О М.А. Пиире

Не стало Михаила Александровича Пиира. В главной петербургской газете – «Санкт-Петербургские ведомости» был опубликован следующий некролог:

«Комитет по градостроительству и архитектуре правительства Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский союз архитекторов, ЗАО«Петербургский НИПИград», ГУП «Ленгипроинжпроект» с глубочайшим прискорбием извещают, что 12 апреля 2005 года после продолжительной болезни на 71-м году жизни скончался старейший специалист, один из руководителей КГА, сотрудник Петербургского НИПИграда, член Союза архитекторов

Михаил Александрович ПИИР.

Михаил Александрович прошел славный путь от рядового инженера ЛенНИИпроекта до заместителя начальника Главного архитектурно-планировочного управления, был главным инженером института Генерального плана Санкт-Петербурга, главным специалистом института НИПИграда.

М. А. Пиир – один из авторов трех Генеральных планов развития Ленинграда – Санкт-Петербурга, действительный член Российской академии транспорта.

Вся творческая деятельность М. А. Пиира была направлена на развитие города. Этому делу он отдавал все силы, энергию, знания и опыт. Михаил Александрович был тонким интеллигентным человеком, истинным петербургским созидателем…».

Михаил Александрович родился в Ленинграде в 1934 г. в семье служащих. Отец – Пиир Александр Иванович – инженер-конструктор лесовозов. Мать – Износкова Татьяна Николаевна (внучка А.А. Бенуа) – лаборант геологоразведочного института.

Все годы Великой Отечественной войны он провел с матерью в блокадном Ленинграде (отец ушел на фронт). После окончания школы поступил в Ленинградский Инженерно-строительный институт, на факультет Городского строительства и хозяйства, где курс городского транспорта читал профессор М. С. Фишельсон.

Получив диплом с отличием, с ноября 1958 г. начал работать в архитектурно-планировочной мастерской № 1 института Ленпроект. Совместно с «птенцами фишельсоновского гнезда» - А.П. Жуковским и А.Г. Дынкиным, несколько позже присоединившейся Р.М. Пиир (Баушевой), ставшей впоследствии его женой, он являлся разработчиком транспортных разделов ряда проектов детальной планировки города. Таких как район Обводного канала, районов Малой и Большой Охты, которые в настоящее время уже реализованы. Следует отметить, что с первых лет работы М.А. Пиир проявил незаурядные творческие способности, которые отразились в ряде оригинальных предложений, например, осушить Обводный канал и проложить по его дну магистраль непрерывного движения. Наряду с продолжением проектно-планировочной деятельности по разработке транспортных разделов ряда градостроительных проектов (городов Пушкина, Петродворца, Кронштадта, северо-западной части города и др.), М.А. Пиир принял активное участие в разработке Генерального плана развития Ленинграда, утвержденного в 1966 г.

Уже на этом этапе работы в период 1963-65 гг. М.А. Пиир предпринял первые шаги внедрения в практику градостроительного проектирования математического моделирования транспортной системы города, которое получило в течение последующих десяти лет практическую реализацию и признание со стороны отечественных ученых и проектировщиков.

Незаурядные способности Миши (так его ласково звали старые коллеги) быстро выделили его из круга специалистов ЛенНИИпроекта. В 1962 г., совсем еще молодым человеком в возрасте 27 лет, он стал главным специалистом по транспорту, а затем – начальником отдела городского и внешнего транспорта Архитектурно-планировочного управления Исполкома Ленсовета.

Специалист высокой квалификации, обладавший высокой эрудицией в транспортных и инженерных вопросах градостроительства, М.А. Пиир в 1974 году был назначен на должность заместителя начальника Главного Архитектурно-планировочного управления Исполкома Ленсовета. Находясь на этой должности и являясь по характеру выполняемой работы главным инженером города, М.А. Пиир не утратил связи с градостроительным проектированием. Он осуществляет научно-методическое руководство разработкой Комплексной схемы развития всех видов пассажирского транспорта в Ленинграде, утвержденной Советом Министров России в 1975 г., Генеральной схемы планировочной организации и использования подземного пространства Ленинграда (1979 г.), Генеральной схемы развития ленинградского метрополитена (1980 г.) и ряда других проектов. За период его работы в ГлавАПУ были разработаны под его руководством и утверждены генеральные схемы развития всех отраслей инженерного хозяйства города. Был разработан, утвержден и начат реализацией проект защиты Ленинграда от наводнений, идея которого была предусмотрена Генеральным планом развития Ленинграда, утвержденным в 1966 г.

