Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния
 

Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг@Mail.ru
 

Алексей Александрович Поляков
(1895-1983)

С.А. Ваксман


Вместо предисловия

Алексея Александровича Полякова считаю своим Учителем, хотя формально у него не учился ни одного дня. Кстати, мне до сих пор непонятно, почему в высшей школе не использовался талант Алексея Александровича. Совершенно отчетливо помню, что в курсовом проекте по городскому транспорту в 1960 году писал, что "расчеты выполнены по методике профессора А.А. Полякова". И долгие годы спустя был уверен, что А.А. Поляков является профессором. Каково же было удивление, когда при личном знакомстве в октябре 1970г. выяснилось, что это не так. Можно многое рассказать о той тонкой шлифовке, которой А.А. Поляков занимался, работая со мной и другими учениками. Причем действительно тонкой и незаметной, хотя в критике он мог быть весьма и весьма жестким . Я видел диссертацию, отрецензированную Алексеем Александровичем ( лучше было бы сказать "проработанную"), - там не было живого места на каждой странице.

Страницы биографии

Алексей Александрович Поляков родился 12 февраля (30 января по старому стилю) 1895 г. в селе Настасьино Рузского уезда Московской губернии в семье местного крестьянина Александра Кондратьевича Полякова. Закончив в 1913 году частное реальное училище Урвачева в Москве, где он был в числе первых учеников, Алексей Поляков поступил Московский институт инженеров путей сообщения, который закончил в марте 1920 г. (удостоверение об окончании за №2164, как и другие основные документы хранятся в архиве семьи Акатова А.К.; выдано это удостоверение почему-то 22 мая 1924 г. ).

Работать А.А. Поляков начал еще студентом - июль-август 1915г. на практике, а в сентябре- ноябре 1915 г. подрабатывал - в Смоленском земстве техником по постройке мостов дорожного отдела, в 1916 г. - в Московской городской управе техником отдела благоустройства, а в последующие годы - помощником производителя работ, железнодорожным статистиком .

Особую роль сыграло назначение А.А. Полякова начальником изыскательной партии по обследованию реки Сакмары: передо мной документ, выданный 17 июля 1920 г. НКПС с грозным названием "Мандат": "Выдан начальнику Изыскательской Партии по обследованию реки Сакмары инженеру Технического Управления Народного Комиссариата Путей Сообщения Алексею Александровичу Полякову в том, что он действительно командирован по службе с четырьмя техниками и двумя старшими рабочими в Оренбург для обследования реки Сакмары с целью утилизации ее энергии для нужд Оренбургских Мастерских Ташкентской железной дороги ..."

В "Мандате" огромное количество заглавных букв и целых четыре подписи, в том числе двух комиссаров - Технического Управления и Общего Отдела. Видимо Алексей Александрович так успешно справился с задачей, что уже в следующем году он получает грозное предписание: " Инженеру А.А. Полякову. Настоящим извещаю Вас, что по распоряжению ЦТЕОДА Вы назначены представителем в Комиссию по обследованию реки Аму-Дарья у Чарджуйскаго моста и будете переданы в распоряжение УРМС лишь по выполнении командировки и представлении технического доклада о результатах обследования Комиссии. Начпуть инженер (....)".

В конце 1920 г. А.А. Поляков переходит в Управление Городской Железной дороги МКХ, где проходит путь техника-младшего инженера - инженера- старшего инженера, и в котором проработал по март 1932 г., когда был переведен из Управления Московского Трамвайного Транспорта (так стало называться Управление Городской Железной Дороги) в Транспортное Управление Москвы. Таким образом А.А. Поляков с 1922 по 1932 гг. работал в Управлении Московского Трамвая .

