Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния
 

Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг@Mail.ru
 

ДЕМКИН ИГОРЬ ГЛЕБОВИЧ (1929 - 1976)

И.О. Пихлак

И.Г. Демкин - инженер-строитель, исследователь транспортных проблем, историк архитектуры родился 6 июня 1929 г. в Севастополе в семье военного моряка, умер в Таллинне 4 октября 1976 г. С 1949 г. учился в Ленинграде в Высшем инженерно-техническом училище Морского Флота, которое окончил по специальности инженер-строитель в 1954 г. С 1956 г. жил в Таллинне. Работал в 1956 – 1958 гг. преподавателем в Таллиннском Политехникуме, в системе Эстонской Железной Дороги (1958 – 1961 гг.), в 1961 – 1966 гг. в Горисполкоме руководителем инспекции исторических зданий (у Д. Брунса), в Госстрое, старшим научным сотрудником в НИИ Строительства (там он руководил работой аспирантки М. Виллеми) в 1968 – 1973 гг. и с 1973 по 1976 гг. – в Госплане Эстонии. Защи-тил в 1968 г. кандидатскую диссертацию по теме «Развитие общегородского центра на примере Таллинна (транспортные вопросы)» в Совете ЦНИИП Градостроительства (научный руководитель - к.т.н. О.К. Кудрявцев).

И.Г. Демкин занимался планировкой и организацией транспорта Таллинна и других эстонских городов. Он был соавтором КТС Таллинна. По его инициативе в 1969 г. начались исследования ма-ятниковой миграции в эстонских городах. Его статьи публиковались в журналах «Строительство и Архитектура» и «Техника и Производство» (оба - на эстонском языке), в сборниках научных трудов НИИ Строительства, КиевНИИПградостроительства, Союза Архитекторов СССР, в сборниках мно-гочисленных научных конференций в Ленинграде, Вильнюсе, Свердловске, Таллинне и др.

Удивительно, что Игорь Демкин работал во всех сферах транспорта: морского, рельсового, воз-душного и наземного (автомобильного) плюс архитектура и планировка. Уже после его смерти в 1977 г. вышла в свет его монография на эстонском, русском и немецком языках «Элиель Сааринен и его «Большой Таллинн» (Djomkin Igor. Eliel Saarinen ja «Suur - Tallinn». – Tallinn: Kunst, 1977 – 65с. + 14 илл.), в которой он осветил один из важнейших проектов истории градостроительства Эстонии – конкурсный проект генплана Таллинна (1912 г.) - с исторической и градостроительной точек зре-ния. Монография содержит чертежи, перспективные виды и пояснительную записку проекта Э. Сааринена. Все исследователи Э. Сааринена ссылаются в своих статьях на работу И. Демкина.

P.S. При составлении этого обзора автор опирался на материалы О. Коченовского в биографиче-ском лексиконе эстонского искусства и архитектуры (Эстонское Энциклопедическое изд. Таллинна, 1996 г.) и беседы с Д. Брунсом и Т. Метсвахи.

Список публикаций И.Г. Демкина

1. Демкин И.Г. О проекте планировки города Таллина, разработанном в 1912 году архитектором Эллелем Саарине-ном // Строительство и архитектура, 1963, №3
2. Демкин И.Г. О новом генеральном плане Таллина // Строительство и архитектура, 1964, N1
3. Демкин И.Г. Некоторые выводы проведения транспортных обследований в Таллине // Строительство и архитекту-ра, 1965, №2
4. Демкин И.Г. О некоторых аспектах транспортной планировки // Актуальные вопросы развития городского транс-порта в Таллине / Материалы город. науч.-техн. конф. - Таллин, 1966, с.77-85
5. Демкин И.Г. Основы критериев транспортной планировки // Вопросы экономики градостроительства в Эстонской ССР / Сб.статей. - Таллин, 1966
6. Демкин И.Г. Транспорт и планировка центральных районов старых городов // Транспорт и планировка городов Вильнюса и Каунаса / Материалы межресп. конф. - Каунас, 1968, с.45-47
7. Демкин И.Г. Перспективы развития индивидуального транспорта. // Транспорт и планировка городов Вильнюса и Каунаса / Материалы межреспубликанской конференции 22-24 мая 1968г. – Каунас, 1968, с. 72.
8. Демкин И.Г. Методика и цели проведения обследований кратковременных миграций в городах // Город и пассажир / Тезисы докладов к I Ленинградской науч. конф. по обследованию и прогнозированию пассажиропотоков. - Ле-нинград, 1969, с.102-108
9. Демкин И.Г. Методологические основы исследования легковых миграций в городах Эстонской ССР // Исследова-ния по строительству, XI. - Таллин, 1969
10. Демкин И.Г. Транспортные обоснования целесообразности проведенияя реконструктивных мероприятий при раз-витии общегородского центра г. Таллина / Проблемы планировки и застройки городов. - Кишинев: Тимпул, 1969, с.151-161
11. Демкин И.Г., Пиир М.А. Перспектива развития индивидуального транспорта в Ленинграде // Проблемы скоростно-го транспорта в крупных городах. – Киев: Будiвельник, 1969, с. 12-17
12. Демкин И. Некоторые результаты обследований кратковременных посещений Марьяма в Эстонской ССР // Градо-строительство. Городской транспорт. Дороги / Материалы юбилейной респ. науч.-техн. конф. по вопросам строи-тельства и архитектуры. - Вильнюс, 1970, с.129-133
13. Демкин И.Г. О методике обследования маятниковых миграций населения // Материалы III науч.-техн. конф. Уральского политехнического института им.Кирова. Секция градостроительствo и архитектура. - Свердловск, 1970, с.48-49
14. Демкин И. Некоторые общие выходы по обследованию маятниковых миграций города Хаапсалу // Городское строительство и транспорт. Архитектура. / Материалы II респ. науч.-техн. конф. по вопросам строительства и ар-хитектуры. - Вильнюс, 1971, с.15-16
15. Демкин И.Г. Соотношения общественного и индивидуального транспорта в центральной части города // Транспорт и пути сообщения в городах / Материалы науч.-техн. конф. - Алма-Ата, 1971, с.145-149
16. Демкин И.Г. Взаимодействие города с его окружающей зоной // Городской транспорт и организация городского движения / Тезисы докладов к науч.-практ. конф. - Свердловск, 1973, с.165-171
17. Демкин И.Г. Некоторые градостроительные выводы исследования кратковременных посещений городов Эстон-ской ССР // Преобразование городской среды / тезисы докладов респ. науч.-техн. конф. - Минск, 1973, с.42-46
18. Демкин И.Г. О совершенствовании проектно-планировочной практики в области городского движения // Архитек-тура и транспорт. - Таллин, 1973, с.89-93
19. Демкин И.Г. Внешний пассажирообмен города // Современное состояние и перспективы развития транспортных систем крупного города / Тезисы докладов ко II науч.-техн. конф. Вып.1. - Свердловск, 1974, с.102-104
20. Демкин И.Г. Об общих чертах внутри- и внегородской подвижности населения // Городское строительство и ком-мунальной хозяйство, транспорт / Материалы V респ. конф. по вопросам строительства и архитектуры. - Вильнюс, 1974, с.28-30
21. Демкин И.Г. Развитие транспортной системы Таллина // Транспортная система городов различной величины. - Киев: Будiвельник, 1974, с.71-79 (В помощь проектировщику-градостроителю)
22. Демкин И.Г. Внешние связи города Пярну // Градостроительство и архитектура. Исследования по строительству. - Таллин, 1975, с.81-99 (НИИС ГК СМ ЭССР по делам стр-ва)
23. Демкин И.Г., Виллеми М.Т. Некоторые стороны изучения внешнего пассажирообмена ряда городов Эстонской ССР // Город и пассажир: градостроительные проблемы развития пассажирского транспорта / Тезисы докладов к III Ленинградской науч. конф.- Ленинград: Стройиздат, 1975, с.249-255
24. Демкин И.Г., Метсвахи Т.Х. Внешние пассажирские связи крупного города // Транспортные проблемы современ-ного градостроительства / Тезисы докладов всесоюзного семинара. - Киев, 1975, с.64-65