Все эти работы были направлены на реализацию Генерального плана развития Ленинграда. В организации их проектирования и утверждения роль М.А. Пиира имела основополагающее значение. Он принимал непосредственное участие в планировочном решении, расчетах, обоснованиях необходимости и защите проектов строительства всех линий метрополитена, а также важнейших инженерно-транспортных сооружений, которые строились в Ленинграде в период 1975-90 гг.

С первых дней создания института Генерального плана Ленинграда М.А. Пиир становится его главным инженером, занимаясь как проектной, так и научной работой. Он руководит разработкой инженерных и транспортных разделов в составе единого Генерального плана развития Ленинграда и Ленинградской области, утвержденного в 1987 г.

В 1992 г. он принимает участие в составе авторского коллектива в конкурсном проекте концепции градостроительного развития Санкт-Петербурга, который получает первую премию. В дальнейшем он руководит, в качестве главного инженера проекта, разработкой ПДП района «Северная Долина» (совместно с финскими градостроителями), а также анализом реализации Генерального плана развития Ленинграда до 2005 г.

Последующие годы были для Михаила Александровича также весьма плодотворными: участие в разработке проектов реконструкции центра Санкт-Петербурга, в частности, зоны Невского проспекта, Дворцовой и Театральной площадей по решению их транспортного и инженерного обеспечения, проектированию ряда сложных узлов кольцевой автомобильной дороги. С 2000 года он с головой погрузился в работу над концепцией нового (уже третьего в его практике) генерального плана города, а затем и самого генерального плана, где не только направлял и координировал деятельность многочисленных субподрядных организаций, но и являлся автором нескольких важных транспортных разделов, например, схемы развития метрополитена.

За время своей профессиональной деятельности М.А. Пиир опубликовал более 30 научных работ по проблемам развития городского транспорта.

В 1994 г. М.А. Пиира избирают академиком Академии транспорта России.

М.А. Пиир вел большую общественную работу, являясь членом правления Петербургской организации Союза архитекторов России, председателем секции городского движения и транспорта, а также членом Дома ученых РАН, в качестве одного из руководителей секции проблем транспорта. Он был организатором многих петербургских и всесоюзных конференций и семинаров, участником международных симпозиумов по проблемам транспорта больших городов в Ростоке (Германия), Милане (Италия) и Хельсинки (Финляндия).

За свою многолетнюю плодотворную и творческую работу в области градостроительства М.А. Пиир награжден орденом Трудового Красного Знамени (1974 г.), а также почетными грамотами Госстроя России (1983 г.), Союза Архитекторов СССР и Исполкома Ленсовета (1984 г.).

Михаил Александрович был прекрасным оратором, умевшим убеждать аудиторию в правильности отстаиваемых позиций. При всей своей природной деликатности, он жестко реагировал на попытки непрофессионального решения городских проблем на любом уровне. Недаром в чиновничьих кругах Ленгорисполкома, где в советские времена процветал волюнтаризм, за ним закрепилось прозвище «профессор», что одновременно отражало и уважение, и некоторое неприятие интеллигенции со стороны «пролетарского» руководства.

Он умел радоваться успехам коллег и друзей, всегда оказывал им профессиональную помощь и поддержку в трудных жизненных ситуациях. Он умел радоваться жизни – хорошим книгам, особенно, поэзии, сам сочинял стихи. У него была страсть одаривать друзей книгами. Любил веселые капустники – и как непосредственный участник, и как благодарный слушатель. Всегда радовался гостям, был хлебосольным хозяином и интереснейшим собеседником.

