КЕГАМЯН РОМУАЛЬД ГРИГОРЬЕВИЧ (1925-1996)

С.А. Ваксман

Ромуальд Григорьевич Кегамян родился 19 марта 1925 года в Ереване. В 1943 г. поступил в Тбилисский институт инженеров железнодорожного транспорта, но по семейным обстоятельствам вынужден был прервать учебу. В 1947 г. был призван в армию, а после демобилизации работал в строительных организациях. В 1952-1958 гг. учился во Всесоюзном инсппуте инженеров железнодорожного транспорта, где получил квалификацию инженера-строителя.

Проблемами транспорта городов Р.Г. Кегамян, как и многие из нас, стал заниматься в начале 60-х годов, а до этого разрабатывал схемы и проекты районной планировки Армении в отделе экспериментального проектирования института "Армгоспроект". Этот отдел по заказам смежников выполнял так же транспортные разделы генпланов городов Армении - Иджеван, Алаверди, Севак, Раздан - и транспортных разделов проектов крупных гражданских сооружений (в частности, проекта стадиона "Раздан" в Ереване на 70 тыс. зрителей).

Не знаю почему, но может быть оттого, что наука о транспортных системах городов, является "пограничной" и "прикладной", то есть работает с объектом, называемым "город и его окружение", и сама по себе наука сравнительно молодая, многие специалисты-проектировщики в этой области, формально не принадлежа к категории ученых, сделали для ее развития чрезвычайно много. Примерами тому стали Ф.Г Глик (Минск), В.Л. Швец (Алма-Ата), Б.И. Шлейков (Челябинск) и; конечно, Р.Г. Кегамян (Ереван). Следует заметить, что так как специальности "транспортные системы городов" (за исключением "защитной" на соискание ученой степени кандидата наук) нет, то все указанные выше специалисты, как и многие не указанные, пришли к транспортной проблематике городов из других специальностей.

Волею случая оказалось так, что в "Армгоспроекте" Р.Г. Кегамян был единственным транспортником, занимавшимся планировочными вогросами Надо сказать, что в начале 60-х Ромуальд Григорьевич был аспирантом-заочником МИСИ им. В.В. Куйбышева, а его руководителем являлся Андрей Евгеньевич Страментов, о котором надо бы рассказывать отдельно. По совету А.Е. Страментова он готовил диссертацию на тему "Транспортно-планировочное обоснование развития сети автомобильных дорог республики со сложными природно-климатическими условиями (на примере Республики Армения)". С горечью отмечаю, что эта (как на моей памяти и еще две другие) диссертация Р.Г. Кегамяном до защиты не была доведена из-за его неугомонного увлекающего характера, А в этом случае, когда уже были выполнены все необходимые обследовательские работы, Ромуальда Григорьевича (близкие друзья звали его Ромушка) пригласили в институт "Ереванпроект" для разработки ТЭО Генплана Еревана, консультантом транспортного раздела которого являлся известный специалист Иван Власьевич Бордуков. Позднее Р.Г. Кегамян вспоминал об этом периоде, тогда он пришел к убеждению, что "... только на таком серьезном объекте я смогу приобрести твердые профессиональные знания и навыки" - обратим внимание: это писал уже известный 35-летний проектант.

B 1962 году Р.Г. Кегамян впервые увидел А.А. Полякова и услышал его доклад. "Туг впервые для себя, молодого транспортника, - писал он в воспоминаниях об Алексее Александровиче, - я открыл всю глубину и сложность, а главное - многообразие " и взаимосвязанность проблем планировки и транспортного обслуживания в больших городах, которые до этого момента мне представлялись в немного упрощенном виде". Интересно, что в этих воспоминаниях 1991 года Р.Г. Кегамян, так же как и многие другие из нас, пишет, что "больше всего запомнился доклад-лекция профессора А.А. Полякова" - об этом феномене (А.А. Поляков официально не был профессором) восприятия Алексея Александровича я уже писал.

Встреча с А.А. Поляковым произвела на Р.Г. Кегамяна с первого раза и на всю оставшуюся жизнь неизгладимое впечатление. Не могу не воспроизвести из рукописи воспоминаний Р.Г. Кегамяна один абзац, так как сама рукопись занимает 21 страницу, и неизвестно, когда она будет опубликована: "До этого я уже был наслышан о профессоре Полякове как о "самом-самом": строгом, бескомпромиссном, знающем и придирчивом (потом я убедился, что только для дураков и тупиц он был придирчивым!) и главное - единственном знатоке своего дела. Соответственно рассказам о нем, я ожидал увидеть эдакого громадину, с большущей гривой седых волос (как у Маркса, что ли), с зычным голосом и свободной размашистой жестикуляцией. На кафедру же вышел небольшого роста человек с лысой головой, украшенной большими усами, маленькими близорукими глазами. Читал он свою лекцию мягким, приятным, негромким голосом.

