Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния
 

Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг@Mail.ru
 

Материалы XI международной (четырнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции

Обеспечение транспортного  продвижения мало мобильной группы населения

Л.Н.Степанова

С выходом новых нормативных документов СНиП 35.01.2001 «Доступность зданий для маломобильных групп населения», СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения» и ряда других перед проектировщиками поставлена задача по разработке среды, которая была бы доступна для всех категорий населения, включая маломобильную группу граждан и инвалидов. Продвижение маломобильной группы граждан может стать возможным при детальном анализе схемы транспорта и пешеходов в конкретном пересадочном узле (ПУ), и разработке комплекса планировочных мероприятий, которые согласовываются с проектировщиками данного объекта, с последующей корректировкой  некоторых узлов проекта, корректировкой вертикальной планировки и раздела «Схема транспорта и пешеходов».

Ниже рассматриваются проектные решения  по реализации таких требований при проектировании среды в ПУ, в частности, на транспортной развязке третьего транспортного кольца г. Москва,  в проекте реконструкции площади Павелецкого вокзала и схеме генерального плана транспортно-пересадочного узла «Воронок» в г.Щелково  Московской области.

Транспортно-планировочная и пространственная организация ПУ определяется несколькими факторами: числом взаимодействующих видов транспорта, размещением станций, остановочных пунктов, линий, путей и других транспортных сооружений и устройств, коммуникационных элементов, а также размещением узла  в плане города, его архитектурно- планировочной связью с прилегающей застройкой. Градостроительная классификация ПУ отражена в «Рекомендациях по проектированию общественно-транспортных центров (узлов) в крупных городах» [1].

Основополагающим решением по продвижению маломобильной категории населения в ПУ «Волгоградская развязка» стало принятие решения о создании пешеходного моста  над линиями железнодорожных веток и проезжей частью третьего транспортного кольца, что было обусловлено необходимостью передвижения больших потоков людей  в час «пик» в промзону  от Угрешской улицы  ко 2-й улице Машиностроения. Пешеходный мост оснащается несколькими лестницами, а на 2-й улице Машиностроения - дополнительно эскалатором. По проекту, лестницы дублируются лифтами вертикального перемещения, которые устанавливаются в прозрачные шахты. Лифты дают возможность продвижения к основным зонам комплекса рассматриваемой группе граждан. В частности, создается возможность пересадки на станцию Московской Кольцевой железной дороги, а также прохода к стоянкам автомобильного транспорта на 2-й ул.Машиностроения (включая спецтранспорт инвалидов), а также к остановкам общественного транспорта, расположенным здесь же и на Волгоградском проспекте.

Проектом реконструкции площади Павелецкого вокзала  предусмотрено строительство комплекса обслуживания с подземным паркингом на 371 машину, благоустройством площади, а также  строительство  дополнительного выхода со станции метро «Павелецкая». Ансамбль площади Павелецкого вокзала является крупным ПУ городского и регионального значения и по градостроительной классификации относится к привокзальным узлам, по типам взаимодействющих категорий транспорта – к узлу регионального уровня: железнодорожный вокзал, со станциями пригородных железных дорог, погрузочный терминал аэропорта «Домодедово», два выхода (впоследствии будет возведен еще один) со станции метро «Павелецкая», многочисленные остановки и линии общественного наземного транспорта: троллейбус, автобус, маршрутные такси, трамвай, такси, а так же частный автотранспорт.

В результате комплексной реконструкции здания вокзала возросла возможность продвижения граждан мобильной группы населения. В дальнейшем, предполагается разработка генплана площади для возможности ее посещения  маломобильной группой граждан, в том числе инвалидами. Формирование общественно-транспортного центра происходит из нескольких самостоятельных  зон, как-то: комплекс зданий и сооружений Павелецкого вокзала, церковный комплекс, прилегающий к вокзалу, офисно-гостиничный комплекс, жилые дома с магазинами в первых этажах, здание Гуманитарного университета. Вдоль улицы Зацепский Вал также расположены: Медицинский центр, Театральный музей им. А.А. Бахрушина,  здание крупного проектного института, выход из здания метро «Павелецкая». В центре площади предполагается  строительство одноуровневого комплекса обслуживания  с организацией входа в подземное пространство. Проект комплексного благоустройства площади представляет собой устройство прогулочной зоны с кафе, небольшими магазинами и т.д.  с включением зеленых насаждений, газонов с дорожками, фонтанами, малыми формами, элементами попутного обслуживания. Система подземных переходов с лестницами, пандусами и лифтами вертикального перемещения  должна связать все зоны комплекса  в единое целое. В результате предлагаемых проектом мер, станет возможным: беспрепятственное продвижение по территории комплекса мало мобильной группы населения, других групп населения пешком, с помощью трости, костылей, кресла-коляски (с сопровождением); подъезд к территории центра  и подземной  автостоянке личным, общественным и специальным транспортом, приспособленным для проезда  инвалидов; обеспечение информативными услугами, ориентированными на группу мало мобильного населения и  инвалидов; решение системы обслуживания, которая может быть предназначена для рассматриваемой категории граждан.