Он любил свою семью, нежную и заботливую Раису Михайловну, которая стала для него не только женой, подарившей ему двух очаровательных дочерей, но и мудрым советчиком и другом. Только самые близкие знают, сколько душевных и физических сил было отдано ею, чтобы помогать Мише бороться с тяжелыми недугами последних лет.

Михаил Александрович остается жить в своих творческих свершениях, в сердцах родных, в памяти друзей и коллег.

Основные публикации М.А. Пиира

1. Проблемы развития рельсового транспорта в Ленинграде (в соавторстве с А.П. Жуковским)// Строительство и архитектура Ленинграда. 1961.
2. Принципы построения единой системы городского пассажирского транспорта// Актуальные вопросы развития транспорта. Сб. ст. Таллинн, 1968.
3. Разработка и реализация генеральной схемы организации движения транспорта и пешеходов в городе// Транспорт и планировка городов Вильнюса и Каунаса. 1968.
4. Перспективы развития индивидуального транспорта в Ленинграде (в соавторстве с А.Г. Дынкиным)// Проблемы скоростного транспорта в крупных городах. Сб. ст. Киев, 1969.
5. Пересадочность в системе пассажирского транспорта и принципы решения пересадочных узлов// Комплексное развитие городского пассажирского транспорта. Л., 1970.
6. Роль скоростных сообщений в транспортном комплексе Ленинграда// Состояние и перспективы развития скоростного пассажирского транспорта в Ленинграде. Сб. ст. Л., 1970.
7. Пути снижения затрат времени на передвижения в условиях взаимодействия различных видов городского пассажирского транспорта// Пути повышения скоростей сообщения и снижения затрат времени на передвижения на городском пассажирском транспорте. Сб. ст. Л., 1974.
8. Решение пересадочных узлов скоростного рельсового транспорта в Ленинграде// Город и пассажир. Сб. ст. Л., 1974.
9. Определение необходимого количества пересадочных узлов при формировании комплексной транспортной системы крупного города// Современное состояние и перспективы развития транспортных систем крупного города. Сб. ст. Свердловск, 1974.
10. Перспективы использования подземного пространства Ленинграда в градостроительных целях (в соавторстве с Н.С. Пальчиковым)// Планировка и конструкция подземных сооружений в городах. Сб. ст. Л., 1974.
11. Вопросы формирования системы пассажирского транспорта при разработке генерального плана и комплексной транспортной схемы крупного города// В помощь проектировщику-градостроителю. Сб. ст. Киев, 1975.
12. Модель и алгоритм прогноза потоков пассажирского транспорта и пассажиров в транспортной системе города (в соавторстве с В.П. Федоровым, Н.С. Пальчиковым, Б.Г. Питтелем)// Город и пассажир. Сб. ст. Л., 1975.
13. Генеральный план Ленинграда. Комплекс инженерного обеспечения// Строительство и архитектура Ленинграда. 1976.
14. Генеральная схема развития Ленинградского метрополитена// Метрополитен и планировка крупнейшего города. Сб. ст. Харьков, 1980.
15. Основные принципы и перспективы развития пригородно-городских перевозок в Ленинградской агломерации (в соавторстве с А.П. Жуковским)// Перспективные системы региональных экспрессных сообщений и предпосылки их рационального развития в Ленинградском регионе. Мат-лы симпозиума. Л., 1984.
16. Транспортные проблемы генерального плана развития Ленинграда и Ленинградской области// Городской пассажирский транспорт. Сб. ст. Л., 1988.
17. Концепция транспортно-градостроительных нормативов для новых селитебных районов Ленинграда (в соавторстве с Н.С. Пальчиковым)// Совершенствование транспортных систем города. Мат-лы всесоюзного научно-технического семинара. М., 1989.
18. Транспортные проблемы центра Санкт-Петербурга (в соавторстве с А.П. Ледяевым)// Метро. 1996. № 2.
19. Современное состояние и перспективы развития транспортной системы Санкт-Петербурга// Мат-лы 3 съезда Санкт-Петербургского Союза научных и инженерных обществ. СПб., 1997. Т. 2.


Л.И. Свердлин

© S.Waksman 2002.