Георгий Аркадьевич Варелопуло
16.10.1928 – 14.05.2005
О встречах с Георгием Аркадьевичем
Варелопуло
В начале работ над транспортной частью Генплана
Таллинна в 1965г. я столкнулся с необходимостью проведения натурных
обследований и в первую очередь на пассажирском транспорте. Быстрое развитие
городов и их транспортных систем в тот период уже требовали научных обоснований
принимаемых проектных решений и методов обследований расселения и транспортных
функций.
Поиск наиболее рациональных и свежих методик привел
меня сперва в ЦНИИП градостроительства к
к.т.н. А.М. Якшину и инженеру А.И. Стрельникову, а затем в «Лабораторию
измерений» управления пассажирского транспорта Мосгорисполкома, которую
возглавлял главный инженер службы движения Георгий Аркадьевич Варелопуло.
Сотрудничество с этим человеком, переросшее затем в
пожизненную дружбу, оказалось чрезвычайно интересным, продуктивным и
полезным для меня, для Таллинна, городов
Эстонии и Прибалтийских стран.
Поставив задачу создать стройную математическую систему
изучения, обработки, анализа и внедрения в практику работы пассажирского
транспорта, Георгий Аркадьевич блестяще с ней справился. Разработанный им в
1962г. метод опросного (адресного) обследования позволял получать не только все
характеристики работы маршрута, но и дать ответ на вопрос «откуда-куда» для
каждого пассажира, т.е. построить диаграмму пассажирских корреспонденций для
маршрута, части города и города в целом. Такая диаграмма – фундаментальная
основа для анализа, реорганизации движения и проектных решений.
Разработанный метод обработки материалов обследования
минимизировал ручной труд и предусматривал возможность использовать
табуляционные машины на машинно-счетных станциях статистических управлений.
Опросный метод обследования снижал трудоемкость
обработки по сравнению с талонным методом в 6 раз. С 1967г. обработка и
анализ данных выполнялись на ЭВМ.
В дальнейшем был создан метод расчета, который
позволил обоснованно определить все параметры работы маршрута и получить в виде
распечаток не только эти параметры, но и готовое расписание движения и график
выпуска подвижного состава на линию. Таким образом, службы движения, парки и
депо получили сразу все, о чем раньше могли лишь мечтать.
Георгий Аркадьевич Варелопуло родился 16 октября 1928
года в интеллигентной семье, которая поддерживала дружеские связи с людьми
искусства. Георгий Аркадьевич вспоминал, как мальчиком глазел на разных
знаменитостей, как Владимир Маяковский сажал его к себе на коленки, вспоминал и уроки вокала.
Трудовая деятельность на поприще пассажирского
транспорта началась у Георгия Аркадьевича в 1947г., когда после учебы он
поступил на работу в управление пассажирского транспорта Мосгорисполкома. В
период 1949-1962 гг. он работал старшим инженером, а с 1962г. по 1985г. главным
инженером службы движения этого управления и возглавлял работу «Лаборатории
измерений».
Когда известность Георгия Аркадьевича перешагнула
пределы Москвы и затем отечества, его стали приглашать специалисты и власти
разных городов и стран. В качестве консультанта он посетил Болгарию,
Чехословакию, Югославию, Аргентину, Колумбию. По состоянию здоровья он вынужден
был в 1985 году уйти на пенсию. После болезни гриппом и осложнения на легкие 14
мая 2005 г. Георгия Аркадьевича не стало.
Человек он был высокий, красивый с врожденным
аристократизмом. Абсолютно честный, бескорыстный, добрый, тактичный, верный,
уравновешенный и сильный в своей целеустремленности и исполнении общественного
долга. Хороший товарищ и светский собеседник, бывало любил пригубить
массандровского вина или азербайджанского кагора «Шамахы» и спеть своим
замечательным басом любимые арии.
Как человек и как специалист Георгий Аркадьевич был
одним из последних «могикан» русской интеллигенции и память о нем навсегда
останется с нами, имевшими счастье знать этого талантливого, умного,
разностороннего человека.
Эдуард
Шергалин
Удивительный Георгий Аркадьевич
Личный контакт с Г.А.Варелопуло у меня произошел
довольно поздно, уже после его выхода на пенсию. Сначала мы редко пересекались
на совещаниях, но поскольку наши аспекты деятельности не совсем совпадали (я
более градостроитель-планировщик, он – признанный специалист в сфере управления
общественным транспортом; я более расчетчик, он – разработчик методов
обследований), то и прямых контактов не было. Мой первый начальник Виктор
Петрович Ходатаев (к.т.н., инженер путей сообщения, член художественного совета
театра Станиславского и Немировича-Данченко), вводя меня в курс персон,
значимых в транспортной науке, советовал присмотреться к Георгию Аркадьевичу.
Мой первый учитель Анатолий Михайлович Якшин обратил внимание на качество
заключений, подготовленных Варелопуло по авторефератам или в роли представителя
ведущей организации. Так вот, как правило, по глубине проникновения в проблему
его отзывы превышали реферируемые работы, но всегда были положительными. На это
же указывал и Алексей Александрович Поляков (ему особая признательность за то,
что он воздержался от отзыва на мой автореферат – не мог согласиться с моим
ходом рассуждений, но, уважая школу А.М.Якшина, не хотел мешать судьбе
соискателя).
Уже после распада Союза в редкие приезды из Таллинна в
Москву Эдуарда Эмилиевича Шергалина, мы всегда заезжали в Сергиев Посад на дачу
к Варелопуло. Встречал он нас у ворот поселка, помогал аккуратно поставить
машину на крохотном участке, затем сидение в
миниатюрной комнатке выстроенного им лично домика. В первый мой приезд, рассказывая о себе, он упомянул о начале
своей актерской карьеры солистом Большого театра с Шаляпинским репертуаром.
Слушали граммофонные записи. Объяснил, что из-за туберкулеза вынужден был
оставить сцену, но не жалеет ибо взамен обрел интереснейший предмет изучения.
Особо отмечал, что изюминой профессии является служение жителям городов, чьи
интересы выявляются методами обследований. В последующие встречи он по нашей
просьбе пел сам. Каждый раз торжественно-значимо вставая из-за стола и устремив
взгляд в виртуальный зрительный зал перед собой. В нашу последнюю встречу я
попросил его исполнить самую любимую мною вещь – «Однозвучно гремит
колокольчик…». Как я был рад, что он угадал и любимый мною вариант мелодии.
После его ухода из жизни я получил от него посмертный
подарок – брошюру с его горькой сказкой о перестройке. Постараюсь перевести эту
сказку в электронный вид и дать возможность и другим ознакомиться с ней. В
устных беседах он не позволял себе каких-либо оценок ситуации, но, судя по
написанным им текстам, ощущается горечь невозможности повлиять на устройство
нашего общества в интересах простых граждан. С образцом его сарказма можно
ознакомиться по началу написанной им пьесы для Театра Абсурда http://www.sovross.ru/old/2003/092/092_6_2.htm.
Один только перечень действующих лиц и
кратких их характеристик чего стоит!
Обращаясь к читателям, хотел бы дополнить воспоминания
Э.Шергалина: пусть образы наших незаурядных коллег будет в памяти не только их
современников, но и последующих поколений специалистов и граждан.
Александр
Стрельников