С.А. Ваксман

ЛЮБАРСКИЙ РУВИМ ЭЛЬХОНОВИЧ (1927 - 1989)

 

Основные этапы жизни.

Родился 30 мая 1927 года.

В 1947 году закончил Харьковский техникум промышленного транспорта им. С.Орджоникидзе, а в 1952 году - Харьковский горный институт. С 1952 по 1956 гг. работал в Донецке начальником станции Ждановская, инженером в Главвостокдонбассуголь. С 1956 по 1976 работал в институте "Харьковпроект" в должности главного специалиста по транспорту. В 1959-1963 годах обучался в заочной аспирантуре ЦНИИПГрадостроительства Госстроя СССР и в 1969 году защитил кандидатскую диссертацию на тему "Исследование факторов, определяющих грузовое автомобильное движение в крупных городах Украинской ССР" (науч. рук. А.А. Поляков).

С 1976 по 1989 год работал в Харьковском институте инженеров коммунального строительства на кафедре Градостроительства; в 1979 году присвоено ученое звание доцента.

Такая вот сухая обычная справка, если не учитывать того, что сделал Р.Э.Любарский в области проектирования и исследования проблем градостроительства, транспортных систем городов, организации творческого общения специалистов.

Проектные работы

В период 1957-1967 годов Рувим Эльхонович участвовал в авторских коллективах по разработке генеральных планов 20 (!) городов. Среди них Харьков, Горловка, Жданов, Кременчуг, Полтава, Краматорск, Северодонецк ... Одновременно Р.Э.Любарский участвовал в разработке проекта районной планировки Харьковского экономического района (1963г.), проекта планировки Харьковской области (1974г.), проектов планировки промузлов - Купнянского, Диканского, Ивановского в г.Харькове и других, разработке проектов детальной планировки центров г.Харькова (1974г.) и Запорожья (1975г.), ПДП таких жилых районов г.Харьков, как Салтовский (1968), Алексеевский, Жуковский, Основянский (все в 1973г.) и Журавлевский (1974г.). Кроме того, как автор проекта Р.Э. Любарский, повидимому впервые в СССР, разработал в 1972г. проект планировки грузовой дороги в Орджоникидзевском районе г. Харькова и проекты первой и третьей скоростной дороги в г. Харькове (1972-1973гг.).

Р.Э. Любарский одним из первых начал разработку "Комплексных схем транспорта" (так он их называл). Уже в 1960 году под его руководством были выполнены КТС по Харькову, Донецку, Макеевке, Горловке; в 1975г. была выпущена новая КТС Харькова, а до этого в 1965г. - КТС Жданова. Но кроме того Г.Э. Любарский делал раздел "Грузовой транспорт" в КТС гг. Кривой Рог и Баку (1965г.).

В 1960г. под руководством Р.Э. Любарского выполнено ТЭО первой очереди Харьковского метрополитена, а в 1970г. он принимал участие в аналогичной работе по г. Еревану. Кроме того, в 1975-76гг. под руководством Рувима Эльхоновича выполнена разработка технического проекта организации движения транспорта и пешеходов в АСДУ-Д в г. Харькове.

Специалистам не надо пояснять, что означает приведенный выше перечень основных проектных работ Р.Э. Любарского. Но заслуги его значительно шире.

Исследовательские работы

При составлении "Указателя работ по проблеме "Транспортные системы городов", мне удалось учесть 70 работ Р.Э. Любарского. Однако не все научные работы Рувима Эльхоновича относились к указанной выше проблематике. Всего по нашим данным он опубликовал 111 работ. Но дело даже не в количестве публикаций. Р.Э. Любарский внес огромный вклад в исследование движения грузового транспорта и проектирование грузовых дорог города. Он стал пионером в исследовании этой проблематики. В 1961 году Р.Э. Любарский публикует статью "Грузовое движение и планировка города" ("Строительство и архитектура", 1961, №8); практически одномоментно в сборнике "В помощь проектировщику" (1961, №7) он публикует "Методические указания по организации обследования автомобильного движения в городах", а в 1962 г. соответственно в номерах 5 и 9 этого сборника две основополагающие статьи "Методика определения грузооборота большого города" и "Методика определения грузопотоков большого города". Еще через три года появляется статья о закономерностях распределения грузопотоков на территории города. В последующем Р.Э. Любарский неоднократно обращался к проблематике исследования и прогнозирования грузового движения в городах, проектирования магистралей грузового движения - я насчитал 22 его публикации по этой проблеме.

