Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния
 

Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг@Mail.ru
 

Заблоцкий Георгий Антонович
(1938-1997)

Е.А. Рейцен

Передо мной личное дело №48 кандидата технических наук ЗАБЛОЦКОГО Георгия Антоновича, доцента кафедры городского строи-тельства КИСИ, на которой он проработал 10 лет, с февраля 1979 г. по февраль 1989 г.

Листаю пожелтевшие страницы и возникает образ Юры, которого я хорошо знал еще со студенческих лет: вот он студент, вечно сомневающийся и отстаивающий свои убеждения; вот он играет на гитаре в студен-ческом театре «Свет»; вот он художник – пишет изумительные акварели; вот он карикатурист – выпускает сатирическое приложение «Светильник» к факультетской газете «Градостроитель»; вот он спорт-смен-турист, виртуозно управляет байдаркой; вот он уже известный уче-ный, консультирует аспирантов.

Скупые строчки биографии… Родился 27.08.1938 г. в Киеве в семье служащего. В 1960 г. окончил факультет ГСХ КИСИ. До 1964 г. работал в Гипрограде (инженер, старший инженер, руководитель группы). Затем до 1978 г. в КиевНИИПградостроительства (гл.спец., с.н.с., зав.сектором сис-темного анализа в градостроительстве). В 1984 г. – диплом доцента кафед-ры городского строительства. В этом же году берет шестимесячный твор-ческий отпуск для окончания докторской диссертации «Социально-транспортные предпосылки моделирования освоения территории городов и систем расселения». В начале 1989 г. возвращается в КиевНИИП градо-строительства на должность ведущего научного сотрудника отдела разви-тия и реконструкции городов. За время работы в проектных и исследовательских организациях участвовал в разработке (как автор, соавтор или ГИП) генпланов и комплексных схем транспорта городов Чернигова, Хер-сона, Запорожья, Кривого Рога, Днепропетровска, Харькова, Киева и др.

Георгий Антонович не успел отпраздновать свое 60-летие – в начале 1997 г. его уже не стало…

С чего начинался Георгий Антонович как ученый? Пожалуй, уже с выбора темы дипломного проекта. В 1959 г. мне, тогда молодому асси-стенту кафедры городского строительства, зав.кафедрой Г.Ф. Богацкий по-ручил обновить список традиционных тем дипломных проектов. В частно-сти, в области транспорта студентам на выбор были впервые предложены темы: проект монорельсового транспорта в г. Киеве, применение вертолет-ного транспорта в г.Киеве для связи с местами загородного отдыха, приме-нение жиробусного транспорта в г.Измаиле… Георгий Антонович выбрал «монорельсовый транспорт», по которому тогда и литературы-то не было. Трасса, которую он обосновал для организации монорельсового сообще-ния и сейчас остается актуальной для г. Киева; он предложил связать Печерск и район кабельного завода линией, проложенной по склонам вдоль Днепра, включая Владимирскую горку. Это позволяло обеспечить беспе-ресадочное сообщение между этими пунктами, с одной стороны, и привле-чение туристов для обозрения заднепровских далей, с другой. Впоследст-вии, работая уже в Гипрограде, Георгий Антонович предложил трассу для монорельса в Кривом Роге; позже здесь был построен скоростной трамвай с подземными участками, но трасса его почти полностью совпадала с предложенной Георгием Антоновичем.

В 1969 г. мне было поручено (от кафедры) писать рецензию на дис-сертацию Георгия Антоновича: «Исследование закономерностей распреде-ления пассажиропотоков на сетях городского транспорта», блестяще за-щищенную им 3 ноября 1969 г. Прошло уже 28 лет, а идеи, высказанные Георгием Антоновичем, развиваются его последователями и сегодня. Дос-таточно сказать, что Георгий Антонович при обосновании выбора конку-рирующих маршрутов следования на ГПТ смело применил основной пси-хофизический закон Вебера-Фехнера и получил интересные результаты. Параллельно он использовал новейшие по тем временам математические методы, в частности теорию графов. Кроме того, положения диссертации вошли как главная составная часть «Основных положений проектирования комплексных схем транспорта крупных городов» [18].

В томе 3 «Развитие строительной науки и техники в Украинской ССР» (К.: Наукова думка, 1990) на странице 37 читаем: «научным фундаментом градостроительства 70-х годов явились разработка теории расселения, во-просы научного прогнозирования и перспективного проектирования сис-темы населенных мест и формирование структуры городов разной величи-ны и народнохозяйственного профиля, чему предшествовали труды на базе нового функционального и структурно-системного подхода к изучению се-ти населенных мест, выполненные Н.М. Деминым, Г.А. Заблоцким, Г.И. Лавриком, В.И. Нудельманом, И.А. Фоминым и др.»
Сам Георгий Антонович очень ценил (лично мне неоднократно гово-рил об этом) то, что Дж. Вильсон в книге «Энтропийные методы модели-рования сложных систем (пер. с англ., М.: Наука, 1978) ссылался на его работу [2]. Хочу также подчеркнуть, что настольными книгами Георгия Антоновича были: Изард У. «Методы регионального анализа: введение в науку о регионах» (пер. с англ. 1968) и Шеннон «Имитационное моделиро-вание: искусство и наука», которые мне приходилось на время у него брать…

Трудно найти автореферат, посвященный исследованию ГПТ, чтобы там не упоминалось имя Г.А. Заболоцкого. Маститые авторы, чьи имена хорошо известны, ссылаются на труды Георгия Антоновича. Например, Н.В. Правдин, В.Я. Негрей в книге «Прогнозирование пассажирских пото-ков», Э.В. Шабарова – в книге «Система пассажирского транспорта города и агломерации» (Рига-1981)… Часто на работы Г.А. Заблоцкого ссылается Г.А. Гольц.

