Георгий Аркадьевич Варелопуло

16.10.1928 – 14.05.2005

 

О встречах с Георгием Аркадьевичем Варелопуло

 

В начале работ над транспортной частью Генплана Таллинна в 1965г. я столкнулся с необходимостью проведения натурных обследований и в первую очередь на пассажирском транспорте. Быстрое развитие городов и их транспортных систем в тот период уже требовали научных обоснований принимаемых проектных решений и методов обследований расселения и транспортных функций.

Поиск наиболее рациональных и свежих методик привел меня сперва в ЦНИИП градостроительства к  к.т.н. А.М. Якшину и инженеру А.И. Стрельникову, а затем в «Лабораторию измерений» управления пассажирского транспорта Мосгорисполкома, которую возглавлял главный инженер службы движения Георгий Аркадьевич Варелопуло.

Сотрудничество с этим человеком, переросшее затем в пожизненную дружбу, оказалось чрезвычайно интересным, продуктивным и полезным  для меня, для Таллинна, городов Эстонии и Прибалтийских стран.

Поставив задачу создать стройную математическую систему изучения, обработки, анализа и внедрения в практику работы пассажирского транспорта, Георгий Аркадьевич блестяще с ней справился. Разработанный им в 1962г. метод опросного (адресного) обследования позволял получать не только все характеристики работы маршрута, но и дать ответ на вопрос «откуда-куда» для каждого пассажира, т.е. построить диаграмму пассажирских корреспонденций для маршрута, части города и города в целом. Такая диаграмма – фундаментальная основа для анализа, реорганизации движения и проектных решений.

Разработанный метод обработки материалов обследования минимизировал ручной труд и предусматривал возможность использовать табуляционные машины на машинно-счетных станциях статистических управлений. Опросный метод обследования снижал трудоемкость обработки по сравнению с талонным методом в 6 раз. С 1967г. обработка и анализ данных выполнялись на ЭВМ.

В дальнейшем был создан метод расчета, который позволил обоснованно определить все параметры работы маршрута и получить в виде распечаток не только эти параметры, но и готовое расписание движения и график выпуска подвижного состава на линию. Таким образом, службы движения, парки и депо получили сразу все, о чем раньше могли лишь мечтать.

Георгий Аркадьевич Варелопуло родился 16 октября 1928 года в интеллигентной семье, которая поддерживала дружеские связи с людьми искусства. Георгий Аркадьевич вспоминал, как мальчиком глазел на разных знаменитостей, как Владимир Маяковский сажал его к себе на коленки, вспоминал и уроки вокала.

Трудовая деятельность на поприще пассажирского транспорта началась у Георгия Аркадьевича в 1947г., когда после учебы он поступил на работу в управление пассажирского транспорта Мосгорисполкома. В период 1949-1962 гг. он работал старшим инженером, а с 1962г. по 1985г. главным инженером службы движения этого управления и возглавлял работу «Лаборатории измерений».

Когда известность Георгия Аркадьевича перешагнула пределы Москвы и затем отечества, его стали приглашать специалисты и власти разных городов и стран. В качестве консультанта он посетил Болгарию, Чехословакию, Югославию, Аргентину, Колумбию. По состоянию здоровья он вынужден был в 1985 году уйти на пенсию. После болезни гриппом и осложнения на легкие 14 мая 2005 г. Георгия Аркадьевича не стало.

Человек он был высокий, красивый с врожденным аристократизмом. Абсолютно честный, бескорыстный, добрый, тактичный, верный, уравновешенный и сильный в своей целеустремленности и исполнении общественного долга. Хороший товарищ и светский собеседник, бывало любил пригубить массандровского вина или азербайджанского кагора «Шамахы» и спеть своим замечательным басом любимые арии.

Как человек и как специалист Георгий Аркадьевич был одним из последних «могикан» русской интеллигенции и память о нем навсегда останется с нами, имевшими счастье знать этого талантливого, умного, разностороннего человека.

Эдуард Шергалин

 

Удивительный Георгий Аркадьевич

 

Личный контакт с Г.А.Варелопуло у меня произошел довольно поздно, уже после его выхода на пенсию. Сначала мы редко пересекались на совещаниях, но поскольку наши аспекты деятельности не совсем совпадали (я более градостроитель-планировщик, он – признанный специалист в сфере управления общественным транспортом; я более расчетчик, он – разработчик методов обследований), то и прямых контактов не было. Мой первый начальник Виктор Петрович Ходатаев (к.т.н., инженер путей сообщения, член художественного совета театра Станиславского и Немировича-Данченко), вводя меня в курс персон, значимых в транспортной науке, советовал присмотреться к Георгию Аркадьевичу. Мой первый учитель Анатолий Михайлович Якшин обратил внимание на качество заключений, подготовленных Варелопуло по авторефератам или в роли представителя ведущей организации. Так вот, как правило, по глубине проникновения в проблему его отзывы превышали реферируемые работы, но всегда были положительными. На это же указывал и Алексей Александрович Поляков (ему особая признательность за то, что он воздержался от отзыва на мой автореферат – не мог согласиться с моим ходом рассуждений, но, уважая школу А.М.Якшина, не хотел мешать судьбе соискателя).

Уже после распада Союза в редкие приезды из Таллинна в Москву Эдуарда Эмилиевича Шергалина, мы всегда заезжали в Сергиев Посад на дачу к Варелопуло. Встречал он нас у ворот поселка, помогал аккуратно поставить машину на крохотном участке, затем сидение в миниатюрной комнатке выстроенного им лично домика. В первый мой приезд, рассказывая о себе, он упомянул о начале своей актерской карьеры солистом Большого театра с Шаляпинским репертуаром. Слушали граммофонные записи. Объяснил, что из-за туберкулеза вынужден был оставить сцену, но не жалеет ибо взамен обрел интереснейший предмет изучения. Особо отмечал, что изюминой профессии является служение жителям городов, чьи интересы выявляются методами обследований. В последующие встречи он по нашей просьбе пел сам. Каждый раз торжественно-значимо вставая из-за стола и устремив взгляд в виртуальный зрительный зал перед собой. В нашу последнюю встречу я попросил его исполнить самую любимую мною вещь – «Однозвучно гремит колокольчик…». Как я был рад, что он угадал и любимый мною вариант мелодии.

После его ухода из жизни я получил от него посмертный подарок – брошюру с его горькой сказкой о перестройке. Постараюсь перевести эту сказку в электронный вид и дать возможность и другим ознакомиться с ней. В устных беседах он не позволял себе каких-либо оценок ситуации, но, судя по написанным им текстам, ощущается горечь невозможности повлиять на устройство нашего общества в интересах простых граждан. С образцом его сарказма можно ознакомиться по началу написанной им пьесы для Театра Абсурда http://www.sovross.ru/old/2003/092/092_6_2.htm.  Один только перечень действующих лиц и кратких их характеристик чего стоит!

Обращаясь к читателям, хотел бы дополнить воспоминания Э.Шергалина: пусть образы наших незаурядных коллег будет в памяти не только их современников, но и последующих поколений специалистов и граждан.

Александр Стрельников