Одет был более, чем скромно, без всяких претензий на моду: в руках большущий кожаный портфель, набитый до предела книгами, бумагами, папками и еще черт знает чем...".

С 1962 г. Р.Г. Кегамян считал себя учеником Алексея Александровича Полякова и буквально боготворил его. Мне кажется, что 60-е годы в творческом отношении для Р.Г. Кегамяна были самыми насыщенными: ТЭО развития Еревана; ТЭО строительства метрополитена в Ереване; технический проект реконструкции трамвайной сети с пропуском трамвайных поездов через центр Еревана в тоннелях по габаритам метрополитена (об этой работе нужно писать отдельно)...

Именно в этот период Р.Г. Кегамян пришел к выводу о необходимости введения нового проектного документа, который он называл "Проект организации движения транспорта и пешеходов" с расчетным сроком в 2-3 года. В декабре 1968 г. была начата разработка такого документа по Еревану на 1969-1971 гг., а уже 15 октября 1969 г. он был утвержден. Как писал Р.Г. Кегамян, "этот день, по существу, можно считать днем рождения (по крайней мере в масштабах Армении) новой стадии градостроительного проектирования, что произошло не без участия Алексея Александровича Полякова". В дальнейшем Р.Г. Кегамян многое сделал для становления того, что теперь называется "Комплексная схема организации движения".

Передо мной два тома статей, докладов, выступлений на радио, очерков члена Союза Архитекторов СССР Ромуальда Григорьевича Кегамяна, сделанные по моей просьбе и охватывающие период 1961-1985 годов. В оглавлении этих томов 36 позиций; позициями их называю потому, что, например, под номером 22 указано: "Двадцать очерков о перспективах развития города Еревана. Серия передач на радио. Сентябрь 1965-март 1967гг."

С горечью должен сказать, что в 80-х годах в Армении произошел спад проектных работ в области транспортных систем городов (может быть это произошло даже в начале 70-х годов). Поэтому Р Г. Кегамян не находил применения своим знаниям. Год он работал в Анголе, потом в специализированном монтажно- эксплуатационном управлении по организации движения, читал лекции. Но большой творческой работы по транспорту не было.

В 1993-1995 гг. Р.Г. Кегамян работал старшим преподавателем на кафедре "Градостроительства" в Ереванском архитектурно-строительном институте. Умер Р.Г. Кегамян в мае 1996 г. в Ереване.


Некоторые публикации

1.Кегамян Р.Г. Транспортные связи в схеме районной планировки Армении // Транспорт и планировка городов Вильнюса и Каунаса / Материалы межреспуб. конф. 22-24 мая 1968г.- Каунас, 1968, с.64-65

2.Кегамян Р.Г. Комплексная транспортная схема города Еревана. // Транспорт и пути сообщения в городах / Материалы респуб. науч.-техн. конф. - Алма-Ата, 1971, с.180-183

З.Кегамян Р.Г. Вопросы повышения безопасности движения в проектах его организации. // Городской транспорт и организация городского движения / Тезисы докладов к научно- технической конференции 16-19 января. - Свердловск, 1973, с.278-281

4.Кегамян Р.Г. 0 социологических аспектах градостроительных и транспортных проблем; // Транспортные проблемы современного градостроительства / Тезисы докладов всесоюзного семинара. - Киев,1975, с.71-72.

5.Кегамян Р.Г., Амирханян Ш.Б. Проекты организации движения транспорта в социально- экономическом аспекте транспортного обслуживания населения городов / Социально- экономические проблемы развития транспортных с исгем городов Среднего Урала. Свердловск, 1986, с. 34-36

6.Кегамян Р.Г. Актуальные вопросы разработки проектов организации движения (ПОД) транспорта и пешеходов в городах. // Совершенствование транспортных систем городов (проектирование и планирование). / Тезисы сообщений Всесоюзн. науч.-техн. семинара. - М.: ЦНИИПгралостроительства, 1989, с. 97-99

7.Кегамян Р.Г. Проект организации движения - его истоки, смысл и содержание / Схемы и проекты организации движения в городах в условиях самоуправления территории. Свердловск: Комвакс, 1991, с. 27-31


© S.Waksman 2002.