Существующие подземные переходы имеют восемь выходов, часть из которых продублирована пандусами или имеют выход из подземного перехода в виде пандуса. Предполагается провести комплексную реконструкцию существующих переходов с прокладкой  в конструкциях пандусов, лестниц кабеля подогрева, а также замена существующих покрытий пандусов  с устройством  поручней  по специальному нормативу.

Проектом предусмотрено строительство двух подземных переходов: один будет связывать новый вестибюль станции «Павелецкая» со зданием Павелецкого вокзала, другой - под Ленинским проездом, связывать новый вестибюль метро с новым торговым комплексом (II очередь строительства). Лестницы подземных переходов новой станции метро по проекту дублируются пандусами с уклоном 10% и 8% . Также предполагается устройство трех наземных регулируемых переходов и двух нерегулируемых переходов.

На стоянках, остановках общественного транспорта предусматриваются специальные мероприятия, учитывающие потребности инвалидов рассматриваемых категорий.

Недалеко от входа в комплекс, представляющий прозрачный вестибюль с 4-я панорамными лифтами, должна быть сооружена новая остановка общественного транспорта (согласована  и принята в генеральной схеме транспорта и пешеходов)

К основным мероприятиям можно отнести: устройство специальных ограждений перекрестков, изменение типов мощения перед входами-выходами из подземных переходов, перед лестницами прогулочной зоны, устройство специальных съездов с тротуаров на проезжую часть, в том числе с интенсивным движением транспорта.

Важным разделом проекта является установка  щитов  с хорошо читаемой информацией  на всей территории комплекса. Для передвижения по наружным лестницам территории комплекса могут быть применены разнообразные устройства, не имеющие зарубежных аналогов.

Концепцией развития жилого квартала «Воронок» в г. Щелково Московской области предусмотрен снос  части существующей жилой застройки по ул. Пушкина с одновременным строительством офисно–административного и торгового центров, что определяет формирование общественно–транспортного центра  в районе железнодорожной станции «Воронок». На площади перед станцией ж/д также располагаются автобусная станция с несколькими остановками городских маршрутов, стоянки частного автотранспорта и такси. Вдоль железнодорожных путей по проекту  проходит магистраль городского значения, предназначенная для грузовых перевозок.

Предпроектные проработки предусматривают два варианта схем генплана общественно-транспортного центра (узла) «Воронок»: 1) организацию пешеходного движения перед  железнодорожной станцией (новый проект станции предусматривает  возможность перехода над железнодорожными путями на отметке третьего уровня) с устройством проезда грузового транспорта в подземном тоннеле - этот вариант с прокладкой тоннеля с уклоном полотна 5-8% значительно повысит  сметную стоимость строительства;  однако преимуществом данного варианта можно считать частичное улучшение экологической ситуации места проектирования, а также возможность дополнительного озеленения, устройства площадок  с установкой малых форм, фонтанов, и других элементов благоустройства. Высвобождаются резервные территории, которые могу быть использованы с большей экономической эффективностью. Второй вариант схемы генплана предполагает другую компоновку здания станции «Воронок». Прозрачное перекрытие над железнодорожными путями одновременно служит навесом для грузовой автомагистрали; вход на территорию автостанции и стоянку частного автотранспорта организуется со стороны вокзальной площади. Пассажирам, включая группу мало мобильного населения и инвалидов, предоставляется возможность беспрепятственного передвижения  в границах сложившейся территории общественно-транспортного центра, в  прогулочной зоне, а также в зонах ожидания  транспорта. Применение лифтов вертикального перемещения, создаст возможность попадания на автобусную станцию и стоянку автотранспорта  непосредственно из торгового центра или административно-офисного комплекса на ул. Пушкина. Преимуществом второго варианта композиционного решения площади является удешевление работ по строительству, в связи с отсутствием в проекте подземного тоннеля грузового транспорта, а недостатком – сокращение габаритов привокзальной площади перед станцией.

Во втором варианте здание пересадочного узла на уровне отметки второго этажа по композиции частично  будет нависать над площадью  перед входами в здание. Въезды на автостанцию, стоянку частного автомобильного транспорта, стоянку торгового центра осуществляются  со стороны ул. Пушкина. Для продвижения пешеходов, включая мало мобильную группу населения через несколько проездов, необходимо  оборудовать наземные регулируемые переходы с обогреваемыми съездами с тротуаров, светофорами со звуковыми сигналами. Регулируемые переходы, остановки общественного транспорта и их место расположения  проектируются специализированными организациями. Здание станции предлагается выполнить в трех уровнях: первый – распределительный вестибюль, второй – уровень платформ, и третий – зал ожидания с видеосалоном и кафе. В отметке третьего уровня осуществляется переход через дорогу, платформы и ж/д пути. Для возможности передвижения и экономии времени на пересадки, лестницы всех уровней дублируются подъемниками вертикального перемещения (по расчету). Аналогичная практика внедрена за рубежом (лифты вертикального спуска с отметки земли на отметку платформ метрополитена существуют на сегодняшний день в гг. Вене, Ганновере, Германия  и др.)

Литература

1.      Рекомендации по проектированию общественно-транспортных центров (узлов) в крупных городах.- М.,1997. /ЦНИИПградостроительства; авт.: З.В.Азаренкова. Л.Н.Степанова