Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния
 

Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг@Mail.ru
 

Материалы XI международной (четырнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции

Исследование рынка услуг такси г. Хабаровска

А.Н. Самарин, В. В. Хмельницкий

Целью исследования рынка услуг такси в Хабаровске стало определение существующей емкости рынка таких услуг. Для определения особенностей потребительского поведения пассажиров такси и, в частности, расчета объема продаж на транспорте, известно множество способов. Наиболее распространенным является метод сбора информации со счетчиков, установленных внутри автомобиля, которые применяется для определения стоимости проезда одного пассажира и расчета за услуги. Данный способ сбора информации характерен для развитого рынка услуг такси, когда на рынке присутствуют множество официальных участников, оказывающих услуги на высоком уровне. Развитый рынок характеризуется не только определенным уровнем качества производителей услуг, но так же и особенностью потребителей. Текущая ситуация характеризуется тем, что конечные потребители - население слабо информировано о таксомоторных компаниях, их специализации и величине тарифов, не сформировались предпочтения и значительная часть потребителей склонна получать услуги от не лицензированных перевозчиков.

В данной статье предложены к рассмотрению два метода сбора информации и расчета реального объема продаж услуг такси: натурных наблюдений и анкетных опросов.

Первый метод (метод структурного наблюдения) предполагает проведение расчета объема продаж на основании данных о количестве такси, находящихся в движении с учетом известных тарифов на перевозку. Достоинством данного метода является реальное определение количества автомобилей;  недостатком - отсутствие точной информации о наличии клиентов в конкретном автомобиле и учетом только тех автомобилей, которые обладают отличительными признаками, характерными для такси.

Для расчета объема продаж требуется информация: 1) о количестве машин, пересекающих точки наблюдения, 2) о направлении движения автомобиля и 3) о цене услуг за пройденный участок трассы.

Чтобы определить объем продаж в районе города или в городе в целом, необходимо: 1) зонировать территорию города на отдельные участки, в пределах которых стоимость перевозки пассажиров в машинах такси известна (P1 , P2 ,…, Pn ); 2) определить количество и направление движения автомобилей-такси, пересекающие выделенные участки или интенсивность движения (Q1 , Q2 ,…, Qn);     3) рассчитать объем продаж по каждому участку и величину объема продаж на рассматриваемой территории (район города, город):

Vгород = Q1*P1 +Q2*P2 +…+ Qn*Pn     (1)

Информация о стоимости перевозки пассажиров (Pn) может быть получена в результате анализа прейскуранта услуг таксомоторных компаний и экспертных опросов водителей такси.

Для определения интенсивности движения такси (Qn) необходимы натурные наблюдения, в результате которых устанавливается количество и направление движения машин, амплитуда интенсивности движения в течение дня, недели, месяца или года.

Для определения объема продаж в г. Хабаровске нами были выбраны такие точки наблюдения, которые находятся на пересечении основных транспортных потоков и  на выезде/въезде в основные районы города. Данные точки наблюдения позволяют собирать информацию об основном потоке такси. В результате исследования было изучено 30 направлений движения автотранспорта и сделано 90 двадцатиминутных наблюдений. Наблюдения проводились три раза в сутки: 1) с 07.00 ч. по 13.00 ч.; 2) с 13.00 ч. по 19.00 ч.; 3) с 19.00 ч. по 01.00 ч. – рис.1.

Используя данные натурных наблюдений об интенсивности движения такси по районам города, а так же данные о тарифах услуг такси на отдельных участках трассы в зависимости от времени суток, получены общие данные об объемах продаж на транспорте в г. Хабаровске, которые составили 475 тыс. руб.

Второй метод (анкетный) использован как уточняющий для анализа рынка услуг такси. Преимуществом метода является качественный анализ поведения потребителей услуг.

При обследовании рынка услуг такси проведен поквартирный и уличный опрос потребителей, анкетирование работников коммерческих предприятий. В ходе анкетного опроса получены результаты, позволяющие провести сегментацию рынка такси по: виду найма (вызов такси по телефону; использование такси, находящихся на стоянках (официальных/неофициальных); «голосование» на трассе); возрасту; времени использования такси; особенностям потребительского поведения.

Рис. 1. Интенсивность движения такси на пересечение

ул. Тихоокеанской и ул. Шелеста

Самым популярным способом найма такси было голосование на дороге (68%). На сегодняшний день средняя цена одного заказа по телефону составила 164 рубля (самая высокая цена по сравнению с другими сегментами).

Анализ уровня цен при оказании услуг такси в трех сегментах по виду найма такси, позволил получить зависимость между ценой одной услуги и долей воспользовавшихся услугой такси (рис. 2). При этом уровень цен в течении суток меняется (рис.3).

Рис.2. Зависимость спроса услуги такси от средней стоимости поездки

Рис. 3. Зависимость стоимости одной поездки от времени суток

Анализ влияния возраста пользователей такси приведен ниже.

Таким образом, ежедневно жителям г. Хабаровска оказывается услуг такси на сумму 442 тыс. руб.; с учетом приезжающих  в г. Хабаровске она  на 2-3% больше.

Результаты двух исследований (методом натурных наблюдений и анкетного опроса) по объемам продаж услуг такси совпали с погрешностью менее 6,5% (соответственно 475 и 453 тыс. руб.) и составил 462 тыс. руб. в сутки, что говорит о высокой точности исследований.

В ходе анкетирования определен перечень услуг, которые потребители хотели бы получать вместе с услугами такси: продажа телефонных карт; доставка подарков; автопилот(перегон автомобиля); доставка пиццы, продуктов питания; доставка бытовой техники; продажа журналов и газет; продажа табачной и алкогольной продукции; перевозка багажа; открытие дверей автомобиля перед пассажиром; техническая помощь; продажа средств первой необходимости; возможность позвонить из такси. Наиболее часто отмечались: продажа телефонных карт и доставка подарков. В возрастной группе «40-49 лет» в дополнение к этим услугам добавили такие услуги, как перегон автомобиля (автопилот) и встречи–проводы на вокзалах.

Емкость рынка услуг такси г. Хабаровска

Показатель

Возраст, лет

Всего

до 19

20 - 29

30 - 39

40 - 49

старше 49

Количество поездок в год

156776

449850

254030

208918

123965

1193540

Количество потраченных средств на такси, тыс. руб./год

20694

59380

36834

29249

15186

161343

Средняя стоимость поездки, руб.

132

132

145

140

122,5

135