ЧЕРЕПАНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1902 – 1976)

Б.В Черепанов

Один из ведущих специалистов по проектированию транспортной системы столицы России - г. Москвы Черепанов Владимир Александрович родился в Минске 14 августа 1902 года в семье служащего. По окончании гимназии в 1918 году поехал на строительство Дорогобужской железнодорожной ветки, а затем работал в строительном отряде по восстановлению железнодорожного моста через реку Иртыш в городе Омске. В 1920 году поступил в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, по окончании которого в 1925 году начал работать младшим контролером технического отдела Московско - Белорусско - Балтийской железной дороги, и с 1932 года - заместителем начальника планового отдела этой дороги.

В 1933 году перешел на работу в Научно - исследовательский институт эксплуатации железных дорог при народном комиссариате путей сообщения в качестве начальника группы анализа, а затем - начальника сектора оперативного участка в Центральном управлении эксплуатации НКПС. Одновременно в качестве доцента читал студентам курс лекций по проектированию железных дорог сначала в МИИТе, а затем в "Транспортно - экономическом институте" на кафедре "Эксплуатация железных дорог".

В 1936 году перешел на работу в Отдел планировки Моссовета, сначала в качестве инженера в мастерской №8, затем старшим инженером сектора городского транспорта, а с 1941 года - и. о. заведующего транспортного отдела. Под его руководством и с его участием были разработаны инженерно - транспортные решения Ново-Арбатской площади с подходами к Новоспасскому мосту и Смоленской площади; проекты реконструкции в г. Москве: площади Киевского вокзала, Красной площади, площади Дзержинского (ныне Лубянской) и площади Доргомиловской заставы.

В начале Отечественной войны он по болезни был эвакуирован в г. Новосибирск, где работал в проектном учреждении инженером- проектировщиком аэродромного строительства ВВС Сибирского военного округа. При его участии были разработаны проекты 10-ти оперативных временных аэродромов ВВС.

В 1944 году он вернулся в Москву и до 1952 года работал главным инженером проекта в транспортной мастерской Института Генерального плана г. Москвы.

В этот период под его руководством были разработаны: инженерно - транспортные решения Ново-Арбатской и Ново-Кировской улиц в Москве, проект первоочередных мероприятий развития всех видов транспорта г. Москвы на 1948 - 1953 гг.; схема развития транспорта Москвы на 10 лет и на период Генерального плана, генеральная схема развития сети метрополитена в г. Москве и проект совмещенной пересадочной станции метрополитена линейного типа.

В 1951 году В.А. Черепанов в Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Панфилова защитил кандидатскую диссертацию на тему "Метод времени в проектировании транспортных сетей" и ему была присвоена степень кандидата технических наук.

В 1952 году он возглавил в качестве руководителя инженерно - транспортную мастерскую г. Москвы, которая под его руководством и при его непосредственном участии осуществляла разработку проектов развития сети городского пассажирского транспорта города и реконструкции магистральных улиц, дорог и площадей в г. Москве. В этой же мастерской, под его руководством, были разработаны: инженерно транспортные решения планировки подходов к ВДНХ и к стадиону им. Ленина в Лужниках; семилетний план развития сети метрополитена Москвы на 1959-65 гг., (отмечу: был должен лично генеральному секретарю ЦК КПСС .Хрущеву Н.С.); комплексная транспортная схема г. Москвы; архитектурно - планировочное решение Ждановского радиуса метрополитена, комплексная реконструкция Садового кольца с инженерно - транспортным решением всех площадей и перекрестков; разработаны вопросы реконструкции транспортных площадей: Октябрьской, пл. Маяковского, на ул. Чайковского и развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе. В 1960 году в Моссовете началась компания по ликвидации инженерно - транспортной мастерской в Институте Генплана г. Москвы теми, кто был недоволен ее возросшим значением по развитию транспортно - планировочной структуры города Москвы по радиально- кольцевой схеме. В.А. Черепанов подает аппеляцию в Московский Горком партии, который поддерживает решение сохранить мастерскую в Институте Генплана.

В это же время он получает приглашение возглавить кафедру "Инженерного оборудования и благоустройства населенных мест" в качестве и.о. профессора в Московском Архитектурном институте, в котором передавал студентам свой богатейший опыт по проектированию транспортных систем в г. Москве. В 1960 году вместе с зав. кафедрой городского движения и транспорта МИСИ им. В.В. Куйбышева А.Е. Страментовым выезжает в командировку во Францию на конгресс по организации движения транспорта в городах, а в 1961 году - в Болгарию в качестве эксперта по развитию транспорта в Софии и в ряде других городов этой республики. В эти же годы он работает над книгами - учебными пособиями: "Транспорт в градостроительстве" (1964), "Транспорт в планировке городов" (1970г.), "Инженерное проектирование планировки городов", (1971г. в соавторстве). За время научной, творческой и преподавательской деятельности он был награжден 5-ю медалями за доблестный труд и Орденом "Знак Почета" (1957 г.).

До последних дней жизни (1976 г.) он не прерывал работы над лекционным курсом для студентов, готовил новую редакцию книги "Транспорт в планировке городов", которая вышла в "Стройиздате" через 5 лет после его ухода из жизни (в 1981 ).

Основные публикации

1. Черепанов В.А. Планировка перекрестков магистралей / Архитектура и строительство Москвы, 1954, № 3
2. Черепанов В.А. Некоторые вопросы планировки транспортных систем столицы / Архитектура и строительство Москвы, 1955, №12
3. Черепанов В.А. К вопросу о коренном улучшении городских и пригородных сообщений Москвы / Городское хозяйство 1955, № 6
4. Черепанов В.А. Транспорт и планировка города / Архитектура и строительство Москвы 1956, # 7
5. Черепанов В.А. Перспективный план развития общественного транспорта Москвы / Городское хозяйство Москвы, 1956, №9
6. Черепанов В.А. Пересечения уличного движения в разных уровня / Архитектура и строительство Москвы, 1958, №10
7. Черепанов В.А. Перспективные расчеты пассажирских перевозок / Проблемы гражданского градостроительства. - М.: Госстройиздат, 1959, №7
8. Черепанов В.А. Ближайшие задачи реконструкции транспортных магистралей / Городское хозяйство Москвы, 1960, №3
9. Черепанов В.А. Реконструкция Садового кольца/Городское хозяйство Москвы,1960, №7
10. Черепанов В.А. Транспорт в градостроительстве ( на опыте Москвы ). - М.: Стройиздат, 1964. - 392 с.
11. Черепанов В.А. Транспорт и магистрали Москвы / Городское хозяйство Москвы, 1961, №3
12. Черепанов В.А. Транспорт в планировке городов (учебник для ВУЗов). - М.: Стройиздат, 1970.- 303 с.(лит.: с. 302, 31 наим.)
13. Черепанов В.А. Гуревич В.А., Евтушенко М.Г. Инженерное проектирование планировки городов.-М.: Стройиздат, 1971 -{1Bс,
14. Черепанов В.А. Транспорт в планировке городов / Изд. обновл. и дополненное - M.: Стройиздат. 1981


© S.Waksman, 2002