Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния
 

Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг@Mail.ru
 

О некоторых закономерностях подвижности студентов [1]

 (на примере Москвы)

П.М. Крылов

Рассматриваются величина и характеристики подвижности студентов одного из ВУЗов Москвы. Акцент сделан на рассмотрении процессов в рамках региональной транспортной системы Московской агломерации.

 

Целью исследования являлся анализ материалов анкетного обследования 750 студентов   Московского государственного индустриального университета (МГИУ): 86% студентов постоянно или временно проживают в Москве, 14% - в Московской области. 61% опрашиваемых - женщины, 39% - мужчины. Около 92% респондентов - студенты очной формы обучения и около 8% - вечерней. Более 95% студентов обучалось во время опроса на первом курсе. Средний возраст мужчин 18,2 лет, женщин 17,7 лет. ВУЗ не имеет общежития. Место нахождения МГИУ - ближняя южная окраина Москвы, между Садовым кольцом и Третьим транспортным кольцом (территория АМО ЗИЛ).

В анкету были включены следующие вопросы:

1.Каким основным способом Вы добираетесь в МГИУ: пешком [2] , на общественном или индивидуальном транспорте [3] ?

2-3.Какое число поездок на общественном транспорте (в среднем) Вы совершаете в рабочий (в выходной) день?

4.Сколькими видами общественного транспорта Вы пользуетесь в рабочий день?

5.Какая доля поездок на общественном транспорте приходится у Вас на маршрутное такси?

6.Как далеко от места вашего фактического проживания Вы уезжаете на выходные дни (в среднем за год)?

7.Сколько времени (в среднем) Вы тратите на проезд от места проживания до входа в МГИУ?

8.Если Вы пользуетесь общественным транспортом для посещения МГИУ, то сколько пересадок с одного вида транспорта на другой Вы делаете по дороге?

9.Часто ли Вы не оплачиваете свой проезд на общественном транспорте (не только в Москве и Московской области)?

10.Какие важнейшие проблемы возникают при использовании ГОТ Москвы (выберите не более 2 шт.): А)большие интервалы движения, отсутствие работы ночью, Б)неудобная, несбалансированная сеть маршрутов, В)частые заторы, пробки, аварии, Г)высокая опасность при использовании, в т.ч. личная безопасность; Д)неудобство использования - духота, много пассажиров; Е)высокая стоимость проезда, Ж)прочее - укажите что именно.

11.В каких частях Москвы по-вашему недостаточно развита сеть наземного общественного транспорта: А)в центре, Б)на окраинах (в пределах МКАД), В)на окраинах (за пределами МКАД), Г)в районах между Центром и окраинами?

12.Исходя из Вашего личного опыта, в каких городах России/мира общественный транспорт работает лучше?

13.Часто ли Вы пользуетесь такси (оплачиваемым проездом в легковом автомобиле)?

14.Собираетесь ли Вы в будущем покупать/арендовать/ использовать индивидуальный транспорт (автомашину)? [4] ДА или НЕТ. Если ДА, то – А)преимущественно для поездок в городах, Б) преимущественно для поездок вне городов, В)везде

15.Укажите Ваш пол и возраст (число полных лет) и место жительства (населенный пункт (вне Москвы) или район (не округ) Москвы)

Ниже приводятся особенности подвижности студентов.

1.Способ достижения МГИУ: 64% студентов используют общественный транспорт; пешком и общественный транспорт - 23%; индивидуальный - 7,5% (в т.ч. мужчины - 11,3% и женщины - 4,7%); пешком- 5% (в т.ч. муж.- 7,2%, жен.- 3,6%); все три способа использует 0,5% студентов.

2.Среднее число маршрутных поездок на общественном транспорте у студентов в рабочий день- 3,69, (в т.ч. у женщин  3,52 и у мужчин - 3,95). При этом число студентов, совершающих от 2,1 до 3 поездок (9,6%) меньше, чем число тех, кто совершает от 1,5 до 2 поездок- 24,5% и тех, кто совершает от 3,1 до 4 поездок – 34,0%; 5 и более поездок на общественном транспорте совершает 15,8% респондентов, не пользуется общественным транспортом 7% студентов.

3.В среднем в выходной день совершается 2,61 поездки, причем 14,8% студентов стараются не совершать поездок на общественном транспорте.

4.В среднем студенты пользуются 2,05 различными видами общественного транспорта, в т.ч. 16% - одним видом, 51% - двумя, 22%- тремя, 3% - четырьмя и более видами общественного транспорта.

5.В среднем 13,8% (14,6% у женщин, 12,8% у мужчин) студентов пользуются маршрутным такси; не пользуются в течение недели маршрутным такси 37% студентов; у 2% студентов более 50% поездок приходится на маршрутки.

6.Поездка из дома до входа в ВУЗ занимает 49,7 минут (мужчины –  47,9 мин., женщины – 50,9 мин.). Большой размер МГА приводит дальним и сверхдальним маятниковым миграциям студентов: 6,4% студентов добираются до МГИУ более 90 минут, в т.ч. 1,5% - более двух часов. При этом только до 26% студентов тратят на поездку не более получаса.

7.По дороге в МГИУ 31% студентов обычно не делает пересадок, 33% - совершают одну пересадку, 27%- две, 9% - три и более пересадок.

8.Студенты в большинстве своем являются добросовестными пассажирами: 65% всегда оплачивает проезд и лишь 8% старается не оплачивать его.

9.Наиболее важной проблемой ГОТ 36% респондентов назвали «частые заторы, пробки, аварии»; далее следуют ответы: «неудобство использования - духота, много пассажиров» - 31% и «большие интервалы движения, отсутствие работы ночью» - 21%.

10.Частота использования такси: 52% студентов не пользуются такси ни разу в году (не чаще одного раза в году); мужчины на 15% чаще пользуются такси.

11.В будущем 84,6% студентов (в т.ч. 87,7% мужчин и 83,2% женщин) собираются использовать (покупать, арендовать или продолжать использовать) личный легковой автомобиль; место проживания (Москва или МГА) не связано с потенциалом использования личного автотранспорта.

12. Наибольший процент желающих использовать автомобиль (85,5%) относится к группе с затратами времени на передвижение в пределах 46-60 минут; в группах с минимальными (до 30 минут) и максимальными (более 90 минут) временными показателями желающих использовать автомобиль несколько меньше – соответственно 76,3% и 83,3%.

13.Гендерный фактор выражен очень слабо. Мужчинам свойственна несколько большая подвижность, в т.ч. и в выходные дни, большее желание использовать в будущем личный автотранспорт, большая частота использования.