Ротенберг Яков Самойлович

Руководитель группы городского транспорта. Начал в 1930 году в «Гипрограде» в Харькове. В 1934г. центральный «Гипрогор» был переведен в Ленинград, где главным научным руководителем по транспортным вопросам стал проф. Г.В. Шелейховский. В состав транспортной группы входили направленные из Москвы инженеры И.Л. Перлин и И.Д. Перов, переведенный из Харькова (Гипроград УССР) инженер Я.С. Ротенберг и только что окончивший Ленинградский Политехнический инстигут инженер А.Ф. Соловьев.

В предисловии к работе 1936г. «Транспортные основания композиции городского плана» (отпечатанной в «Гипрогоре» на простой машинке на правах рукописи) Г.В. Шелейховский писал: «...автор считает себя обязанным отметить, что в создании предлагаемого метода решения транспортных вопросов планировки принимиал участие целый коллектив транспортной группы Гипрогора (инж., инж.Я.С. Ротенберг, И.Д. Перов, И.Л. Перлин, А.Ф. Соловьев и др.). Автору принадлежит лишь теоретическая внешность этого метода. Особенно обязанным автор считает себя руководителю транспортной группы Гипрогора инж. Я.С. Ротенбергу, который своей всегда смелой практикой решения транспортных вопросов планировки неизменно будит теоретическую мысль».

Свердлин Л.И.: Из работ Я.С.Ротенберга научно-практического характера у меня сохранилась лишь одна: «Нормативы подвижности населения в соцгородах для целей расчета внутригородского транспорта», датированная 1935годом, в виде книжечки, отпечатанной на машинке. Наряду с выполнением чисто проектных задач, о которых, в силу экономии текста, я стараюсь не упоминать, Я.С. Ротенберг еще в «дошелейховский» период искал способы расчета перспективньх пассажиропотоков. Это отмечал и сам Георгий Владимирович в предисловии к книге «Композиция городского плана как проблема транспорта» (машинописный текст, 1946г.): «Инж. Ротенбергом был сделан дальнейший шаг... Он начал строить провизорные графики трудовых и культурно-бытовых поездок, тем самым, положив начало расчётно- теоретическому методу проектирования городского транспорта».

Я.С.Ротенберг разрабатывал методологию расчетов вероятного числа внутригородских и пригородных передвижений населения (на примере Харькова и его пригородной зоны).

В 1948 году был назначен руководителем всех проектных работ по г. Рубцовску.

В 1950 году - руководитель транспортной группы института. Соавтор схем расселения и районных планировок районов: Куйбышевской ГЭС, Абакан-Минусинского, Бугульминского, Саратовской ГЭС и др. работ.

В 1951г — член Архитектурно-технического Совета института.

В 1952г. участвовал в разработке схемы районной планировки зоны Куйбышевской ГЭС (раздел «дорожная сеть»).

В 1954г. — транспортные разделы корректуры проекта планировки г.Орла, проекта планировки и застройки г.Хабаровска.

В 1957г. вышел на пенсию с должности руководителя транспортной группы.

Источники: Архив института Урбанистики, Свердлин Л.И. И. Демин, доктор архитектуры, зав. кафедры городского строительства Киевского национального университета строительства и архитектуры «Градостроительная наука в Украине» (2005г.)


© S.Waksman, 2002