Транспортный мэтр М.С.Фишельсон в учебнике, написанном совме-стно с Е.В. Овечниковым («Городской транспорт», М.: ВШ, 1978), не при-водя в конце общего списка литературы, все же на стр. 284 счел необходи-мым сослаться на работу [8].

Так что в своем роде Георгий Антонович Заблоцкий – классик не только украинской, но и СНГовской транспортной науки.
Необходимо упомянуть еще об одной стороне деятельности Г.А. За-блоцкого – о его педагогической работе на кафедре городского строитель-ства КИСИ, где он был всеобщим любимцем. Здесь он создал и читал курс «Социология градостроительства», выпустив по нему в 1983 г. учебное пособие.

Последней книгой Георгия Антоновича была книга «Транспорт в го-роде» (К.: Будiвельник, 1986 – 95 с.), в которой он писал: «…Оценив соци-альную эффективность затрат времени, можно было бы оценить и эконо-мическую эффективность автомобилизации городов, и это была бы не уз-коведомственная экономика, стремящаяся минимизировать капиталовло-жения и эксплуатационные затраты при решении частных задач, а эконо-мика государственная, когда социальный результат является главным кри-терием любых затрат, на которые идет общество».

Таким мы помним Георгия Антоновича Заблоцкого – Человека с большой буквы, талантливого ученого и педагога.

