ПАМЯТИ  В.С. ГРИЦОВСКОГО

08.05.1934-12.11.2007


12 ноября 2007 года в Германии после тяжелой продолжительной болезни ушел от нас один из старейших транспортников-градостроителей Виктор Самсонович Грицовский.
Он был одним из заметных отпрысков знаменитой школы проф. М.С. Фишельсона. После окончания Ленинградского инженерно-строительного института в 1958 году Виктор Самсонович Грицовский пришел ко мне в АПМ-1 «Ленгипрогора», где я проработал уже «целых два года». Поэтому мне трудно назвать его своим учеником; но то, что мы очень быстро подружились как творческие единомышленники и просто люди, – это точно. Виктор быстро вошел в число подающих надежды молодых специалистов и оправдал их, заняв достойное место в ряду градостроителей-планировщиков.

В 1962 году в «Ленгипрогор» приехал главный инженер «Бюро Генерального плана г. Риги» с просьбой оказать помощь в выборе варианта створа нового мостового перехода через реку Даугаву, что мы с Виктором Самсоновичем успешно сделали, т.к. уже были наработки моей будущей диссертации на эту тему. Построенный вскоре мост по т. н. «островному варианту» - его первый вклад в транспортную инфраструктуру столицы Латвии. Как следствие, в 1963 году мы получили приглашение принять участие в разработке генерального плана Риги. По профессиональной заинтересованности и семейным обстоятельствам Виктор Самсонович дал согласие на переезд в Ригу.

О рижском периоде его жизни вспоминает его коллега доктор инженерных наук Ия Дмитриевна Ниедоле: «Виктор Самсонович Грицовский приехал на работу в Ригу в составе бригады ленинградских специалистов в 1963 году, по приглашению главного архитектора города для участия в разработке Генерального плана. Он начал работать в качестве главного инженера проекта по транспортно–градостроительым вопросам. С его приездом коренным образом изменилось отношение к решению инженерных транспортных задач. Если прежде архитекторы рисовали «красивые» транспортные развязки и этим ограничивалось взаимовлияние планировочной структуры и транспортной организации, то в работу был привнесен творческий подход, основанный на теоретических и практических знаниях и несомненном энтузиазме при их пополнении. При участии Виктора Самсоновича был разработан первый послевоенный генплан Риги, с блеском одобренный в Союзном Госстрое.

Затем, под руководством и при непосредственном участии Виктора Самсоновича в теоретическом и практическом обосновании принимаемых решений, разрабатывался один из первых в СССР проект «Скоростного рельсового транспорта (СЭРТ) для Риги» – скоростного трамвая с подземными участками в центре города. Эта идея и в настоящее время актуальна, и сейчас разрабатывается технический проект на прокладку подземной трассы трамвая на одном из предложенных еще в то время участков. Неоценима роль Виктора Самсоновича в преобразовании и создании ряда транспортных узлов города. Он сплотил вокруг себя инженеров–единомышленников, требуя от них творческого подхода и инженерного обоснования любого принимаемого решения, постоянно сам являясь в этом образцом. Искренней заинтересованностью и творческим подходом к работе Виктор Самсонович завоевал большой авторитет в городе среди специалистов–планировщиков, который сохраняется до сих пор у работавших вместе с ним.

Виктор оставил о себе в Риге яркие воспоминания как о талантливом инженере, тонком и остроумном человеке. До настоящего времени в Риге разработаны уже три новых генплана города с идеями, преемственными и развивающими предложения генплана 60–х годов, оправдавшими себя во времени Часто у нас говорят и поныне: «А ведь так говорил Грицовский - и он был прав».

В период пребывания Виктора Самсоновича в Риге меня ежегодно приглашали в Бюро Генплана, ставшего впоследствии «Латгипрогорстроем», в качестве консультанта, где я непосредственно наблюдал за процессом его творчества. Особенно меня поразила тщательность и научная новизна обоснований СЭРТа, например, оптимальной длины перегона скоростного трамвая, которые и сейчас были бы украшением соответствующих научных разработок.

В 1970 году Виктор Самсонович вернулся в «Ленгипрогор» (теперь РосНИПИ Урбанистики), где с некоторыми перерывами проработал до 1998 года. Его профессиональная деятельность была связана с крупномасштабными проектами института, среди которых КТС Казани, генеральный план Спитака в Армении, генеральный план новой столицы Ингушетии г.Магаса, «Схема функционального зонирования прибрежных территорий Ленинградской области» и др. Разработка генплана Спитака, разрушенного сильнейшим землетрясением, практически велась на месте в тяжелейших условиях, требовавших не только знаний, но определенного подвижничества.

В этот же период Виктор Самсонович сравнительно небольшое время проработал главным специалистом транспортного отдела ГлавАПУ тогда еще Ленгорисполкома. По свидетельству А.П. Жуковского, Виктор и там своей скрупулезной и результативной деятельностью завоевал симпатии окружающих специалистов и городских служб.

После 1998 года и до отъезда в Германию, Виктор успел поработать пару лет в Градостроительном Инжиниринговом центре С-Петербурга.

Все, кто общался с Виктором Самсоновичем, помнят его градостроительное чутье, инженерный талант, высокий профессионализм, философский склад ума, интеллигентность, редкое умение выслушать мнение коллег, обсудить (как он говорил «обкашлять») сообща проблему, принять точку зрения другого специалиста. Профессиональное общение с ним было всегда интересно и результативно, эти качества привлекали к нему и вызывали чувство глубокого уважения.

И не только профессиональное общение. Несмотря на заикание, Виктор был талантливым рассказчиком; содержание и манеру его повествований обожали все, особенно дамы. Не случайно его жизнь продолжается в трех взрослых детях: старшем сыне, проживающем в ФРГ, среднем сыне, находящемся в Хайфе, и младшей дочери, живущей в Германии.

В силу своей природной самобытности, Виктор Самсонович не приобрел ученых званий и степеней, весьма невелик багаж его научных публикаций, но вклад в наше общее градостроительное дело, которому он посвятил всю свою жизнь, бесценен.


Светлая память.

Л.И. Свердлин


© S.Waksman 2002.