Оценка кривой тяготения жителей г. Иркутска

относительно центра по данным анкетирования

 Р.Ю. Лагерев, А.Б.Куприянова, М.И.Шаров

Рассмотрены результаты оценки функции тяготения по трудовым целям в центр города Иркутска, полученные на основе обработки анкет опроса подвижности населения.

 

Следует заметить, что разнообразие функций тяготения, предложенных разными авторами, определяется, прежде всего, различием характеристик обследованных ими городов, а также различием функции тяготения населения к разным центрам: местам работы, отдыха, культурно-просветительного учреждения, зрелищным предприятиям и др.

В теории и практике транспортного планирования ФРГ широкое применение получила, так называемая, функция EVA, используемая для распределения пассажиропотоков в программе PTV-VISUM:

;    (1) где , , – калибровочные коэффициенты функции тяготения, определяемые при помощи аппроксимации кривой накопленных частот;   - стоимость передвижения (затраты времени) между и учетно-транспортными районами города.

В результате обследований расселения и передвижений населения в центр города Иркутска получен ряд функций тяготения, аппроксимированных гиперболическими, экспоненциальными и другими зависимостями. Поиск показал, что наилучшей аппроксимацией обладает функция EVA (рис. 1): коэффициент множественной детерминации для рассмотренной функции R2≥0,9; функции тяготения для разных видов передвижений существенно отличаются  (см. табл.).

Рис. 1. Кривая расселения относительно цента города, построенная на основе калибровки параметров по затратам времени

(все виды передвижений ),R2=0,996

 

Тип передвижения

E

F

G

Все виды передвижений

1.078

3.855

0.0707

Индивидуальный транспорт

0.915

4.330

0.1199

Общественный транспорт

0.8618

4.517

0.09017

 

Результаты исследования подтверждают невозможность применения одной «универсальной» кривой для городов, отличающихся планировочной структурой, социальным и профессиональным составом населения, характеристиками транспортной системы. Однако усреднение функции тяготения на стадии проектирования генплана неизбежно вследствие неполноты необходимой информации для ее точного представления.


© S.Waksman, 2002