В 1984 г. Рувим Эльхонович опубликовал монографию "Проектирование городских транспортных систем" (Киев: Буд1вельник, - 96 с. ). К сожалению, на эту книгу; очень интересную, но во многом спорную, о чем я писал автору, специалисты не обратили внимания.

И еще одно. Специалисты в области транспортных систем городов должны быть признательны Р.Э. Любарскому, который основал и в течение ряда лет вел в замечательном харьковском Доме Ученых научно-практические конференции по проблеме "Метрополитен и планировка крупнейшего города" - сегодня встреч такой направленности очень не хватает. Умер Рувим Эльхонович 11 апреля 1989 года в г. Харькове.

Оргкомитет конференции и автор выражают признательность А.В. Завальному за помощь в получении материалов о Р.Э. Любарском.


Основные публикации

1.Любарский Р., Крикни А. Железнодорожный транспорт в планировке Харькова. //Строительство и архитектура, 1958, №3.

2.Любарский Р.Э. Стоянки для легковых автомобилей в планировке городов. - //Строительство и архитектура, 1959, №10

3.Любарский Р.Э Транспортная система большого города.// Архитектура СССР, 1960, № 12.

4.Любарский Р.Э Пешеходные переходы или пешеходный центр.//Строительство и архитектура, 1960, №10.

5. Любарский Р.Э. Разгрузка центра Харькова от автотранспорта.// Строительство и архитектура, 1960, №7.

6.Любарский Р.Э. Грузовое движение и планировка городов. //Строительство и архитектура, 1961, №8.

7.Любарский Р.Э. Методические указания по организации обследования автомобильного движения в городах. - Киев: Госстройиздат, УССР, 1961. (В помощь проектировщику. № 7).

8. Любарский Р.Э. О рациональном расположении железнодорожных станций в черте города. //Железнодорожный транспорт, 1961, № 2.

9.Любарский Р.Э. Методика определения грузооборота большого города. - "В помощь проектировщику-градостроителю" - сб. 1962, №5(12).

10.Любарский Р.Э. Методика определения грузопотоков большого города. / Методика градостроительства и районной планировки. - Киев: Госстройиздат УССР, 1962, с.43-52. (В помощь проектировщику-градостроителю. Вып.9 (16) ).

11.Любарский Р.Э. Большому городу - генеральную схему транспорта. // Строительство и архитектура, 1963, № 5.

12Любарский Р.Э. Городской транспорт и планировка гарода. //Строительство и архитектура'', 1964, МЭ.

1З.Любарский Р.Э. О комплексной схеме внутригородского и пригородного транспорта г. Харькова. / Планировка сельских населенных мест. - Киев, 1964.

14.Любарский Р.Э. Городское движение и планировка города./ Опыт проектирования городов Украины и Молдавии. - Киев: Будiвельник, 1965 - с.175-185.

15.Любарский Р.Э. Грузовой транспорт в городе./ Материалы второго семинара по вопросам городского движения и транспорта (17 февраля - 3 марта 1965 г.). М., 1965, с.83-95.

16.Любарский Р.Э. Закономерности распределения грузопотоков на территории города. / Вопросы градостроительства. - Киев, Госстройиздат УССР, 1965.(В помощь проектировщику- градостроителю. Вып 8,).

17.Любарский Р.Э. Структура и размер грузооборота города. / Вопросы градостроительства.- Киев, 1965, (В помощь проектировщику - градостроителю. Вып 3.).

18.Любарский Р.Э. Два варианта строительства метро в Харькове. //Метрострой, 1966, № 8.

19.Любарский Р.Э. Проектирование магистралей грузового движения в больших городах. / Градостроительство, городской транспорт (межведомственный респуб. науч. техн. сб.).- Киев: Буд1вельник, 1967,с.100-110.

20.Любарский Р.Э. Влияние грузового движения на планировочную структуру города. / Градостроительство. Городской транспорт (межведомственный респуб. науч. техн. сб.).- Киев: Будiвельник, 1967, с. l l 0-119.

