердловск. 1974, с. 49-52.

36.Инструкция по комплексному обследованию и расчету пассажиропотоков в часы вечернего максимума / Баркова Е.А., Карлинская М.Н.. Бродская Л,Д. - М.: ОНТИ АКХ. 1974.-79с.

37.Баркова Е.А. Роль транспорта в формировании и развитии систем группового расселения // Трансп. пробл. совр. градостроит. / Тез. докл. всесоюзн. семинара. - Киев: КиевНИИПградостроительства, 1975, с. 39-40.

38.Баркова Е.А. Критерии пространственного развития систем в районной планировке. // Районная планировка.-М.: ЦНИИПградостроительства, 1976, №1, с. 53-62(Сб. науч. тр.).

39.Баркова Е.А. Проблема затрат времени населения на транспортные связи при групповом развитии населенных мест // Градостроительство / К XXIII Междунар.географ, конгрессу. - М.: ЦНИИПградостроительства, 1976. с. 94-102.

40.Баркова Е.А., Лейзерович Е.Е. Структура транспортной сети как фактор пространственного формирования локальных систем расселения //' География населения.Доклады на XXIII Междунар. географич. конгресса. - М.. 1976.

41.Справочник проектировщика. Градостроительство. - М.: Стройиздат, 1978 (Баркова Е.А. гл. 7 Транспорт в системах расселения, с. 34-38).

42. Транспортные проблемы групповых систем населенных мест // Совместные исследования СССР и ЧССР. - М.: Стройиздат, 1979. - 64с. (Баркова Е.А. гл. 3, 4, 5).

43.Баркова Е.А. Вопросы координации метрополитена с транспортно-планировочной структурой города // Метрополитен и планировка крупнейшего города / Тезисы докладов респ. науч.-техн. конф. (24-26 сентября 1980г.). -Харьков, 1980, с. 58-59.

44.Баркова Е., Владимиров В. Пути повышения эффективности транспортных систем в развивающихся группах городов. // Развитие сети городских улиц и дорог. / Тез.докл. Всесеюз. научи.-техн.конф., 21-22 мая 1981г., Шауляй. Ч. I. -Шауляй, 1981, с. 19-20.

45.Баркова Е.А., Петрова Т.Г. Пассажирский транспорт в плане экономического и социального развития крупного городского района столицы // Комплексное развитие автомобильного транспорта крупных городов на примере г. Москвы / Тезисы докладов II Всесоюз. науч.-техн. конф. (г. Москва, 11 июня-13 июня 1981г.). - М.,1981,с. 108-110.

46.Справочник проектировщика. Районная планировка. - М.: Стройиздат, 1986. (Баркова Е.А., Субботин Г.В. гл. 32. Транспорт, с. 171-180).

47.Баркова Е.А. Качественное развитие системы рельсового транспорта // Метрострой, 1987, №2.