О КНИГЕ И.Г. ДЕМКИНА “ЭЛИЕЛЬ СААРИНЕН И ЕГО “БОЛЬШОЙ ТАЛЛИН”

С.А. Ваксман

Хотя указанная книга формата 60 х 90 / 4 (h x b = 43,5 x 29 см) и вышла тиражом 2500 экземпля-ров, но широкому кругу специалистов в России она почти не известна. Именно поэтому есть необ-ходимость остановиться на этой, во многом уникальной книге И.Г. Демкина более подробно.

Имя и творчество Э. Сааринена – знаменитого финского архитектора и градостроителя специа-листам известно достаточно хорошо по проектам столицы Австралии Канберры (1912 г.) и Большо-го Хельсинки (1918 г.)… Но вот одна из центральных и, по-видимому, наиболее интересных его работ – проект реконструкции и развития Таллина, названный его автором «Большим Таллином», - оказался почему-то забыт. Как отмечал И.Г. Демкин, даже в своей книге «The City, its Growth, its Decay, its Future» (N.Y., 1943) Э. Сааринен этот проект упоминает вскользь. Может быть это было связано с тем, что пояснительная записка к проекту была утеряна, а сохранилась только графиче-ская часть проекта (23 выполненных в цвете чертежа). Даже если бы И.Г. Демкин только системати-зировал все, что было известно об этом проекте, то и тогда его заслуги были бы высоко оценены. Однако, И.Г. Демкин избрал очень трудный, но весьма плодотворный подход. Монография состоит как бы из трех самостоятельных частей.

Первая – «Обстановка, предшествующая разработке проекта планировка Таллина Э. Саарине-ном» - содержит описание экономики и хозяйства города накануне объявления конкурса и разра-ботки проекта. Здесь интересны два обстоятельства: 1) конкурс был объявлен по предложению Ре-вельского (так тогда назывался Таллин) общества домовладельцев; 2) в международное жюри вхо-дили д-р инж. Н. Штюббин и проф. Т. Гекке из Берлина, арх. Б. Юнг из Хельсинки и проф. Г. Дубе-лир из Киева (напомним, что он является одним из родоначальников науки о планировке городов с учетом транспорта).

Вторая – «Большой Таллин» с позиции сегодняшнего дня» – содержит анализ принципов разра-ботки проекта («Это не директива, - пишет И.Г. Демкин, - указывающая наиболее целесообразные пути развития и переустройства города на базе соответствующих нормативных данных, а очень гибкая, убеждающая своей логичностью и аргументированностью рекомендаций». Не правда ли, очень актуальная проблема на сегодня и завтра), динамики расчетной численности населения. Зони-рование территории, расселения (в проекте Э. Саариненом приведена была точечная планограмма расселения населения различных групп – напомним, это проект 1912 г.), размещения промышлен-ности, транспортное решение с дифференциацией магистралей, озеленение города и т.д.
Третья часть воспроизводит проект «Большого Таллина»: задание, описание проекта и графику.
Сегодня, когда речь идет о разработке стратегических планов развития крупнейших городов, книга И.Г. Демкина представляет огромный интерес.