21.Любарский Р.Э. Определение ожидаемого грузооборота городского транспорта и составление его с фактическим (на примере г. Харькова). / Экономика градостроительства.- Киев: Будiвельник, 1967, с. 117-119.

22.Любарский Р.Э. Скоростной пассажирский транспорт системы Город-пригород. / Город и пригородная зона.- Киев: Будiвельник, 1967.

23.Любарский Р.Э. Экономические основы решения транспортной системы города. / Экономика градостроительства.- Киев: Будiвельник, 1967,с. 101-108.

24.Любарский Р.Э. Размещение автомобильных грузовых станций в городе. / Городской транспорт. - Киев, 1968, (В помощь проектировщику - градостроителю №3).

25.Любарский Р.Э. Распределение автомобильного движения на территории города Харькова / Городское хозяйство Москвы, 1968, №2, с.33.

26.Любарский Р.Э. Технико-экономическое обоснование скоростного городского транспорта в крупных городах. / Транспорт и планировка городов Вильнюса и Каунаса. (Материалы межреспуб. конф. 22-24 мая 1968). Каунас, 1968, с. 39-40.

27.Любарский Р, Папян Э., Макросян Ф. О скоростном пассажирском транспорте Еревана.- //Метрострой, 1968, №6.

28.Любарский Р.Э. К вопросу проектирования скоростных автомобильных дорог. / В помощь проектировщику градостроителю, вып. 3. - Киев, 1970.

29.Любарский Р.Э. Опыт разработки проектов комплексных схем транспорта для больших городов УССР. / Транспорт и пути сообщения в городах. (Материалы респуб. науч.- техн. конф.). Алма-Ата, 1971, с.173-175.

30.Любарский Р.Э. Транспортное обслуживание центра города. - Строительство и архитектура, 1971, № 6.

31.Любарский Р.Э. Комплексная схема развития городского транспорта. // Городское хозяйство Москвы, 1972.

32. Любарский Р.Э. Магистрали непрерывного и скоростного движение. // Строительство и архитектура, 1972, № 10.

33.Любарский Р.Э. Качественная характеристика магистральных улиц и дорог. // Преобразование городской среды./Тезисы докладов респуб. науч.-техн. конф. - Минск, 1973, с.193 - 198.

34.Любарский Р.Э. Магистрали грузового движения. // Строительство и архитектура, 1973, №7.

35.Любарский Р.Э. Принципы размещения грузовых устройств внешнего транспорта в городе. // Городской транспорт и организация городского движения. (Тезисы докладов к науч.-практич. конф. 16-19 января).Свердловск, 1973,с.320-323.

36.Любарский Р.Э. Характеристика структуры и размеров грузооборота города. / Проектирование сетей городского транспорта генеральных планов городов. - М., 1973, с. 82-89.

37.Любарский Р.Э., Алферов И. Комплексное размещение объектов автомобильного сервиса в Харькове. / Архитектура и транспорт. Таллин, 1973.

38.Алферов И., Любарский Р.Э. Подземная урбанизация Харькова. / В помощь проектировщику-градостроителю. - Киев: Буд1вельник, 1973.

39.Алферов И., Любарский Р.Э. Проблемы большого города: гаражи-стоянки. - Жилищное строительство, 1973, №1.

40.Любарский Р.Э. Совершенствование системы пассажирского транспорта Харькова. / Комплексные транспортные схемы городов. - Киев: Бул1вельник, 1974, с. 74 . 77 (В помощь проектировщику- градостронтелю.).

41.Любарский Р.Э. Система общественного транспорта в генеральном плане Харькова. / Градостроительство. Респ. межведомств. сб. Вып. 24. - Киев: Будiвельник, 1978, с. 75 - 79.

42.Любарскнй Р.Э. Проектирование городских транспортных систем. - Киев: Будiвельник, 1984 - 96с. (лит.: с.94, 13 нанм.)

43. Ваксман С.А., Любарский Р.Э., Швец В.Л. Определение средней дальности маршрутной поездки на городском пассажирском транспорте. / Экспресс-информация "Современное состояние и тенденции развития больших городов в СССР и за рубежом>. - М.: МГЦНТИ, 1985, вьtn. 12, с. 1-4.


© S.Waksman 2002.