Любопытное занятие читать трудовые книжки - начинаешь что- то понимать . А.А. Поляков имел ясно выраженный аналитический склад ума - это отмечали все знавшие его, но волей обстоятельств прошел, прежде всего, сложный производственный путь. Важно отметить, что ему пришлось заниматься и изысканиями, и техническими вопросам строительства и эксплуатации пути, работать в плановом отдел. Дело не только в полученном практическом опыте, но и в выработанной "привычке", при минимуме имеющейся информации принимать, как теперь говорят, оптимальное решение (его знаменитая интуиция вырабатывалась опытом, практикой) и доводить это решение до такого уровня завершенности, чтобы его можно было быстро реализовать. Однажды, в 1973 г. я привез Алексею Александровичу работу, сделанную с применением теории вероятности и методов математической статистики. Работа была большая, но неожиданно (для меня, естественно) Алексей Александрович вернул ее быстро - он при мне прочитал постановку задачи, выводы, а математический аппарат, которым я так гордился и которым он великолепно владел, смотреть не стал. А потом состоялся "беспощадный" разбор. Снова вернусь к тому, почему "в студентах" я считал Алексея Александровича Профессором. Посмотрим его книги: четкая, выверенная схема изложения, отсутствие "воды", доведение выводов до уровня конкретных формул и табличных значений- методически все сделано очень красиво! Так вот, основа такого подхода была сформирована А.А. Поляковым во время обучения в институте и в первые 12 послевузовских лет. Совершенно неслучайно два Корифея- А. А Поляков и А.Х. Зильберталь, - пройдя примерно одинаковый производственный путь в начальной части жизни, сумели стать энциклопедистами в выбранной области знания.

Однако вернемся немного назад. 13 января 1926 г. почти в 31 год А.А. Поляков женится на Софье Израилевне Шахнович. Все, знавшие Поляковых, отмечали, что жена, не имея никакого отношения к делам транспортным, оказала и на А.А. Полякова, и на его учеников огромное влияние.

1932 г. можно считать переломным в творческом пути А. А . Полякова. Он и раньше активно занимался делами московского трамвая, но это была в основном техническая деятельность. Об этом свидетельствуют публикации А.А.Полякова этого периода - в основном это переводы и рефераты статей зарубежной печати, опубликованные в "Трамвайном вестнике". С этим изданием, с началом научной деятельности А.А.Полякова через много лет оказалась связана частично и моя " история". В середине 60-х годов для математического описания изменения параметров транспортных сетей в плане города авторам была предложена структурно- логическая модель в виде концентрически-секториального членения территории города. Модель довольно успешна была использована сначала по Свердловску, Караганде, Чимкенту, а затем по Таллину, Минску, Гродно, что вызывало внутреннее удовлетворение. Но однажды на даче у А.А. Полякова, выполняя одну из его хозяйственных просьб, я нашел на чердаке пачку " Трамвайных вестников". Случайно открыв один из номеров и прочитав статью А.А. Полякова и М.П. Шepeмеевского, я испьггал чувство шока- предложенная мной, можно сказать вынянченная, модель была опубликована ...в 1926 г. Это был удар! Обсуждение статьи состоялось туг же, но об этом в другой раз.

Итак, 5 октября 1932 г. А.А. Поляков назначается руководителем технико-экономического сектора научно-исследовательского Института Городского Транспорта. Судя по тому, что это было сделано приказом № 4, НИИГТ только был создан. Думается, что нужны усилия по сбору материалов и восстановлению истории этого института. "Карьера" (как это слово не подходит к А.А.) Полякова в НИИГТ была быстрой, даже сказочной: уже 20 ноября 1935 г., т.е. через три года он назначается зам. директора по научной части. Откровенно говоря, я плохо представляю себе А.А.П. в роли администратора такого уровня. По своей ментальности, он был исследователем- одиночкой, но никак не администратором. Как бы там ни было, но в НИИГТ А.А. проработал до 1941г. В 1938 г. А.А. присваивается ученая степень кандидата технических наук без защиты ( решение ВАК от 29 июня 1938 г., протокол №20/81; интересно, что и в этом случае - см. выше- диплом к.т.н. был выдан А.А.П. 30 марта1946 г., т. е. почти через 8 лет). А до этого в январе 1938 г. А.А. освобождается от должности зам. директора НИИГГ по собственному желанию и назначается старшим научным сотрудникам. И опять-таки парадокс чисто Поляковский: в ученом звании старшего научного сотрудника по специальности "городской транспорт" А.А. утверждается решением Президиума АН СССР только 3 ноября 1945 г. (протокол № 8), т.е. через 8 лет после занятия такой должности (аттестат старшего научного сотрудника был выдан ему 6 марта 1946г).