Основные публикации по транспортным системам городов

1. Заблоцкий Г.А., Штундель Э.В. Комплексная система транспорта Запоро-жья / Вопросы градостроительства, вып. 7. –Киев: Будiвельник, 1965.
2. Заблоцкий Г.А. Применение электронно-вычислительных машин для опре-деления перевозок городского пассажирского транспорта при перспектив-ном планировании городов / Математические методы в градостроительстве. – Киев: Будiвельник, 1966, с. 52-60 (В помощь проектировщику-градостроителю, вып. 7).
3. Заблоцкий Г.А., Левитан Я.Б. Уличные магистрали и транспорт // Строи-тельство и архитектура, 1967, №11.
4. Заблоцкий Г.А. Применение математических методов при решении некото-рых задач проектирования транспорта / Градостроительство. Городской транспорт / Межведомственный респуб. науч.-техн. сб. – Киев: Бу-дiвельник, 1967, с. 61-69.
5. Заблоцкий Г.А. Распределение потоков пассажиров и машин на транспотр-ной сети города // Транспорт и планировка городов / Материалы науч.-техн. конф. в г.Харькове. – Киев, 1967.
6. Заблоцкий Г.А., Брановицкая С.В., Бакев А.А. Прогнозирование перевозок пассажиров и транспорта в городах // Применение математических методов в экономических исследованиях. – Киев: Наукова думка, 1967.
7. Заблоцкий Г.А., Левитан Я.Б. Решение системы городского транспорта в генеральном плане Киева // Генеральные планы крупных городов. – Киев: Будiвельник, 1967.
8. Старинкевич А.К., Заблоцкий Г.А. Задачи разработки и обоснование соста-ва материалов комплексных схем транспорта крупных городов // Транспорт и планировка городов / Материалы науч.-техн. конф. – Киев, 1967.
9. Старинкевич А.К., Заблоцкий Г.А. Исследование закономерностей пере-движения городского населения // Градостроительство. Городской транс-порт. – Киев: Будiвельник, 1967, с. 11-23.
10. Заблоцкий Г.А. Методы расчета потоков пассажиров и транспорта в горо-дах / Науч. ред. А.К. Старинкевич. – М.: ЦНТИ по гражд. строит. и архит., 1968. – 92с. (лит.: с. 89-90; 50 назв.).
11. Заблоцкий Г.А. О перспективных расчетах и их реализации // Актуальные вопросы развития городского транспорта в Таллине / Материалы городской научно-технической конференции (17-19 марта 1966 г.). – Таллин, 1968, с. 126-128.
12. Заблоцкий Г.А., Брановицкая С.В. Применение математических методов и ЭВМ для расчетов перспективных пассажиропотоков в городах // Примене-ние математических методов в экономических исследованиях и планирова-нии. Вып. 2. – Киев: Институт кибернетики, 1968.
13. Заблоцкий Г.А., Старинкевич А.К. Транспортные системы крупных городов УССР / Обзор. – М.: ЦНТИ по гражд. строит. и архит., 1968. – 86 с.
14. Заблоцкий Г.А. Методы анализа транспортной системы города // Градо-строительство. Проблемы скоростного транспорта в крупных городах / Межведомств. респуб. науч.-техн. сб. – Киев: Будiвельник, 1969, с. 3-7.
15. Заблоцкий Г.А. Теоретические основы распределения пассажиропотоков на сети массового пассажирского транспорта // Градостроительство. Пробле-мы скоростного транспорта в крупных городах / Межведомств. респуб. на-уч.-техн. сб. – Киев: Будiвельник, 1969, с. 29-35.
16. Заблоцкий Г.А. Оценка качества городских земель с учетом организации транспортного обслуживания территории // Вопросы формирования транс-портных систем городов. – Киев: КиевНИИПград, 1970.
17. Заблоцкий Г.А. Принципы прогнозирования межселенных пассажирских перевозок // Внешний транспорт в планировке городов и пригородных зо-нов. – Киев, 1970, с.5-14.
18. Заблоцкий Г.А., Старинкевич А.К. Основные положения проектирования комплексных схем транспорта крупных городов. – Киев: КиевНИИПград, 1970.
19. Заблоцкий Г.А., Харченко В.Е. Теоретические основы формирования тру-довых связей // Планировка городских агломераций. – Киев: КиевНИИП-град, 1971.
20. Заблоцкий Г.А. Общие предпосылки прогнозирования миграций населения // Демографические тетради. Вып. 4-5. – Киев: Наукова думка, 1972
21. Заблоцкий Г.А. Социальные аспекты прогнозирования расселения // Акту-альные проблемы градостроительной демографии. – Киев, 1972.
22. Заблоцкий Г.А., Фомин И.А. Математическое моделирование зон трудового тяготения (теоретические основы) / Прогнозирование системы населенных мест (математические модели). – Киев: КиевНИИПград, 1972.
23. Заблоцкий Г.А. Моделирование функциональных связей и развития градостроительных объектов // Количественные методы в проведении научных исследований по градостроительству. – Киев: КиевНИИПград, 1973.
24. Транспорт и модели планировочной структуры города / Обзор. – М.: ЦНТИ по гражд. строит. и архит., 1973. – 46 с.
25. Заблоцкий Г.А., Фомин И.А. Измерение «социального качества» варианта городского плана с помощью метода потенциалов // Количественные мето-ды в проведении научных исследований по градостроительству. – Киев: КиевНИИПград, 1973.
26. Заблоцкий Г.А. Развитие системы транспорта // Реконструкция и развитие крупных городов УССР. – Киев: Будiвельник, 1974.
27. Заблоцкий Г.А. Оценка социальных условий пространственной структуры системы расселения // Градостроительство. - Киев: Будiвельник, 1975.
28. Заблоцкий Г.А. Социальные основы развития городов. – М.: Стройиздат, 1975.
29. Заблоцкий Г.А. Определение функциональных связей и территориального развития систем расселения. Методические рекомендации. – Киев: Киев-НИИПград, 1976.
30. Заблоцкий Г.А. Принципы анализа структуры градостроительных объектов // Математические методы решения комплексных задач градостроительного проектирования. – М.: Стройиздат, 1977.
31. Заблоцкий Г.А. Принципы определения границ и членения территориаль-ных объектов // Математические методы решения комплексных задач гра-достроительного проектирования. – М.: Стройиздат, 1977, с. 50-56.
32. Заблоцкий Г.А., Блайвас Л.М. Моделирование оценки городской среды как проблемы имитации поведения населения // Преобразование среды круп-ных городов. – Киев: КиевНИИПград, 1977.
33. Заблоцкий Г.А., Замно Л.А. Расчет посещаемости мест массового кратко-временного отдыха с помощью имитационного моделирования // Формиро-вание и планировочная структура курортно-рекреационных образований. – Киев, 1977.
34. Заблоцкий Г.А., Харченко В.Е. Использование модели возможностей для анализа и прогнозирования расселения в промышленных районах Донбасса // Проблемы моделирования в градостроительстве и районной планировке. – Киев: КиевНИИПград, 1977.
35. Заблоцкий Г.А. К вопросу комплексной социально-экономической оценки эффективности варианта размещения жилищного строительства // Градо-строительство. Вып. 26 - Киев: Будiвельник, 1979, с. 11-16.
36. Заблоцкий Г.А. Влияние метрополитена на градостроительную оценку тер-ритории // Метрополитен и планировка крупнейшего города / Тезисы док-ладов респ. науч.-техн. конф. (24-26 сентября 1980 г.) – Харьков, 1980, с.86-88.
37. Заблоцкий Г.А. Прогнозирование пассажиропотоков с помощью модели поглощения // Развитие сети городских улиц и дорог / Тезисы докладов Всесоюз. науч.-техн. конф. 21-22 мая 1981 г., Шауляй. Ч.1.- Шауляй, 1981, с. 59-62.
38. Заблоцкий Г.А. Транспорт в городе. - Киев: Будiвельник, 1986. - 96 с.