В январе 1941г. А.А.П. в связи с реорганизацией НИИГТ переведен на должность старшего научного сотрудника научно-исследовательского сектора проектной конторы "Электротранспроект", а в начале войны эвакуирован в Ташкент, где работал в Таштраме ( "Ташкентский Трамвай") на должности ст. инженера путейца, а затем начальником производственно-технического отдела. Интересно, проектная контора "Электротранспроект" Управления трамвайно-троллейбусного транспорта Москвы в связи с окончанием Алексеем Александровичем работы в ней и переводом в "Таштрам" выдала ему "Отзыв", в котором помимо перечисления где и кем работал А. А, говорится: "Инженер Поляков Алексей Александрович, кандидат технических наук, работает в области городского транспорта 19 лет и является опытным специалистом и научным работником, имеющим ряд печатных трудов по вопросам экономики транспорта и организации городского движения.

Кроме области городского транспорта, инженер Поляков обладает также широкой эрудицией в смежных областях городского хозяйства, как-то: в областях планировки и благоустройства города, дорожного хозяйства и т.д.

В декабре 1942 г. А.А. Поляков приходит во ВНИИ Железнодорожного транспорта на должность " и. о. старшего научного сотрудника отделения строительства и проектирования ж.д." (запись в трудовой книжке №11 от 21.12.1942 г. ) . И только в мае 1945 г. А.А. Поляков переводится на работу в секцию "научных проблем Транспорта" АН СССР старшим научным сотрудником. Надо сказать, что это вторичное вхождение Полякова в структуру АН СССР, так как в конце 1943 г. А.А. Поляков назначался руководителем бригады по городскому транспорту комиссии по реконструкции транспорта АН СССР.

В сентябре 1953 г. А.А. Поляков награжден орденом " Знак почета " за безупречную работу в области науки . С 9 февраля 1955 г. распоряжением Президиума АН СССР № 2-178 от 02.02.1955 г. А.А. Поляков переведен с 31.12.1954г. в Институт Комплексных Транспортных Проблем АН СССР на должность старшего научного сот рудника. В 1958 г. А.А. Поляков защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук ( решение ВАК от 17 мая 1958 г. - протокол # 12). Мне неоднократно рассказывали, как А.А. Полякова убеждали представить его книгу 1953г. "Городское движение и планировка улиц" в качестве докторской диссертации. Кончилось тем, что он согласился, но ... представил новую работу в двух томах (!!!) Так как экземпляр этой диссертации был подарен Алексеем Александровичем мне, то могу твердо сказать, что в ней примерно половина материала, который отсутствует в книге.

В возрасте 65 лет Алексей Александрович выходит на пенсию, но скоро начинает работать в НИИ Градостроительства и районной планировки АСиА СССР, правда не очень долго.

Основные труды


1. Поляков А.А., Александров А.П. Экономическое сравнение трамвая, автобуса, дизельавтобуса и аккубуса. /Сб. трудов НИИГТ, вып.1 "Технико-зкономические вопросы городского движения (под ред. А.А. Полякова- М.-Л.: Гострансиздат, 1935- с.5-37
2. Александров А.П., Поляков А.А. Троллейбусы./тр, Сектора городского транспорта АКХ, вып. IV-М.: АКХ, 1936-192с.
3. Александров А.П., Бронштейн Л.А., Поляков А.А. Городской пассажирский транспорт.- М.: НИИГТМоссовета, 1939-58с.
4. Поляков А.А. Организация и регулирование городского движения.- М.: ЦНИИАТ, 1941-242с.
5. Поляков А.А. Городское движение и планировка улиц.-М.-Л.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953-251с.
6. Поляков А.А. Вопросы развития внутригородских путей сообщения в больших городах.- М.: Издательство АН СССР, 1958-91с.
7. Поляков А.А. Городское движение и транспорт в проектах планировки городов.// Проблемы советского градостроительства, вып.7.- М.: Госстройиздат, 1959.
8. Поляков А.А. Городской пассажирский транспорт в капиталистических странах./ Сб. ЯКТП АН СССР "Зарубежный транспорт", вып.II- М.: Трансжелдориздат, 1959
9. Поляков А.А. Городские пути сообщения в транспортных узлах./ В кн. И КТП АН СССР "Основы построения транспортных узлов", разделЕ/1- М.: Трансжелдориздат, 1959
10.Поляков А.А. Организация движения на улицах и дорогах.- М.: Транспорт, 1965-376с.
11.Поляков А.А. Транспорт крупного города.- М.: Знание, 1967-64с.

Воспоминания об А.А. Полякове

А.А.Гольц

Первое знакомство было заочным в 1959г., готовясь в аспирантуру АКХ, прочел в Ленинке два тома докторской диссертации А.А. Полякова. Впечатление было исключительным, ибо до этого прочел массу макулатуры в текущих журналах и учебниках. Свободное знание европейских языков в те годы было весьма редким, особенно в среде специалистов по организации движения транспорта. А.А. Поляков использовал в своей работе источники на 6 языках. До сих пор выписки о состоянии мировой науки из этой диссертации являются для меня путеводной звездой.

Далее начались личные встречи. Впервые мы познакомились на аспирантской конференции 1961г. Алексей Александрович пригласил меня на доклад Л.И. Василевского в Доме ученых. Затем несколько встреч у него дома, знакомство с личной библиотекой и знаменитым его катологом. Думая, что стилю к аккуратности ссылок и систематизации фактического материала во многом обязан этим незабываемым встречам.

Помнятся также прогулки по Москве от Дома ученых до его дома в Мерзляковском переулке, во время которых А.А. откровенно рассказывал о приятных и неприятных обстоятельствах своего творческого пути. В частости, с сердцем сетовал о том, что не послушались его и сделали перегоны на новых линиях метрополитена большими и заглубления сверхбольшими. Удивительно, но он никогда не переходил на личности, - как будто океан знаний, в котором он плавал свободно, не позволял ему опуститься до дна человеческих страстей. От коллег по АКХ я слышал много нелицеприятного в его адрес. Однако через много лет он бескорыстно и много помогал своим бывшим обидчикам. Эта почти библейская доброта и любовь к людям вместе со сплавом исключительной эрудированности и порядочности, страстная приверженность однажды избранному пути- самые важные черты, на мой взгляд, этого незаурядного Человека и Ученого.

Далее он был первым оппонентом на моей кандидатской. Помнится как дотошно он доискивался, сам ли я решал дифференциальные уравнения и т.п. Всегда искренне и полной ложкой выставлял свои претензии. А его супруга очень была недовольна повышенными интонациями наших разговоров в соседней комнате.

Потом много лет мы встречались только на защитах диссертаций. Но однажды, помнится в конце семидесятых, он специально пригласил меня уже на новую квартиру и торжественно вручил пачку мелко исписанных каталожных карточек по истории и развитию городского пассажирского транспорта в городах мира, собранных им с середины тридцатых по середину пятидесятых годов. Они теперь лежат в ящиках моего каталога.

В последние годы его жизни мы больше перезванивались, хотя я пытался его заинтересовать и привлечь к написанию большого труда по мировому городскому транспорту. К сожалению, этим намерениям не суждено было сбыться, хотя программа с его пометками, редакционными и содержательными замечаниями тоже лежит в моих бумагах.

И еще одно важное обстоятельство. Во время моего визита к нему видел на его рабочем столе массу писем от коллег. Особенно по дальним адресам. Он старался как мог в его годы держать руку на пульсе научной жизни, помогая и одобряя молодых и зрелых ученых, вселял в них ту же страсть к творческой деятельности, которой его наградила природа сполна.